АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7854/2010
01 февраля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме 01 февраля 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе:
судьи Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамедовой С.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Альянс»
к Администрации городского поселения «Хилокское»,
третье лицо – Управляющая организация Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ Хилок»,
об оспаривании распоряжения от 29.09.2010 г. и понуждении возвратить жилые дома на обслуживание,
при участии
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 12.12.2010 г.;
от заинтересованного лица: ФИО2 - Главы городского поселения «Хилокское»;
от третьего лица: ФИО3 - директора УО ООО «ЖЭУ Хилок»,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Альянс» (далее – ООО УО «Альянс») обратилось с заявлением к Администрации городского поселения «Хилокское» (далее – администрация) о признании недействительным распоряжения № 204 от 29.09.2010 г. «О передаче жилого фонда городского поселения «Хилокское» для оказания услуг по его обслуживанию и содержанию» и понуждении администрацию возвратить жилые дома, расположенные по адресу ул. Дзержинского, 4, на обслуживание ООО УО «Альянс».
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что распоряжение вынесено в нарушение жилищного законодательства, предусматривающего определенный порядок проведения общего собрания собственников жилья.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, поддержав требования заявителя о признании недействительным распоряжения администрации № 204 от 29.09.2010 г. «О передаче жилого фонда городского поселения «Хилокское» для оказания услуг по его обслуживанию и содержанию», и заявив отказ от исковых требований в части 2 искового заявления, а именно о понуждении администрацию возвратить жилые дома, расположенные по адресу ул. Дзержинского, 4, на обслуживание ООО УО «Альянс».
Представитель администрации в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение вынесено законно и обоснованно.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы представителя администрации, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 197 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В судебном заседании представитель заявителя заявил отказ от требований в части понуждения администрацию возвратить жилые дома, расположенные по адресу ул. Дзержинского, 4, на обслуживание ООО УО «Альянс».
Поскольку отказ истца от иска в указанной части не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, производство по делу в указанной части заявленных требований подлежит прекращению.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как установлено материалами дела, 17.09.2008 г. между Администрацией городского поселения «Хилокское» и ООО УО «Альянс» в соответствии со ст.163 Жилищного кодекса РФ был заключено договор № 35 на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда городского поселения «Хилокское».
По условиям договора ООО УО «Альянс» принимает на себя обязанность по выполнению работ по содержанию и ремонту жилого фонда городского поселения «Хилокское», определенного в приложении № 1, являющегося неотъемлемой частью договора, обеспечивающих надлежащее санитарное и техническое состояние этого имущества.
Согласно приложению к договору, в перечень многоквартирных домов, переданных на обслуживание ООО УО «Альянс», включен жилой дом по ул. Дзержинского, 4.
19.08.2010 г. сторонами по указанному договору было подписано соглашение, в силу которого договор № 35 на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда городского поселения «Хилокское» от 17.09.2008 г. считать расторгнутым с 01.09.2010 г.
14.09.2010 г. по итогам заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, (протокол от 14.09.2010 г., л.д.34-36, т.1), были приняты решение, в том числе: о выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией; в качестве управляющей организации утверждена УО ООО «ЖЭУ Хилок».
УО ООО «ЖЭУ Хилок» с собственниками жилых помещений были заключены договора управления многоквартирным домом.
29.09.2010 г. заместителем главы городского поселения «Хилокское» было принято распоряжение № 204 «О передаче жилого фонда городского поселения «Хилокское» для оказания услуг по его обслуживанию и содержанию», из которого следует, что на основании решения собрания жильцов дома № 4 по ул. Дзержинского в г. Хилок по выбору способа управления многоквартирным домом – УО ООО «ЖЭУ Хилок»:
1. В срок до 01.10.2010 г. передать всю имеющуюся в ООО УО «Альянс» документацию на многоквартирный дом № 4 по ул. Дзержинского г. Хилок в УО ООО «ЖЭУ Хилок».
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела ЖКХ администрации городского поселения «Хилокское».
Считая распоряжение незаконным, ООО УО «Альянс» обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу требований, установленных частью 2 данной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено материалам дела, решением от 14.09.2010 г. общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 4 по ул. Дзержинского в г. Хилок выбран способ управления домом управляющей организацией УО ООО «ЖЭУ Хилок».
На момент рассмотрения дела данное решение общего собрания собственников помещений в установленном порядке не отменено.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Как установлено материалами дела, договор № 35 на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда городского поселения «Хилокское» от 17.09.2008 г., в том числе по управлению многоквартирным домом по адресу: ул. Дзержинского, 4, заключенный между ООО УО «Альянс» и администрацией расторгнут с 01.09.2010 г. по соглашению сторон.
Таким образом, в силу требований, установленных частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, у ООО УО «Альянс» возникла обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом по ул. Дзержинского, 4 и иные связанные с управлением этим домом документы вновь выбранной управляющей организации, а именно УО ООО «ЖЭУ Хилок».
Поскольку данное требование закона ООО УО «Альянс» не было выполнено, администрация правомерно приняло оспариваемое распоряжение, обязывающее ООО УО «Альянс» передать всю имеющуюся документацию на многоквартирный дом № 4 по ул. Дзержинского г. Хилок в УО ООО «ЖЭУ Хилок».
Доводы заявителя об отсутствии у него документация на многоквартирный дом № 4 по ул. Дзержинского у ООО УО «Альянс», в силу того, что администрацией не представлено доказательств передачи данной документации обществу, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (п.24) сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (п.27 названных Правил).
Таким образом, обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома без технической документации на многоквартирный дом является невозможным.
Как установлено материалами дела, ООО УО «Альянс» в течение почти двух лет осуществляло оказание услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома по ул. Дзержинского, 4, что невозможно без технической документации на данный многоквартирный дом.
Кроме того, наличие у ООО УО «Альянс» такой документации объективно подтверждается представленными актами о приеме выполненных работ по жилому дому № 4 по ул. Дзержинского, где заказчиком выступало ООО УО «Альянс», а также актом приема-передачи технической документации ООО УО «Альянс» в УО ООО «ЖЭУ Хилок» по другим домам, находящихся на обслуживании у ООО УО «Альянс» по договору № 35 на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда городского поселения «Хилокское» от 17.09.2008 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Производство по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Альянс» о понуждении Администрацию городского поселения «Хилокское» возвратить жилые дома, расположенные по адресу ул. Дзержинского, 4, на обслуживание ООО УО «Альянс» прекратить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Альянс» о признании недействительным распоряжения Администрации городского поселения «Хилокское» от 29.09.2010 г. № 204 «О передаче жилого фонда городского поселения «Хилокское» для оказания услуг по его обслуживанию и содержанию» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.
Судья: А.Б. Литвинцев.