АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-7799/2022
20 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 20 октября 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи А.А. Ульзутуевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело №А78-7799/2022 по заявлению Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Чебурашка» с.Угдан (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2020 год в размере 1 103,62 руб.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Чебурашка» с.Угдан (далее – МДОУ детский сад «Чебурашка», Учреждение) о взыскании задолженности в размере 1 103,62 руб.
Учреждение письменный отзыв на заявление не представило.
О месте и времени рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 50-51), явку представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.
Управление Росприроднадзора представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В предварительном судебном заседании 11 октября 2022 года объявлялся перерыв до 12 и 13 октября 2022 года, информация о перерывах размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).
Определением от 17 августа 2022 года суд предложил лицам, участвующим в деле, при наличии возражений относительно возможности рассмотрения дела в их отсутствие и перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, представить данные возражения.
Лица, участвующие в деле, возражений относительно возможности перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу не представили.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 13 октября 2022 года предварительное судебное заседание и по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству») перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании.
Исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 июля 2022 года № ЮЭ9965-22-134123464 (л.д. 34-39) МДОУ детский сад «Чебурашка» зарегистрировано в качестве юридического лица 3 апреля 1998 года за регистрационным номером 474 АЧТ, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
Учреждение состоит на учете в Управлении Росприроднадзора и относится к категории предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Основным видом деятельности Учреждения является образование дошкольное. При этом ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Учреждением в Управление Росприроднадзора представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (л.д. 11-20) с указанием суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет, в том числе по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 1 105,58 руб.
Управлением Росприроднадзора представлены акты сверок расчетов за периоды с 01.01.2015 по 01.11.2021 и с 01.11.2021 по 01.04.2022, согласно которым задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год у Учреждения составляет 1 103,62 руб.
Управлением Росприроднадзора в адрес МДОУ детский сад «Чебурашка» направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду №45/2022 от 30 марта 2022 года (л.д. 8) и № 10-62/2311 от 30 марта 2022 года с предложением не позднее 30 апреля 2022 года оплатить задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 1 103,62 руб.
В связи с тем, что Учреждением оплата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет не произведена в полном объеме, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» установлена передача Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Исходя из пункта 1 раздела V Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами), являющегося приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» за Росприроднадзором закреплен такой источник доходов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, Управление Росприроднадзора (как территориальный орган Росприроднадзора) обладает полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем последнее правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (пункт 1).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 16.1. Закона об охране окружающей среды, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Статьей 16.2. Закона об охране окружающей среды определен порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3).
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также форма декларации утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899».
В силу пункта 1 статьи 16.3. Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 2 статьи 16.3. Закона об охране окружающей среды определено, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16.3. Закона об охране окружающей).
Пунктом 1 статьи 16.4. Закона об охране окружающей среды определено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4. Закона об охране окружающей среды).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4. Закона об охране окружающей среды).
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8 статьи 16.4. Закона об охране окружающей среды).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 16.4. Закона об охране окружающей среды).
В силу пункта 1 статьи 16.5. Закона об охране окружающей среды контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.5. Закона об охране окружающей среды).
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определено, что лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Согласно пункту 37 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Законом об охране окружающей среды.
В силу пункта 38 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы.
При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил (пункт 39 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Поскольку МДОУ детский сад «Чебурашка» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, у него имеется обязанность по внесению платы за такое негативное воздействие.
Оказание Учреждением негативного воздействия на окружающую среду подтверждается декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (л.д. 11-20), представленной в Управление Росприроднадзора, что МДОУ детский сад «Чебурашка» не оспаривается.
Согласно представленным актам сверок расчетов за периоды с 01.01.2015 по 01.11.2021 и с 01.11.2021 по 01.04.2022, задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год у Учреждения составляет 1 103,62 руб.
Таким образом, Учреждение обязано внести в бюджет плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 1 103,62 руб. (КБК: 048 1 12 01010 01 6000 120).
В нарушение норм действующего законодательства Учреждением обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет в указанном размере на момент рассмотрения дела в суде не исполнена.
Расчет задолженности проверен судом и признается правильным. Возражения по расчету от МДОУ детский сад «Чебурашка» не поступили.
В соответствии с частью 3 статьи 41 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного, арбитражный суд, проверив основания для взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102 и 110 АПК Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика (МДОУ детский сад «Чебурашка») в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 171 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка» с.Угдан (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год в размере 1 103,62 руб., с зачислением взысканной суммы по следующим реквизитам:
УФК по Забайкальскому краю (Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, л/сч <***>)
ИНН <***>, КПП 753601001
ОГРН <***>
р/сч <***>
к/сч 40102810945370000063
Отделение Чита Банка России // УФК по Забайкальскому краю г. Чита
БИК 017601329
ОКТМО 76650000
КБК: 048 1 12 01010 01 6000 120 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. УИН: 0.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка» с. Угдан (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Ульзутуева