ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8003/2011 от 27.12.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8003/2011

12 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 12 января 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН 1087746340945, ИНН 7727644522) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконными решений Забайкальской таможни о корректировке завяленной таможенной стоимости товара, ввезенного обществом с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по декларациям на товары № 10617012/280811/0004367 от 29 августа 2011 года и № 10617012/180811/0004319 от 19 августа 2011 года,

при участии в заседании:

от заявителя: Шевченко Олеси Владимировны – представителя общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по доверенности от 01.10.2009;

от Читинской таможни: Алыповой Елены Владимировны – представителя по доверенности от 20.01.2011 № 06-26/00582 – главного государственного инспектора правого отдела.

Общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (далее – ООО “ПК “Руспродимпорт”” или общество) обратилось в суд к Забайкальской таможне с требованием о признании незаконными решений о корректировке завяленной таможенной стоимости товара, ввезенного обществом с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по декларациям на товары № 10617012/280811/0004367 от 29 августа 2011 года и № 10617012/180811/0004319 от 19 августа 2011 года.

Кроме того, обществом дополнительно заявлено требование к таможенному органу о взыскании судебных издержек в размере 30 000,00 рублей.

В ходе судебного разбирательства определением от 27.12.2011 суд произвел замену Забайкальской таможни (ОГРН 1027500546809, ИНН 7505000421) ее правопреемником – Читинской таможней (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497).

Представитель ООО “ПК “Руспродимпорт”” уточненные требования в заседании поддержала в полном объеме. В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что при таможенном оформлении ввозимого товара декларантом таможенному органу были представлены все, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), документы и сведения, подтверждающие правомерность определения декларантом таможенной стоимости по цене сделки (1 метод). Затребованные у декларанта дополнительные документы и сведения не предусмотрены законодательством, регулирующим таможенные отношения. Заявленный в декларациях на товары (далее – ДТ) товар, его описание в товаросопроводительных документах, контракте полностью соответствуют друг другу и идентифицируются. Следовательно, основания для непринятия заявленной декларантом таможенной стоимости по цене сделки (1 метод) у таможенного органа отсутствовали.

Читинская таможня заявленные требования оспорила. В ходе судебного разбирательства представители Забайкальской и Читинской таможен пояснили, что в удовлетворении требований заявителя просят отказать, ссылаясь на то, что решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного декларантом по указанным ДТ, приняты в соответствии с ТК ТС. У таможенного органа имелись основания полагать, что заявленная обществом таможенная стоимость товара является недостоверной.

При предоставлении обществом запрошенных документов и пояснений сомнения в достоверности таможенной стоимости не устранены, что явилось основанием для вынесения оспариваемых решений.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд установил следующее.

ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Как установлено судом, следует из материалов дела и подтверждено представителем заявителя, обществом Забайкальской таможне к таможенному оформлению по ДТ №№ 10617012/280811/0004367 и 10617012/180811/0004319 был предъявлен товар: семена тыквенные, недробленые, неочищенные, для промышленной переработки, СанПиН № 2.3.2.1078-01, урожай 2010 года, производства КНР.

Таможенная стоимость ввозимого товара заявлена по цене сделки с ввозимыми товарами (по методу 1), исходя из 500 долларов США за одну тонну.

Поставка товара осуществлялась во исполнение контракта ASG99282 от 16.01.2006, заключенного между ООО “Компанией пищевого сырья “Гелиос”” с одной стороны и китайской Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР с другой стороны. Соглашением от 03.07.2008 № 3, заключенным между Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР, ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос”” и ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт””, права и обязательства по контракту переуступлены Обществу с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”.

Наименование и цена товара установлены в спецификации № 1 и дополнительном соглашении № 7 от 01.10.2010 к контракту, и составляет  500 долларов США за одну тонну на условиях DAF-Забайкальск.

24.01.2006 на указанный контракт был оформлен паспорт сделки в ОАО “Московский коммерческий банк”.

В ТД декларант определил таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимыми товарами из расчета 500 долларов США за одну тонну.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров Забайкальской таможней приняты решения от 29.08.2011 по ДТ № 10617012/280811/0004367 и от 19.08.2011 по ДТ № и 10617012/180811/0004319 о проведении дополнительной проверки ввиду обнаружения таких признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, как:

– более низкая стоимость декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары, ранее ввезенные в Российскую Федерацию;

– установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах представленных декларантом.

В решениях о проведении дополнительной проверки от декларанта были истребованы следующие дополнительные сведения и документы:

– прайс-лист фирмы изготовителя декларируемого товара, коммерческие предложения, выраженные в виде публичной оферты;

– копия экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный перевод ее на русский язык по данной товарной партии товаров или предыдущим партиям аналогичных товаров;

– бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур;

– информация о сделках с идентичными или однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары (счета-фактуры, инвойсы, контракты, ДТ, ДТС);

– информация о стоимости реализации ООО “ПК “Руспродимпорт”” ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ (Счета- фактуры, контракты, договора);

– сведения о величине расходов, производимых при проведении на территории РФ, погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара, размер предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении, к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

– размер предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении, к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

– оригинал контракта № ASG99282 от 16.01.2006г; Дополнительное соглашение № б/н от 05.07.2006; Дополнительное соглашение № 3 от 03.07.2008; Дополнительное соглашение № 7 от 01.10.2010; Дополнительное соглашение № б/н от 30.12.2008; Дополнительное соглашение № б/н от 20.08.2008; Дополнительное соглашение № б/н от 20.10.2010;

– пояснения по факту наличия у таможенного органа информации об аннулировании компании-контрагента и о наличии китайских экспортных таможенных документов со стоимостью семян тыквы указанной в них отличной от заявляемой декларантом;

– копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора Компании по экспорту/импорту зерен и масел провинции Шаньдун г. Цзынин и его заместителей, содержащие образцы подписей указанных лиц;

– фамилии, имена лиц, уполномоченных на подписание контрактов, дополнительных соглашений, коммерческих документов со стороны Компании по экспорту/импорту зерен и масел провинции Шаньдун г. Цзинин на китайском языке;

– ведомости банковского контроля и платежные, подтверждающие факт оплаты по предыдущим товарным партиям и документы, отражающие волеизъявление продавца по поводу оплаты за данную товарную партию, а также по предыдущим товарным партиям, в том числе о расчетном счете и конкретном получателе денежных средств;

– справка государственного управления торгово-промышленной администрации правительства по месту регистрации китайского юридического лица о видах печатей, используемых данным лицом для заверения контрактов;

– свидетельство предприятия - юридического лица о праве на хозяйственную деятельность, которое в том числе содержит информацию о законном представителе компании, уполномоченном на подписание контрактов и коммерческих документов;

– свидетельство о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет;

– свидетельство о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет в китайской таможне.

С целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта в порядке статьи 195 ТК ТС были направлены уведомления о необходимости представить объяснения по выявленным расхождениям в соответствии со статьей 113 ТК ТС и скорректировать графу №№ 8, 9, 14, 31 в соответствии с Решением Комиссии ТС от 07.04.2011 № 617.

Так же с целью обеспечения условий выпуска товара в адрес декларанта были направлены требования о необходимости предоставления скорректированных таможенных платежей в размере 159 381,23 рублей по ДТ № 10617012/180811/0004319 и в размере 158 916,00 рублей по ДТ № 10617012/280811/0004367 с приложением расчетов сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

На указанные запросы декларантом были представлены объяснения, в которых общество указало следующее.

1. В связи запросом прайс-листа или коммерческого предложения (публичной оферты) сообщено, что общество ими не располагает по объективным причинам: ввиду не направления этих документов Продавцом в адрес Покупателя. Функцию коммерческого предложения (публичной оферты) исполняет контракт ввиду следующих обстоятельств: товар импортируется по долгосрочному контракту с установленной на постоянной основе ценой сделки. В указанной ситуации Продавец не представляет Покупателю Прайс-лист и коммерческие предложения (документы, характеризующие разовые сделки). То есть, Стоимость сделки подтверждается контрактом.

2. Экспортная таможенная декларация КНР у общества отсутствует. Предоставление Продавцом экспортной декларации не является обязательным в силу обычая делового оборота в международной торговле и соответственно не предусмотрено контрактом. Общество не располагает реальной возможностью предоставить данный документ таможенному органу. Предоставлена копия запроса № ТК-45/3 от 10.08.2010 общества экспортной ГТД Китая в адрес Продавца в подтверждение предпринятых, мер. Так же предоставлен ответ Продавца от 14.08.2010 года № FuZi 0496, в котором указано, что у Продавца отсутствует возможность, предоставлять данный документ на каждую товарную партию. Так же в ответе на запрос Продавец обращается с просьбой к Покупателю не обращаться с подобными запросами к Продавцу, по причине не возможности их исполнения.

3. Оплата производится после поставки товара согласно условиям, контракта. Поэтому представить бухгалтерские документы возможности нет.

4. Информацией о сделках с однородными и идентичными товарами общество не
 располагает.

5. Заявленная таможенная стоимость подтверждается контрактом. Предоставлена ведомость банковского контроля.

6. В отношении информации по расходам на территории РФ по транспортировке, хранению, грузовым операциям сообщено: цена товара определена на условиях DAF Забайкальск. В связи с чем, расходы по транспортировке, хранению, грузовым операциям на территории РФ не являются частью, цены товара. В качестве содействия аналитической работе таможенного органа общество сообщило следующую известную, ему информацию: стоимость транспортировки товара в ж/д крытом вагоне от ст. Забайкальск до ст. Борзя составляет 21427, 86, руб. (включая НДС), стоимость грузовых операций на ст. Забайкальск – 34 873, 19 руб. (включая НДС) за 60 тонн. Стоимость хранения 1 тонны товара на СВХ “Даурский таможенный терминал” составляет 45 руб. в сутки за 1 тонну. Иной информацией Общество не располагает, т.к. не осуществляет иные перевозки, как на территории РФ, так и по территории КНР. Транспортные расходы до границы включены в стоимость товара согласно условиям поставки DAF Забайкальск. Предоставлена так же копия запроса Общества в адрес Продавца с просьбой представить запрашиваемую информацию в подтверждение предпринятых мер (№ ТК-45/3 от 10.08.2010).

7. Законом РФ “О таможенном тарифе” определено: цена внутреннего рынка не применима для целей контроля таможенной стоимости. Размер торговой надбавки величина не постоянная и зависит от понесенных расходов. До окончания таможенного оформления их точную величину определить невозможно.

8. Оригиналы контракта и дополнительных соглашений предоставлялись ранее. Данная поставка не является первой.

9. По факту наличия в таможенном органе информации об аннулировании компании контрагента и наличия экспортных таможенных деклараций с иной стоимостью Общество информацией не располагает.

10. Полномочиями на подписание контрактов, инвоисов и других финансовых документов со стороны Продавца обладают директор Цзян Юн, заместитель Чжан Вэй и их доверенные лица согласно законодательству КНР. Образцы подписей имеются в таможенном органе (в копиях контрактов, соглашений, товаросопроводительных документов на ранее оформленные товарные партии в период с 25.03.1999 года по настоящее время). Внешнеторговыми контрактами ASG99274, ASG99282 и обычаями делового оборота не предусмотрено оформление отдельного документа с образцами подписей представителей Продавца. У общества отсутствует возможность для предоставления таможенному органу образцов подписей продавца, в виду того, что не существует юридических оснований для получения данных образцов подписей от Продавца. Соответственно данное требование таможенного органа является невыполнимым по объективным причинам.

11. Ведомость банковского контроля прилагалась к декларации на товары № 10617012/220711 /0004124.

12. Справки государственных органов КНР представить не имеем возможности по причине их отсутствия.

Забайкальская таможня отказала в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара, приняв решения о корректировке таможенной стоимости:

– от 19.08.2011 по ДТ № 10617012/180811/0004319;

– от 29.08.2011 по ДТ № 10617012/280811/0004367.

В качестве обоснований принятых решений о корректировке таможенной стоимости Забайкальская таможня указала следующее:

– в коммерческом инвойсе реквизиты иностранной стороны указаны следующим образом Компания по импорту зерен и масел КНР, провинция Шаньдун, г. Цзинин, ул. Тайпин, д. № 51, в то время как и контракте № ASG 99282 от 16.01.2006 реквизиты иностранной стороны указаны следующим образом: Компания но импорту зерен и масел провинция Шаньдун, г. Цзинин, КНР, ул. Сяньин, 16;

– из условий контракта и представленных таможенных коммерческих и товаросопроводительных документов невозможно проверить и однозначно определить порядок формирования и осуществления взаиморасчетов за поставленный товар между продавцом и покупателем. Контрактом четко не оговорены условия оплаты за поставленный товар, либо минимальная /максимальная оплачиваемая партия;

– согласно сложившимся международным правилам оформления коммерческих документов, инвойс является документом, выставляемым продавцом для оплаты товара покупателем, поэтому он должен содержать поручение продавца о сроках оплаты и реквизитах банковского счета, на который будут перечислены денежные средства за поставленный товар. В данном случае, представленные при таможенном оформлении инвойсы содержат информацию о получателе и отправителе товара, сведения же о банковских реквизитах продавца и покупателе, информация о сроках проведения взаиморасчетов за поставленный товар отсутствуют;

– Забайкальской таможней от правоохранительных органов Забайкальского края получена оперативная информация, содержащая сведения об аннулировании предприятия “Корпорация по импорту-экспорту зерен и масел провинции Шаньдун компания г. Цзинин” как юридического лица с 24.09.2008. Таким образом, компания, заявляемая участником ВЭД в качестве контрагента по внешнеэкономической сделке, в действительности прекратила свою деятельность в 2008 году. Однако при этом, декларантом данная компания указывается в качестве контрагента по сделке;

– дополнительные документы по решению о проведении дополнительной проверки представлены не в полном объеме, объяснение декларанта ООО ПК “Руспродимпорт” носит формальный характер.

Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” от 25.01.2008 года (далее – Соглашение “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД по ДТ № 10216120/280611/0031574.

После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товар был выпущен для свободного обращения. В качестве основы для принятия решения о корректировке таможенной стоимости использована ценовая информация по ДТ № 10216110/021210/0043469 иного участника внешнеэкономической деятельности.

Не согласившись с принятыми таможенным органом решениями о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товара по первому методу, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Как следует из существа заявленных требований и представленных таможенным органом возражений предметом заявленных требований являются решения Забайкальской таможни о корректировке заявленной таможенной стоимости товара, задекларированного обществом по декларациям на товары № 10617012/180811/0004319 от 19.08.2011 и № 10617012/280811/0004367 от 29.08.2011, вынесенные по результатам проведения дополнительной проверки.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, – таможенным органом.

Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза, устанавливает Соглашение “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).

Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 “О таможенном тарифе” (далее – Закон о таможенном тарифе), определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок декларирования таможенной стоимости товаров).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.

Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза (статья 66 ТК ТС).

Корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (пункт 4 статьи 68).

Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров). Разделом III данного порядка установлен порядок проведения дополнительной проверки.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 также установлен Порядок корректировки таможенной стоимости товаров (далее – Порядок корректировки таможенной стоимости товаров).

С учетом указанных норм права в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка соответствия оспариваемых отказов и решений требованиям главы 8 ТК ТС “Таможенная стоимость товаров”, Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза”, Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, Порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров и Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, регламентирующих действия декларантов и должностных лиц таможенных органов при определении таможенной стоимости товаров, осуществлении ее контроля и корректировки, а также установление наличия или отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.

Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров определен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Согласно указанному перечню при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:

учредительные документы покупателя ввозимых товаров;

внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

счет-фактура (инвойс);

банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;

котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;

договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);

документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Как установлено материалами дела, декларантом при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по цене сделки с ввозимыми товарами был представлен полный пакет документов, в которых содержатся необходимые сведения для определения таможенной стоимости, а именно:

учредительные документы,

контракт № ASG99282 от 16.01.2006, спецификация № 1 и дополнительное соглашение № 7 от 01.10.2010, подтверждающие контрактную стоимость семян тыквы в размере 500 долларов США за 1 тонну,

счета-фактуры (инвойсы), отражающие стоимость товара, его наименование,

транспортную накладную,

сертификаты происхождения, сертификат соответствия, спецификацию, устанавливающие наименование товара.

Иные документы не предусмотрены условиями контракта, что влечет необязательность их представления таможенному органу в силу указанных выше норм.

Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 76 ТК ТС при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 № 13643/04 по делу № А60-2771/2004-С9 предусмотренная обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Пунктами 1 – 4 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров” признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 2).

В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса.

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.

Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств – членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – товары).

Порядок применяется, в том числе при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров (раздел III Порядка).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее – СУР).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа (далее – должностное лицо) при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза по результатам использования СУР.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:

по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;

полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств – членов Таможенного союза за рубежом;

полученная от государственных органов государств – членов Таможенного союза;

полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств – членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки (пункты 1, 3 – 6 раздела I Порядка).

Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства – члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.

Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;

2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

По мнению таможенного органа, признаками, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, являются:

– более низкая стоимость декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары, ранее ввезенные в Российскую Федерацию;

– установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах представленных декларантом.

При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении № 3 к Порядку.

Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары.

Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).

Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).

Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована:

информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);

таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

В рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.

При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьей 138 Кодекса.

Не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 20 Порядка);

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 21 Порядка).

Решение принимается должностным лицом того таможенного органа, которым проводилась дополнительная проверка, с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно (пункт 18 Порядка).

Если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со статьями 4 - 10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих источников информации (пункты 11, 13 – 16, 18 – 20, 21, 22 раздела IIIПорядка).

С учетом приведенных норм права суд пришел к выводу, что таможенным органом неправомерно, в нарушение требований статьи 69 ТК ТС, у общества были запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения.

Требование о предоставлении документов и сведений (информации о сделках с идентичными или однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары (счета-фактуры, инвойсы, контракты, ДТ, ДТС); информации о стоимости реализации ООО “ПК “Руспродимпорт”” ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ (Счета-фактуры, контракты, договора); сведения о величине расходов, производимых при проведении на территории Российской Федерации погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара, размер предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении, к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран; размера предполагаемой торговой надбавки, выраженной в процентном соотношении, к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран; копий документов, подтверждающих полномочия генерального директора Компании по экспорту/импорту зерен и масел провинции Шаньдун г. Цзынин и его заместителей, содержащих образцы подписей указанных лиц; фамилий, имен лиц, уполномоченных на подписание контрактов, дополнительных соглашений, коммерческих документов со стороны Компании по экспорту/импорту зерен и масел провинции Шаньдун г. Цзинин на китайском языке; справки государственного управления торгово-промышленной администрации правительства по месту регистрации китайского юридического лица о видах печатей, используемых данным лицом для заверения контрактов; свидетельства предприятия – юридического лица о праве на хозяйственную деятельность, которое в том числе содержит информацию о законном представителе компании, уполномоченном на подписание контрактов и коммерческих документов; свидетельства о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет; свидетельства о постановке предприятия (продавца товаров) на налоговый учет в китайской таможне) не предусмотрено Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки (приложение № 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров).

Также таможенным органом суду не представлено каких-либо доказательств и не приведено каких-либо доводов, что в предусмотренных рассматриваемым контрактом условиях декларант реально располагал или должен был иметь в силу закона либо обычая делового оборота прайс-лист фирмы изготовителя декларируемого товара, коммерческие предложения, выраженные в виде публичной оферты; копию экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный перевод ее на русский язык по данной товарной партии товаров или предыдущим партиям аналогичных товаров; бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур.

Кроме того, непредставление всех вышеуказанных документов и сведений, истребованных таможенным органом у декларанта, следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Согласно доводам общества оригинал контракта № ASG99282 от 16.01.2006г; дополнительное соглашение № б/н от 05.07.2006; дополнительное соглашение № 3 от 03.07.2008; дополнительное соглашение № 7 от 01.10.2010; дополнительное соглашение № б/н от 30.12.2008; дополнительное соглашение № б/н от 20.08.2008; дополнительное соглашение № б/н от 20.10.2010 предоставлялись в таможенный орган ранее, что им не опровергнуто.

Ведомость банковского контроля, подтверждающая факт оплаты по предыдущим товарным партиям, прилагалась к ДТ.

По факту наличия в таможенном органе информации об аннулировании компании контрагента и наличия экспортных таможенных деклараций с иной стоимостью обществом даны пояснения, что такой информацией оно не располагает.

Несостоятельным является и довод таможенного органа о правомерности такого основания для отказа в принятии заявленной обществом таможенной стоимости, как отсутствие во внешнеторговом контракте и инвойсах условий о сроке и порядке оплаты каждой товарной партии или конкретной поставки.

На основании статьи 1.1 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА стороны свободны вступать в договор и определять его содержание.

Согласно пункту 1 статьи 58 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года, если покупатель не обязан уплатить цену в какой-либо иной конкретный срок, он должен уплатить ее, когда продавец в соответствии с договором и этой Конвенцией передает, либо сам товар, либо товарораспорядительные документы в распоряжение покупателя. Продавец может обусловить передачу товара или документов осуществлением такого платежа.

Из материалов дела следует, что между сторонами сложились долгосрочные отношения (срок завершения исполнения обязательств по контракту определен 30 марта 2015 года), в связи с чем прописывать в качестве обязательного условия сроки и порядок оплаты каждой товарной партии нет необходимости.

По условиям контракта срок поставки товара определен по 30.12.2014. Срок оплаты товара – до 30.03.2015. Срок окончания расчетов по контракту – до 30.03.2015, в связи с чем прописывать в качестве обязательного условия сроки и порядок оплаты каждой товарной партии нет необходимости.

Контрактом установлено, что платеж может производиться на счета подразделений предприятия – упаковочных фабрик, список которых приведен в контракте (пункт 12).

В спецификации № 1 к контракту № ASG 99282 от 16.01.2006 и спецификации № 1 с дополнительному соглашению от 01.10.2010 № 7 к контракту № ASG 99282 от 16.01.2006 установлены: наименование товаров с подробным указанием его характеристик; цена товаров за тонну, которые соответствуют наименованию товара и суммам, указанным в декларациях и иных товаросопроводительных документах, представленных обществом таможне. Данные спецификации является неотъемлемыми частями контракта, поскольку подписаны теми же сторонами и содержит ссылку на упомянутый контракт. Следовательно, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 спецификация от 01.10.2010 представляет собой документ, выражающий содержание сделки и подтверждающий ее таможенную стоимость, заявленную обществом.

Довод таможенного органа о необходимости указания непосредственно во внешнеторговом контракте сведений об ассортименте товара и его качественных характеристиках, а также подробного описания товара, не основан на нормах национального законодательства России и Китая (Закон КНР от 21 марта 1985 года “О внешнеэкономическом договоре”), а также нормах международного частного права (Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года, Общие условия поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР от 13 марта 1990 года).

Согласно вышеприведенным положениям пункта 2 статьи 4 Соглашения “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза” товар может быть оплачен не только непосредственно Компании по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин провинции Шаньдун, КНР.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 20-П.

Факт оплаты товара по декларациям на товары согласно заявленной в них фактурной стоимости товара подтверждается имеющейся в материалах дела ведомостью банковского контроля.

Отгрузка товара осуществлялась непосредственно упаковочными фабриками, поэтому вполне объяснимо расхождение в ряде случаев оттисков печатей и подписей, проставленных в коммерческих документов, с оттисками печатей и штампов, проставленных во внешнеторговом контракте. В любом случае, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года № 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.

В рассматриваемом случае цена товара (500 долларов США за одну тонну) указана не только в грузовой таможенной декларации, но и в спецификации № 1 к соглашению № 7 от 1 октября 2010 года, а также в коммерческом инвойсе № CT11TT05 от 04 июля 2011 года.

Следовательно, у таможенного органа имелась возможность сравнить заявленную таможенную стоимость с ценой сделки.

Как установлено материалами дела, представленные декларантом документы полностью соответствуют требованиям таможенного законодательства и являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, являющегося согласно статье 12 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” основным методом определения таможенной стоимости.

Кроме того, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Как установлено судом, заявителем в материалы дела представлены ведомость банковского контроля ОАО “МОСКОМБАНКА” от 15.11.2011 и справка от 15.11.2011, подтверждающие факт оплаты товара по спорным ДТ по стоимости сделки.

Таким образом, цена сделки, заявленная в вышеуказанных декларациях, документально обществом подтверждена.

Следовательно, решения Забайкальской таможни о корректировке завяленной таможенной стоимости товара, ввезенного обществом по декларациям на товары № 10617012/280811/0004367 от 29 августа 2011 года и № 10617012/180811/0004319 от 19 августа 2011 года, являются незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Таможенного союза, поскольку таможенный орган не доказал правомерность такой корректировки.

Судом отклоняются доводы таможни в обоснование невозможности применения декларантом метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, изложенные в отзыве и дополнении к нему, по следующим основаниям.

Довод о том, что представленные при таможенном оформлении инвойсы не содержат сведения о банковских реквизитах продавца и покупателе, информацию о сроках проведения взаиморасчетов за поставленный товар, несостоятелен в правовом отношении.

При отсутствии условий о предоплате товара в рамках долгосрочного контракта не является обязательным условием указание в коммерческом инвойсе наименования банка, куда будет произведен платеж. Подобное оформление инвойсов соответствует правилам оформления коммерческих документов сложившимся в международной торговле. Продавец на момент выставления коммерческого инвойса, может не определиться со своим волеизъявлением по оплате товара. Реквизиты для оплаты товара оговариваются сторонами в дополнительных соглашениях, которые представляются в банк.

Не могут служить безусловными доказательствами, подтверждающими законность непринятия заявленной обществом таможенной стоимости товаров, представленные таможней выписки из информационно-аналитической системы “Мониторинг-Анализ”. Данные сведения могут являться признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров и могут служить основанием для проведения дополнительной проверки.

Справка Новосибирской торгово-промышленной палаты также могут служить основанием для проведения дополнительной проверки, а кроме того, они не основаны на конкретных сделках. В них указана или рассчитанная ТПП средняя статистическая стоимость, или предполагаемые ценовые рамки экспорта товара, взятые с интернет-сайтов. Приложенные прайс-листы взяты с интернет сайта и представляют собой лишь предложение цены. Базой исследования для составления справок Новосибирской городской торгово-промышленной палаты являются так же интернет-сайты и прайс-листы. Доказательства наличия реальных внешнеторговых сделок по указанным ценам отсутствуют.

Судом также отклоняются доводы таможенного органа со ссылкой на документы, полученные УФСБ по Забайкальскому краю в Китайской Народной республике.

В соответствии с частью 6 статьи 75 АПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается в арбитражном суде письменным доказательством, если он легализован в установленном порядке.

Иностранные официальные документы признаются в арбитражном суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (часть 7 статьи 75 АПК РФ).

То есть все документы, полученные в иностранном государстве, представляемые в арбитражный суд, подлежат легализации в установленном порядке. Исключение составляю Иностранные официальные документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации.

Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 05.10.2961 распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются:

a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

b) административные документы;

c) нотариальные акты;

d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на:

a) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

В силу указанных норм судом не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств по настоящему делу представленные таможенным органом доказательства, полученные в Китайской Народной республике, как административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, но не легализованные в установленном порядке.

С учетом указанного судом также отклоняется ссылка таможенного органа об отсутствии необходимости легализации таких документов в установленном порядке на Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992.

  Кроме того, в соответствии с положениями статей 1 и 2 указанного договора граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой Договаривающейся Стороны. Они имеют право обращаться в суды и другие учреждения, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела, и могут возбуждать ходатайства и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, как и граждане другой Договаривающейся Стороны.

Положения пункта 1 применяются также к юридическим лицам, учрежденным на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.

Термин “гражданские дела”,   употребляемый в настоящем Договоре, включает также торговые, брачно-семейные и трудовые дела.

При обращении с просьбами и оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам суды и другие компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сносятся между собой через свои центральные учреждения, если настоящим Договором не установлено иное.

К центральным учреждениям, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи, относятся: со стороны Российской Федерации – Министерство юстиции России и Генеральная прокуратура России; со стороны Китайской Народной Республики – Министерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР.

Из указанного следует, что действие договора не распространяется на дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, а полномочия по обращению с просьбами и оказанию правовой помощи обладают со стороны Российской Федерации – Министерство юстиции России и Генеральная прокуратура России, а со стороны Китайской Народной Республики – Министерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” указал, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, и их фактический размер.

Согласно статье 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие факт несения судебных расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Материалами дела подтверждено, что ООО “ПК “Руспродимпорт”” представителю Шевченко О.В. оплачено 30 000,00 рублей, что подтверждено платежными документами.

Учитывая, что Забайкальской таможней не предоставлено доказательств подтверждающих необоснованность расходов на оплату услуг представителя, суд полагает возможным и необходимым взыскать судебные издержки в полном объеме.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Забайкальской таможни в пользу ООО “ПК “Руспродимпорт””.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными решения Забайкальской таможни о корректировке завяленной таможенной стоимости товара, ввезенного обществм с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по декларациям на товары № 10617012/280811/0004367 от 29 августа 2011 года и № 10617012/180811/0004319 от 19 августа 2011 года, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.

Взыскать с Читинской таможни, находящейся по адресу: 672090, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 129, (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497)в пользу общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН 1087746340945, ИНН 7727644522) судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000,00 рублей.

Взыскать с Читинской таможни, находящейся по адресу: 672090, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 129, (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497)в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН 1087746340945, ИНН 7727644522) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000,00 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко