АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78- 5 / 8
24 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме октября 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи И.В. Леонтьева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жигжитовой Б.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья "Тихий центр" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 78 308, 66 руб., пени с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 8677,52 руб., с начислением неустойки на сумму задолженности на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности, о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб., неустойки за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в сумме 630,10 руб., на сумму задолженности за капитальный ремонт в соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
при участии в судебном заседании:
От истца - представитель не явился;
От ответчика - ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2018 года.
Товарищество собственников жилья "Тихий центр" обратилось с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 31.03.2018 г. в размере 69263,92 руб., пени с 01.12.2016 г. по 31.03.2018 г. в размере 7499,63 руб., с 31.04.2018 г. взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, произведенной в течение девяносто календарных дней со дня наступления срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, начиная с девяноста первого дня, следующего за днем наступления уставленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки по день исполненного денежного обязательства, суммы взносов на капитальный ремонт с 01.12.2016 г. по 31.03.2018 г. в размере 9405,65 руб., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт с 01.12.2016 г. по 31.03.2018 г. в размере 537,19 руб., с 31.04.2018 г. взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы взносов, за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, за каждый день просрочки по день фактической оплаты, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.,
Истец неоднократно уточнял исковые требования в последнем заявлении просил взыскать с ответчика задолженность за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 78 308, 66 руб., пени с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 8677,52 руб., с начислением неустойки на сумму задолженности на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности, взыскать задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб., неустойки за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в сумме 630,10 руб., на сумму задолженности за капитальный ремонт в соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
Суд принял уточнение исковых требований.
Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве, указала на чрезмерность судебных расходов на оплату услуг представителя, расчет требований не оспорила, пояснила, что расчет ответчиком проверен, возражений к расчету не имеется.
Суд, изучив материалы дела, установил.
Товарищество собственников жилья «Тихий центр» обращается в суд с исковым требованием к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о взыскании суммы долга за текущий ремонт, содержание общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги в размере 78 308, 66 рублей и 11252,02 рублей взносы на капитальный ремонт за период с 01.12.2016 г по 30.06.2018 г. указывая на следующее.
По результатам голосования собственников помещений многоквартирного дома № 12 по ул. П. Сухова, г. Горно-Алтайска товарищество собственников жилья было выбрано в качестве способа управления указанным многоквартирным домом и образовано ТСЖ «Тихий центр», основание протокол учредительного собрания от 26.09.2008 года.
С 20.09.2006 года по сегодняшний момент согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости № 04-02/001-04/999/001/2016-796/1 от 20.09.2016 г. Распоряжение № 422-р от 29.03.2012 г. жилое помещение площадью 78,4 м. кв. № 41 многоквартирного дома № 12 по ул. Петра Сухова в г. Горно-Алтайске передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ИНН <***>).
Согласно решения собрания собственников (т. 1 л.д. 86) решено определить способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ «Тихий центр», избрана кредитная организация и установлен тариф на капитальный ремонт.
Истец поясняет, что в указанный период времени помещение не было заселено, в связи с чем обязанности по его содержанию должен нести собственник помещения нести в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами РФ.
.
В результате неисполнения ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обязанностей по внесению платы за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги в общей сумме 78 308, 66 рублей и взносов на капитальный ремонт за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в сумме 11252,02 руб.
В расчет задолженности истец включил услуги на отопление спорного помещения, расходы на общедомовые нужды на электрическую энергию, горячее и холодное водоснабжение и расходы на содержание и ремонт общего имущества.
За несвоевременную оплату задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 78 308, 66 руб., истец начислил ответчику неустойку на основании п. 14 ст. 155 ЖК за период с 11.01.2017 г. по 30.06.2018 г. в размере 8677,52 руб., с начислением неустойки на сумму задолженности на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
За несвоевременную оплату задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб., истец начислил ответчику неустойку на основании п. 14.1 ст. 155 ЖК за период с 11.01.2017 г. по 30.06.2018 г. в сумме 630,10 руб., с начислением неустойки в соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
Ответчик в отзыве указывает, что он не обязан нести расходы на содержание данного имущества, что истец не доказал отсутствие жильцов в указанный период времени, а также что у истца нет полномочий производить взыскание задолженности за капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления, или уполномоченные ими лица.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Пунктами 1, 2, подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны РФ,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082,
установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами
Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской
Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации
организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него
полномочий.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац пятый пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац второй пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и иные законные владельцы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Истец представил в материалы дела выписку из Единого государственного реестра прав, из которой следует, что владельцем спорной квартиры является Российская Федерация, а за ФГКУ «СТУИО» Минобороны России зарегистрировано Право оперативного управления.
В силу закона статей 131, 216, 299 Гражданского кодекса РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", моментом позволяющим возложить на ответчика как основного должника бремя содержания имущества возникает с момента регистрации права оперативного управления.
При этом обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества не ставится в зависимость от заключения или не заключения соответствующего договора и фактического использования общим имуществом в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
Представитель ответчикав факт нахождения спорной квартиры в оперативном управлении у ответчика с дат указанных истцом не оспорил, следовательно ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с положениями норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса РФ обязано нести бремя содержания квартир, вне зависимости от несения самостоятельных расходов по содержанию своего имущества.
Как следует из расчета истца, задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме исчислена, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и тарифов, утвержденных протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома, нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов установленных службой по тарифам.
Начисления за предоставленные жилищные и коммунальные услуги производились в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", начисление взносов на капитальный ремонт в соответствии с установленными размерами взносов Постановлением Правительства Республики Алтай.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии п. 1,2 ст.296 ГК РФ на ответчика возложена обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт и жилищные и коммунальные ресурсы. Решение от 30.11.2017 г. по делу № А78-1056/2017 Арбитражного суда Забайкальского края, и Постановление от 22.02.2018 г. Четвертого Арбитражного апелляционного суда по делу № А78-1056/2017.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за
услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему
ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
взносы на капитальный ремонт.
Таким образом, правомерным является требования истца о взыскании с должника расходов на содержание и ремонт общего имущества дома, коммунальные услуги на содержание помещения и общего имущества, а также оплаты на капитальный ремонт. Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 Гражданского кодекса РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Ответчик доводы истца о не заселенности спорного помещения в указанный истцом период не опроверг, доказательств наличия жильцов не представил.
Довод ответчика о том, что ТСЖ «Тихий центр» не наделено правом сбора денежных средств на капитальный ремонт опровергаются решением собрания от 21-22 августа 2014 г. в протоколе которого указано, что денежные средства на капитальный ремонт формируются на специальном счете ТСЖ «Тихий центр». Из чего следует, что собственники помещений в соответствии со ст. 171 ЖК РФ выбрали способ формирования фонда капитального ремонта через специальный счет. В данном случае владельцем специального счета является ТСЖ «Тихий центр», который в соответствии с положениями ст. 173 ЖК ЖК РФ имеет право принимать меры по погашению задолженности расходов на капитальный ремонт.
Суд считает требования о взыскании задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 78 308, 66 руб., задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
За несвоевременную оплату задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. в размере 78 308, 66 руб., истец начислил ответчику неустойку на основании п. 14 ст. 155 ЖК за период с 11.01.2017 г по 30.06.2018 г. в размере 8677,52 руб., с начислением неустойки на сумму задолженности на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
За несвоевременную оплату задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб., истец начислил ответчику неустойку на основании п. 14.1 ст. 155 ЖК за период с 11.01.2017 г по 30.06.2018 г. в сумме 630,10 руб., с начислением неустойки в соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с. п. 1 ст. 155 Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем
Истец произвел начисление неустойки за период с 10.02.2017 г. (с 31 дня после наступления дня оплаты) по 30.06.2018 г., что является правомерным и судом принимается.
Истец просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не исключает возможности рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции (п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82).
Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение своих требований заявитель представил договор об оказании юридических услуг, акт выполненных работ, платежное поручение (т. 1 л.д.81,82,96).
Пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 г. № 121 установлено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации.
Ответчик заявил о чрезмерности требований, доказательств чрезмерности требований не представил.
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Пунктом 11 Постановления Пленума разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Суд, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, учитывая обстоятельства настоящего дела, степень его сложности, протяженность рассмотрения, количество судебных заседаний, объем выполненных работ и затрат представителя, как временных, так физических и интеллектуальных, отсутствие информации о сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг юристов и сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, не находит чрезмерности в требовании заявителя.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для распределения судебных расходов с суммы 10000 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины и оплату услуг представителя по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья "Тихий центр" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 11252,02 руб. задолженность на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в сумме 78308,66 руб., неустойку за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в сумме 630,10 руб., неустойку за несвоевременную оплату задолженности на содержание общего имущества и коммунальные услуги 8677,52 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб., расходы по оплате госпошлины 3468 руб., всего 112336,3 руб.
С 01.07.2018 г. взыскать неустойку на сумму задолженности за капитальный ремонт в соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
С 01.07.2018 г. взыскать неустойку на сумму задолженности на содержание общего имущества дома и коммунальные услуги в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по день оплаты задолженности.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 487 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Леонтьев