АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7918/2012
09 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2012, полный текст решения изготовлен 09.11.2012.
Судья Арбитражного суда Забайкальского края Д.С. Горкин
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций в размере 88295 рублей
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от01.02.2012 года;
от заинтересованного лица – ФИО2, представителя по доверенности от 11.10.2012 года, ФИО3, представителя по доверенности от 11.10.2012 года, ФИО4, представителя по доверенности от 11.10.2012 года.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн" о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в размере 88295 рублей.
В судебном заседании 06.11.2012 объявлялся перерыв до 14-15 09.11.2012.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, представил справку, согласно которой ответчик не имеет задолженности по страховым взносам, не привлекался ранее к ответственности за подобные нарушения.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования отклонила, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн" в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре и состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 14 Закона № 167-ФЗ и статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователь (работодатель) обязан представлять в установленные сроки в территориальные органы страховщика документы и сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта на застрахованных лиц.
Согласно ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
Перечень сведений, необходимый для представления страхователем в органы страховщика, установлен в пункте 2 названной статьи Закона № 27-ФЗ.
Согласно акту камеральной проверки от 15.03.2012 г. № 223 Пенсионным фондом установлено, что страхователь не представил в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган страховщика – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) за отчетный период 2011 г. (календарный год).
Согласно акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.03.2012 г. № 223 Пенсионным фондом установлено, что страхователь представил в территориальный орган страховщика сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за отчетный период 2011 (календарный год) – 16.02.2012, то есть с нарушением установленного срока.
Решением руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от 19.04.2012 № 236 Общество с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн" было привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 88295 рублей.
Как установлено судом и подтверждено материалам дела, Пенсионным фондом в адрес общества было направлено указанное решение и требование № 202 об уплате финансовой санкции по состоянию на 04.06.2012, со сроком уплаты до 29.06.2012.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения пенсионного фонда в суд с указанным заявлением.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно сведениям, передаваемым страхователем в орган Пенсионного фонда, сумма начисленных страховых взносов за 2011 год составила 882950 рублей.
Следовательно, максимальный размер штрафа должен составлять 88295 рублей.
Представители ответчика пояснили, что сведения в Пенсионный фонд были представлены с нарушением срока в связи с тем, что бухгалтер организации ФИО4, обладающая правом электронной подписи, находилась в командировке с 06.02.2012 по 11.02.2012. В период же с 13.02.2012 по 15.02.2012 необходимые для передачи данные невозможно было передать в связи с ошибкой в программе Пенсионного фонда.
Вместе с тем, истцом представлена служебная записка, согласно которой в период с 13 по 15 февраля 2012 года система бесконтактного приема информации функционировала корректно, было успешно принято более 1500 пакетов от страхователей, содержащих сведения отчетности.
Также опрошенные в качестве свидетелей инженер-программист ФИО5 и инженер-системный программист ОО «Чита-Он-Лайн» ФИО6 пояснили, что не могут точно сообщить, когда в организации возникли трудности с передачей данных в ПФР, сами они передачей данных не занимаются. Кроме того, пояснили, что кроме программы, по которой возникли трудности с передачей данных, существуют иные пути (программы) альтернативного способа передачи электронных сведений в ПФР.
Таким образом, суд полагает, что ответчиком не представлено достоверных данных о невозможности передачи установленной отчетности в ПФР.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, которым установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не предусмотрен порядок привлечения страхователей к ответственности и назначение наказания за допущенное нарушение.
Однако, исходя из общих принципов права (по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации), введение ответственности за правонарушение (несвоевременное предоставление сведений) и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения".
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок привлечения страхователей к ответственности и назначение им наказания за нарушения требований законодательства, в том числе об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Так в пункте 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ перечислен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за допущенное правонарушение, который не является закрытым.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В ходе рассмотрения материалов дела судом установлен в действиях ответчика ряд обстоятельств, признанных им в качестве смягчающих ответственность.
При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн" судом учитывается заявленные ответчиком смягчающие обстоятельства, согласно которым уплата страховых взносов в пенсионный фонд производилось регулярно в полном объеме, факт несвоевременной сдачи сведений не повлек за собой значительный ущерб. Срок несвоевременного представления сведений персонифицированного учета незначителен, ответчиком устранены негативные последствия нарушения путем подачи вышеуказанных сведений.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, до 3000 рублей.
В соответствии со ст.ст.102, 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Однако арбитражный суд, исходя из имущественного положения ответчика и размера взыскиваемой суммы, полагает возможным в соответствии с п.2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер подлежащей взысканию госпошлины до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Чите Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) с общества с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн", расположенного по адресу: 672007, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 19.06.2001) штрафную санкцию в размере 3000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета с общества с ограниченной ответственностью "Чита-Он-Лайн", расположенного по адресу: 672007, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 19.06.2001) государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца.
Судья Д.С. Горкин