АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7940/2017
18 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2017 года
Решение изготовлено в полном объёме 18 декабря 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи А.А. Галицкой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Б. Ринчиновой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Администрации сельского поселения «Новотроицкое» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1) Министерству территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального района «Читинский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании с Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу истца убытков в размере 922135,62 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 245539,82 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 11250,00 руб., расходов по оплате государственной пошлины размере 21420,86 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явился (извещен);
от ответчика 1 – не явился (извещен);
от ответчика 2 – ФИО1, представителя по доверенности от 06.11.2015 года;
от третьего лица – ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2017 года.
Установил:
Администрация сельского поселения "Новотроицкое" обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству территориального развития Забайкальского края об обязании ответчика перечислить субсидию в сумме 922135,62 руб. по соглашению «О предоставлении из краевого бюджета субсидий бюджету муниципального района «Читинский район» в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 гг.) от 29.04.2013 целевым назначением для сельского поселения «Новотроицкое».
Определением суда от 19.07.2017 г. к участию в деле было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Определением суда от 16.08.2017 г. Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края исключено из состава третьих лиц и привлечено в качестве соответчика.
02.08.2017 г. в суд истцом было подано заявление об уточнении исковых требований, истец просил взыскать с Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края убытки в размере 1200346,63 руб., а именно 922135,62 руб. невыплаченной суммы субсидии из бюджета Забайкальского края; 245539,82 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных за период с 14.07.2014 по 31.05.2017; 11250,00 руб. расходов на оплату услуг представителя; 21420,86 руб. расходов по оплате госпошлины, взысканных по решению суда в рамках дела № А78-183/2016.
Уточненные исковые требования были приняты судом к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца уточненные заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика 1 (Министерства территориального развития Забайкальского края) ранее в представленном отзыве указывал, что истцом не доказана вина Забайкальского края в возникших убытках, сам факт убытков. Муниципальные контракты были заключены истцом для нужд сельского поселения «Новотроицкое», поскольку в соответствии со ст. 8 ГК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Вместе с тем, из бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий по подготовке документов территориального планирования бюджетам муниципальных районов Забайкальского края предоставляются субсидии в пределах средств, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 года № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)» (далее - программа). Согласно паспорту программы объем бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета за весь период ее реализации составляет 266772,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 94 440,8 тыс. рублей; 2014 год - 87 890,8 тыс. рублей; 2015 год - 84 440,8 тыс. рублей. Согласно Порядку оказания государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных муниципальных целевых программ либо аналогичных мероприятий в рамках других муниципальных целевых программ, являющемуся приложением к программе (далее - Порядок), из бюджета Забайкальского края предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам. Согласно п.6 порядка субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью Министерства и кассовым планом исполнения бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год в пределах лимита бюджетных обязательств. В соответствии с п. 11 Порядка предоставление субсидии осуществляется Министерством с учетом очередности представления заявителем документов, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на реализацию мероприятий программы на текущий финансовый год. С учетом очередности предоставления заявок в соответствии с п.11 Порядка, Распоряжением от 23 мая 2013 года № 132-р был утвержден реестр получателей субсидии. Законом Забайкальского края от 26.12.2012 года № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на реализацию мероприятий программы Министерству было предусмотрено 5 млн.рублей. На основании чего Министерством 29 апреля 2013 года было заключено соглашение с Администрацией муниципального района «Читинский район» о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), 22 октября 2013 года Правительством Забайкальского края было принято распоряжение № 585-р о введении при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетного порядка финансирования первоочередных расходов бюджета края и фактически из бюджета Забайкальского края в 2013 год Министерству на указанные цели вместо предусмотренных в бюджете 5 млн.рублей было выделено 1 млн.рублей, которые были распределены в соответствии с реестром получателей субсидии, и в соответствии с п. 11 Порядка. Администрации муниципального района «Читинский район» в 2013 году субсидия предоставлена не была. Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового . года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия кредиторской задолженности бюджета прошлых лет. Бюджет 2013 года исполнен. Бюджетные ассигнования 2013 года прекратили свое действие 31 декабря 2013 года. Возможность оплаты Министерством в текущем 2017 году суммы субсидии 2013 года из бюджета края не предусмотрена действующим законодательством. Согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края № 93 от 25.02.2014 г. Министерство финансов Забайкальского края является
исполнительным органом государственной власти и финансовым органом края.
В соответствии с п.9.3.1. положения о Министерстве финансов Забайкальского
края Минфин Забайкальского края непосредственно составляет проект бюджета
на очередной финансовый год и плановый период и представляет его с
необходимыми документами и материалами для внесения в Законодательное
собрание края; в соответствии с п.9.3.2. организует исполнение бюджета края. Таким образом, именно Минфин Забайкальского края является уполномоченным органом организующим исполнение расходных обязательств субъекта, который рассматривает предложения иных отраслевых Министерств и составляет проект бюджета края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 14ииюня 2016 года № 269 утвержден Порядок ведения реестра расходных обязательств Забайкальского края. Согласно п.6 которого Главные распорядители средств бюджета Забайкальского края составляют реестры ГРБС и представляют их в Министерство финансов Забайкальского края. Аналогичная норма содержалась в п.7 Порядка ведения реестра расходных обязательств Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 марта 2009 года № 105. Во исполнение данной нормы Министерство ежегодно в установленные сроки направляет в Министерство финансов Забайкальского края плановый реестр расходных обязательств, в котором указывается фактический объем бюджетных ассигнований, необходимый Министерству для осуществления своих полномочий. Так, в частности исх.№ 03-4872 от 20 мая 2013 года в Министерство финансов Забайкальского края был направлен плановый реестр расходных обязательств Министерства на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Согласно данному реестру Министерство предлагало предусмотреть в 2014 году бюджетные ассигнования на мероприятие «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края» 87 890 тыс.рублей, на 2015 год - 84 440 тыс.рублей (копия выписки прилагается). Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918-ЗЗК «О бюджете забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 655 тыс.рублей (распечатка прилагается). Фактически, в 2014 году денежные средства на указанные цели Министерству не выделялись. Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 23 декабря 2014 года № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в окончательной редакции от 28 декабря 2015 года) в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены (распечатка прилагается). Исх.№ 04-6238 от 11 июня 2015 года в Министерство финансов Забайкальского края был направлен плановый реестр расходных обязательств Министерства на 2016 год и плановый период 2017 и 2017 годов. Согласно данному реестру Министерство предлагало предусмотреть в 2016 году бюджетные ассигнования на мероприятие «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края» 50000 тыс.рублей (копия выписки прилагается). Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 29 декабря 2015 года № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 900 тыс.рублей (распечатка прилагается). Из которых в 2016 году, в рамках заключенного Соглашения № 05/2016 от 17 июня 2016 года Администрации муниципального района «Читинский район» была предоставлена субсидия на указанные цели в сумме 715 072 рублей, в том числе 43 010 рублей СП «Новотроицкое». Вышесказанное свидетельствует о том, что в рамках полномочий, предоставленных Министерству, были предприняты все возможные меры по планированию финансирования мероприятий по подготовке документов территориального планирования.
Представитель ответчика 2 (Министерства финансов Забайкальского края) требования не признаёт. В отзыве указывает, что Министерство финансов Забайкальского края, ознакомившись с иском администрации СП «Новотроицкое» о взыскании 1200346,63руб. убытков возникших в 2013 году в связи с неполучением суммы субсидии из бюджета Забайкальского края на 2013г., требования истца не признает, полагает их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Ответчик полагает исковое требование о взыскании убытков за период 2013 года в сумме 1200346,63 руб. подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьям 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений и является расходным обязательством соответствующих органов местного самоуправления. В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными закона и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность безусловного возложения на субъект РФ бремени расходов на территориальное планирование муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и пр. устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее также - БК РФ). Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии со статьей 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии. Согласно п. 1, 3 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)" (вместе с "Порядком оказания государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных муниципальных целевых программ либо аналогичных мероприятий в рамках других муниципальных целевых программ" (далее - Порядок)). Согласно паспорту государственной программы: государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем программы является Министерство территориального развития Забайкальского края; программа реализуется в 2013 - 2015 годах, в один этап. Программой предусмотрена плановая (предполагаемая) потребность в финансировании мероприятий программы, при этом объёмы финансирования из краевого бюджета, предусмотренные программой, подлежат корректировке в соответствии с лимитами средств краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Указанным Порядком установлено, что субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью Министерства территориального развития Забайкальского края и кассовым планом исполнения бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год в пределах лимита бюджетных обязательств. Таким образом, принятая на себя обязанность Забайкальского края по оказанию государственной поддержки муниципальным образованиям не является безусловной. Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объёме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о краевом бюджете. Бюджеты Забайкальского края 2013г. 2014г. и 2015г. не являлись программным. Финансирование из бюджета края осуществлялось не в разрезе государственных программ Забайкальского края, а в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляло Министерство территориального развития Забайкальского края в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края местным бюджетам муниципальных районов, на реализацию мероприятий программы в размере 5 млн. руб. Законом Забайкальского края от 25.12.2013 № 918-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" на указанные цели было предусмотрено 9 665,0тыс. руб. Закон Забайкальского края от 23.12.2014 № 1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" бюджетных ассигнований на указанные выше мероприятия не предусматривал. Законом Забайкальского края от 29.12.2015 № 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" предусмотрено 9 900,0тыс. руб. В соответствии с Порядком, субсидии предоставляются получателям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете на финансовый год, доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. Таким образом, условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, соблюдение им обязательных условий и предоставлением им необходимого пакета документов, но и реальные возможности краевого бюджета, в т.ч. неполное израсходование предусмотренных в соответствующем бюджете на выплату субсидий средств, поскольку выплата субсидий осуществляется в пределах объема предусмотренных в бюджете на эти цели средств. Обязанность ответчика предоставлять субсидии местным бюджетам сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. №585-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В силу положений Распоряжения о приоритетном финансировании, субсидии местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования, не отнесены к первоочередным расходам бюджета края. Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти. Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны. Доказательств, свидетельствующих о том, что субсидия не была перечислена вследствие неправомерных действий (бездействия) ответчика, в материалы дела не представлено. В материалы дела и ответчику истцом не представлено доказательств наличия совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения Забайкальского края к ответственности. В соответствии со ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса. Статья 200 ГК РФ предусматривает, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Истцом заявлено о взыскании убытков возникших в 2013 году в связи с неполучением суммы субсидии из бюджета Забайкальского края, соответственно о нарушении своих прав он должен был узнать не позднее 01.01.2014 года. Исковое заявление подано в суд 31.05.2017 года, то есть за пределами срока исковой давности.
Представитель третьего лица поддержал позицию истца, считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, срок исковой давности считает не пропущенным, поскольку каждый год заключались новые соглашения о предоставлении субсидий.
Истец и ответчик 1 явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Иск мотивирован следующим.
Между ООО «Национальный земельный фонд» и Администрацией сельского поселения «Новотроицкое» Читинского района Забайкальского края был заключен муниципальный контракт №0191300020413000090-0261373-01 от 29.08.2013г. на выполнение работ по проектированию генерального плана сельского поселения «Новотроицкое», Читинского района, Забайкальского края. Стоимость работ по контракту составила 1378779,46 руб. Согласно п. 2.5. Контракта источниками оплаты по Контракту являются средства бюджета Муниципального образования сельское поселение «Новотроицкое» в пределах 25% от цены контракта, средства бюджета муниципального района «Читинский район» в пределах 5% от цены контракта, субсидия из краевого бюджета на софинансирование расходов по подготовке генерального плана в рамках адресной инвестиционной программы Забайкальского края в пределах 70% цены контракта.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 годы)», перечнем мероприятий которой было предусмотрено оказание государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на мероприятия по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных программ, реализуемых за счет местных бюджетов (п.6.4.1). Между Минтерразвития Забайкальского края, как главным распорядителем бюджетных средств, и администрацией муниципального района «Читинский район» 29.04.2013 заключено Соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидий бюджету муниципального района «Читинский район» в целях реализации краевой долгосрочной целевой программы «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 годы)» (далее - Соглашение от 29.04.2013). Предметом Соглашения от 29.04.2013 стало осуществление в 2013 году совместных действий в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы (п. 1.1).
Минтерразвития Забайкальского края обязалось обеспечить предоставление муниципальному району субсидии на разработку проектов генеральных планов городских и сельских поселений (в том числе сп. «Новотроицкое») в размере, не превышающем 70% от общей стоимости соответствующих муниципальных контрактов, а муниципальный район обязался принять данную субсидию и использовать ее по назначению, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения (п. 1.2). Пунктом 1.3 Соглашения от 29.04.2013 предусмотрена обязанность муниципального района и (или) городских (сельских) поселений обеспечить софинансирование из местных бюджетов в размере 30% от стоимости соответствующих контрактов.
В связи с непоступлением денежных средств из бюджета Забайкальского края у Администрации сп. «Новотроицкое» образовалась задолженность перед ООО «Национальный земельный фонд». Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2016 года по гражданскому делу № А78-183/2016 исковые требования ООО «Национальный земельный фонд» были удовлетворены частично, постановлено взыскать с сельского поселения "Новотроицкое" Читинского района Забайкальского края за счет его казны в лице Администрации сельского поселения "Новотроицкое" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Национальный земельный фонд" 1 378 779 руб. 46 коп. основного долга, 177 335 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 28 561 руб. 15 коп. расходов по госпошлине, 15 000 рублей судебных издержек на оплату юридических услуг, всего 1 599 676 руб. 16 коп. Таким образом, у Администрации сп. «Новотроицкое» возникли убытки в связи с неисполнением своих обязательств Забайкальским краем.
Посчитав свои права нарушенными, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно названным нормам закона истец должен доказать факт определенных незаконных действий ответчика, наступление вреда и размер понесенных убытков, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями, вину причинителя вреда. Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Кроме того, убытками являются также расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести, а не только те, которые оно фактически понесло.
В рамках настоящего дела истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что субсидия не была перечислена вследствие неправомерных действий (бездействия) ответчиков. Истцом не доказано совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения Забайкальского края к ответственности.
Так, согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьям 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений и является расходным обязательством соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными закона и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность безусловного возложения на субъект РФ бремени расходов на территориальное планирование муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и пр. устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее также - БК РФ).
Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Согласно п. 1, 3 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)" (вместе с "Порядком оказания государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных муниципальных целевых программ либо аналогичных мероприятий в рамках других муниципальных целевых программ" (далее - Порядок).
Согласно паспорту государственной программы: государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем программы является Министерство территориального развития Забайкальского края; программа реализуется в 2013 – 2015 годах, в один этап.
Программой предусмотрена плановая (предполагаемая) потребность в финансировании мероприятий программы, при этом объёмы финансирования из краевого бюджета, предусмотренные программой, подлежат корректировке в соответствии с лимитами средств краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Указанным Порядком установлено, что субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью Министерства территориального развития Забайкальского края и кассовым планом исполнения бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год в пределах лимита бюджетных обязательств.
Таким образом, принятая на себя обязанность Забайкальского края по оказанию государственной поддержки муниципальным образованиям не является безусловной.
Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства.
Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объёме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о краевом бюджете.
В рассматриваемом случае, финансирование из бюджета края осуществлялось не в разрезе государственных программ Забайкальского края, а в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляло Министерство территориального развития Забайкальского края в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
С учетом очередности предоставления заявок в соответствии с п. 11 Порядка, Распоряжением от 23 мая 2013 года № 132-р Министерством территориального развития был утвержден реестр получателей субсидии.
Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края местным бюджетам муниципальных районов, на реализацию мероприятий программы в размере 5 млн. руб.
29 апреля 2013 года было Министерством территориального развития заключено соглашение с Администрацией муниципального района «Читинский район» о предоставлении субсидии.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. №585-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В силу положений Распоряжения о приоритетном финансировании, субсидии местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования, не отнесены к первоочередным расходам бюджета края.
Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края.
Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.
В связи с принятием Распоряжения № 585-р от 22 октября 2013 года фактически из бюджета Забайкальского края в 2013 год Министерству территориального развития на указанные цели вместо предусмотренных в бюджете 5 млн.рублей было выделено 1 млн.рублей, которые были распределены в соответствии с реестром получателей субсидии, и в соответствии с п.11 Порядка.
Администрации муниципального района «Читинский район» в 2013 году субсидия предоставлена не была.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918 ЗЗК «О бюджете забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 655 тыс. рублей.
Фактически, в 2014 году денежные средства на указанные цели Министерству территориального развития не выделялись.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 23 декабря 2014 года № 1116 ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в окончательной редакции от 28 декабря 2015 года) в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Согласно Закону о бюджете Забайкальского края от 29 декабря 2015 года № 1289 ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» в бюджете Забайкальского края на реализацию данных мероприятий было предусмотрено 9 900 тыс.рублей. Из которых в 2016 году, в рамках заключенного Соглашения № 05/2016 от 17 июня 2016 года Администрации муниципального района «Читинский район» была предоставлена субсидия на указанные цели в сумме 715 072 рублей, в том числе 43 010 рублей СП «Новотроицкое».
В соответствии с Порядком, субсидии предоставляются получателям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете на финансовый год, доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Таким образом, условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, соблюдение им обязательных условий и предоставлением им необходимого пакета документов, но и реальные возможности краевого бюджета, в т.ч. неполное израсходование предусмотренных в соответствующем бюджете на выплату субсидий средств, поскольку выплата субсидий осуществляется в пределах объема предусмотренных в бюджете на эти цели средств.
Обязанность ответчика предоставлять субсидии местным бюджетам сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств действующим законодательством не предусмотрена.
В силу изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса РФ установлено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря текущего года.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия кредиторской задолженности бюджета прошлых лет. Бюджет 2013 года исполнен.
Бюджетные ассигнования 2013 года прекратили свое действие 31 декабря 2013 года.
Ответчиком 2 (Министерством финансов Забайкальского края) также заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
По смыслу указанной нормы права, установление ограниченного срока для защиты нарушенного права в судебном порядке, во-первых, призвано облегчить установление судами обстоятельств дела, во-вторых, способствовать стабилизации гражданского оборота, устранению неопределенности в отношениях его участников и, в-третьих, стимулировать активность участников гражданского оборота в осуществлении принадлежащих им прав. Исковая давность защищает ответчика от предъявленных к нему требований.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.
Суд приходит к выводу, что по условиям соглашения от 29.04.2013, заключенного между Министерством территориального развития Забайкальского края и Администрацией муниципального района «Читинский район, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, предметом данного соглашения является осуществление в 2013 году совместных действий в рамках реализации целевой программы, за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете на 2013 год.
После истечения 2013 финансового года и не получения истцом субсидии до 31.12.2013, он узнал о своем нарушенном праве 01.01.2014.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности для предъявления иска в арбитражный суд начал течь с 01.01.2014 и на момент обращения истца в суд – 31.05.2017 истек.
По указанным основаниям в иске следует отказать.
Данный вывод нашел свое подтверждение в судебном акте, вступившем в законную силу по делу № А78-10355/2017.
Также суд обращает внимание истца, что неполучение истцом денежных средств (в виде субсидий) до 31.12.2013 г. из районного или краевого бюджета не освобождает его от исполнения своих обязательств по оплате выполненных подрядчиком работ ООО «Национальный земельный фонд» на основании второго раздела муниципального контракта от 29.08.2013 г., так как публично-правовые образования Забайкальский край и Читинский район Забайкальского края в лице их уполномоченных органов не являлись стороной указанного контракта, а соответственно не имели обязательств перед ООО «Национальный земельный фонд» по оплате выполненных работ. Соответственно в силу условий контракта, 01.01.2014 г. истец узнал о том, что он обязан будет произвести оплату подрядчику из своих денежных средств в полном объеме и понесет указанные им убытки.
Иные доводы истца и третьего лица не имеют правового значения, так как в иске надлежит отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на истца, но учитывая, что он от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья А.А. Галицкая