ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8042/19 от 02.10.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                    Дело № А78-8042/2019

08 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеняк Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «СибТоргСервис» (ОГРН 1100411000920, ИНН 0411149215)

к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497, заинтересованное лицо 1)

к Сибирскому таможенному управлению (ОГРН 1025402495119, ИНН 5406100020, заинтересованное лицо 2)

о признании незаконным и отмене решения Читинского таможенного поста о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.10.2018 №РКТ-10612000-18/000114,

о признании незаконным и отмене полностью решения Сибирского таможенного управления № 14-02-12/9 от 26.03.2019.  

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было (извещен);

от заинтересованного лица 1: Лиханова Н.В. - представитель по доверенности от 11.01.2019, Корепанов Р.С. - представитель по доверенности от 15.01.2019.

от заинтересованного лица 2: Лиханова Н.В. - представитель по доверенности от 17.07.2019.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СибТоргСервис" (далее – заявитель, ООО «СибТоргСервис», общество) обратилось в арбитражный суд к Читинской таможне и Сибирскому таможенному управлению о признании незаконным и отмене решения Читинского таможенного поста о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.10.2018 №РКТ-10612000-18/000114, о признании незаконным и отмене полностью решения Сибирского таможенного управления № 14-02-12/9 от 26.03.2019.   

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

В заявлении представитель заявителя указал, что обществом была подана декларация на товары, таможенный орган по данной декларации принял решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. По мнению заявителя, у таможни отсутствовали основания для принятия решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.  

Представители таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении требований общества просили отказать.

В отзыве на заявленные требования таможенный орган ссылается на то, что оспариваемые решения вынесены в отношении общества законно и обоснованно. 

В ходе судебного заседания обществом заявлено ходатайство о назначении судебной товароведческой экспертизы, проведение которой заявитель просит поручить ООО «Бюро судебных экспертиз» (г. Новосибирск).

На разрешение эксперта поставлен вопрос: Определить какому коду ТН ВЭД соответствует товар вибротрамбовка, исходя из свойств, качеств и технических характеристик товара».

Представители таможенного органа просили отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.

Суд, протокольным определением от 02.10.2019 отказал в удовлетворении ходатайства, в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Таким образом, экспертиза назначается для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.

В данном случае при принятия оспариваемого решения в распоряжении таможни имелся Технический паспорт и Инструкция по эксплуатации изделия, сведения в котором о товаре имеют превалирующие значение, поскольку именно производитель товара определяет его предназначение.

При этом согласно пунктам 5.1 Паспорта и Инструкции указано, что применять вибротрамбовку разрешается только в соответствии с назначением указанным в руководстве, а в соответствии с пунктами 1.1 Паспорта и Инструкции, таким предназначением выступает только равномерное уплотнение почвы с целью уменьшения пустот между частицами почвы и повышение ее объемного веса в сухом состоянии за счет удаления влаги.

Согласно представленного ЭКС г. Новосибирска ответа (письмо от 18.03.2019 № 39-01-10/0851) «О предоставлении информации») (приложение № 1 к возражениям):

Согласно представленной инструкции по эксплуатации, вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» предназначена для равномерного уплотнения грунта (почвы) с целью уменьшения пустот между частицами грунта и повышения ее объемного веса^з сухом состоянии за счет удаления влаги.

Вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» является машиной для трамбования и уплотнения грунта.

Вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» не обладает свойствами дорожно - строительных машин, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, так как имеет другое назначение и принцип работы, t отличный от дорожно - строительных машин, оказывающих вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения.

Кроме того таможней при декларировании товара проводились таможенная и повторная таможенная экспертизы, выводы которой сводятся к тому, что спорный товар предназначен для равномерного уплотнения грунта (почвы) с целью уменьшения пустот между частицами грунта и повышения его объемов веса в сухом состоянии за счет удаления влаги.

Таким образом, суд установил, что при принятии оспариваемого решения было проведено две экспертизы.

Какого-либо обоснования проведения ещё одной экспертизы обществом не представлено.

Кроме того, в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза разрешение вопросов о классификации товаров отнесено к исключительной компетенции таможенных органов.

Также суд отмечает, что предложенные Обществом кандидатуры экспертов - товароведов не имеют соответствующего образования, так Гирина Мария Алексеевна имеет среднее образование по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», эксперт Климова Светлана Николаевна имеет высшее образование по, специальности «Инженер - экономист» и диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценочная деятельность».

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Таким образом, у предложенных Обществом кандидатур в качестве экспертов отсутствует соответствующая специальность, позволяющая всесторонне и в полном объеме идентифицировать товар.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как установлено материалами дела, 14.06.2018 на Читинский таможенный пост Читинской таможни (далее -таможенный пост) ООО «СибТоргСервис» была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10612050/140618/008032 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в том числе товара № 3: «оборудование для строительных работ: вибротрамбовка, торговой марки VECTOR, предназначена для равномерного уплотнения почвы с целью уменьшения пустот между частицами почвы и повышения её объемного веса в сухом состоянии за счет удаления влаги. Принт тип работы: энергия бензинового двигателя, являющегося силовым агрегатом вибротрамбовки, преобразуется в толкательные движения. Специальный поршень толкает плиту, тем самым создавая ударное усилие по отношению к грунту. Модель VRG-80: габаритные размеры 750*530*1100 мм, частота вибраций 450 - 680 ударов в минуту. Глубина уплотнения 40 - 65 мм. Тип двигателя - бензиновый (модель GX160). Количество 12 шт. Цена 469.74$/шт. Общая стоимость 5636.88$. Общий вес нетто 1020 кг. Общий вес брутто 1176 кг. Количество мест 12 металлических каркасов в картонной оболочке. Производитель DALIAN HAOCHEN TRADEDEVELOPMENT CO.,LTD.

Поставка товара произведена в рамках внешнеторгового контракта № STS-001 от 30.09.2010 с дополнениями к нему от 01.12.2011, 20.05.2013, 04.07.2013, 01.01.2014, 10.01.2014,02.10.2014,28.12.2015,15.12.2016,15.12.2017.

В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) декларантом в графе 33 заявлен классификационный код товара 8479 10 000 0 (ставка таможенной пошлины - 0%).

Для подтверждения сведений, заявленных в ДТ, декларантом представлены документы, установленные Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) а именно: внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к контракту, инвойс от 17.05.2018 № JM18E025, спецификация к контракту от 17.05.2018 № 185, технический паспорт изделия «Вибротрамбовка для бетона» «Модель VRG-80».

В отношении декларируемых товаров, проведен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра № 10612120/180618/000454, и назначено первичное проведение таможенной экспертизы (решение о назначении таможенной экспертизы от 15.06.2018).

На разрешение таможенному эксперту поставлены следующие вопросы:

Идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в графе ДТ, его фактическим характеристикам?

Возможно ли отнести товар исходя из его массы, размера, конструктивных особенностей к «ручному инструменту», которые являются переносными, т.е. могут быть подняты и вручную перенесены оператором, особенно в процессе выполнения работы и которые рассчитаны также на управление и задание направления перемещения рукой во время работы, либо данный товар относится к категории дорожно - строительных машин которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения?

В случае, если товар обладает свойствам ручных машин, к какому типу он относится: пневматическому; - работающему от электрического двигателя; - либо иному типу?

13.07.2018 по результатам проведенной таможенной экспертизы согласно заключению № 12408050/0019157, в котором таможенным экспертам ЭКС пгт. Забайкальск в отношении товара № 3 «оборудование для строительных работ: вибротрамбовка...» сделаны выводы, что исследуемый товар:

Идентифицирован как - вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80», предназначенная для равномерного уплотнения грунта (почвы) с целью уменьшения пустом между частицами грунта и повышения его объемов веса в сухом состоянии за счет удаления   влаги.   Сведения   о  товаре  №   3,   заявленные   в   графе   31   ДТ  № 10612050/140618/0008032, соответствуют фактическим характеристикам исследуемых объектов.

Вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» обладает свойствами ручных машин (ручной механизированный инструмент). Вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» не обладает свойствами дорожно - строительных машин, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, так как имеет другое назначение и принцип работы, отличный от дорожно - строительных машин, оказывающих вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения.

Вибротрамбовка марки «Vektor», модели «VRG - 80» относится к типу ручных машин (ручной механизированный инструмент) работающих от бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Не согласившись с результатами таможенной экспертизы таможенным представителем ООО «СибТоргСервис» письмом от 08.08.2018 на основании пункта 2 статьи 392 заявлено ходатайство о назначении повторной таможенной экспертизы.

11.08.2018 Читинским таможенным постом Читинской таможни принято решение о назначении повторной таможенной экспертизы № 10612050/110818/ДВ/000014, проведение которой поручено экспертам ЭКС пгт. Забайкальск. Результаты повторной таможенной экспертизы (заключение от 21.09.2018. № 12408050/0026140) подтвердили результаты ранее проведенной идентификационной таможенной экспертизы.

По результатам таможенного контроля Читинской таможней установлена неверная классификация товара № 3, проделарированного по ДГ №16012050/140618/0008032, в связи с чем, принято решение по классификации товара ТН ВЭД ЕАЭС 18.10.2018 № РКТ -10612000-18/000114.

Согласно принятому решению товар классифицирован в товарной подсубпозиции 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как «Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: — машины и механизмы для трамбования или уплотнения». Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.

05.02.2019 в Сибирское таможенное управление поступила жалоба Общества, перенаправленная из Читинской таможни, на решение Читинской таможни от 18.10.2018 №РКТ -10612000-18/000114 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «СибТоргСервис» Сибирским таможенным управлением принято решение от 26.03.2019 № 14-02-12/9, о правомерности принятого решения Читинской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 18.10.2018 № РКТ - 1061000-18/000114.

Ссылаясь на незаконность принятого решения СТУ от 26.03.2019 № 14-02-12/9 по жалобе ООО «СибТоргСервис» и решения Читинской таможни 18.10.2018 № РКТ -10612000-18/000114 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, Общество подало заявление в Арбитражный суд Забайкальского края с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества такими решениями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ООО «СибТоргСервис» удовлетворению не подлежат.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 стать 9 АПК РФ).

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза.

Аналогичные положения содержатся в статье 20 ТК ЕАЭС и статье 15 Федерального Закона «О таможенном регулировании».

Контроль правильности классификации товаров осуществляется как до, так и после выпуска товаров.

Согласно статье 51 ТК ТС Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Аналогичные положения закреплены в статье 19 ТК ЕАЭС.

ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция о ГС), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация с 1 января 1997 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372).

Статьей 7 Конвенции установлено, что Комитет по ГС «разрабатывает Пояснения, Классификационные решения и прочие рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы; разрабатывает рекомендации с целью обеспечения единообразных интерпретаций и применения ГС».

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС применяются в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21 (далее -Рекомендация).

Согласно Рекомендации Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 с 1 января 2015 года для целей классификации товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ГС.

В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Таможенного союза при классификации товаров» (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.

Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

ОПИ 1 применяется в первую очередь;

ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;

ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;

ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.

Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В пункте 7 Положения, определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (Правило 1 ОПИ ТЕ ВЭД), а при определении субпозиции учитывается также и примечания к субпозициям (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.

При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в декларации на товары, предоставленной документацией вместе с ДТ, позволяющих произвести отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Разделом (II), пунктом (А), подпунктом (2) пояснений к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС определено, что в данную товарную позицию включаются дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона.

В ходе анализа информации, содержащейся в Паспорте, таможенным органом установлено, что товар представляет собой вибрационную трамбовку предназначенную для равномерного уплотнения почвы с целью уменьшения пустот между частицами почвы и повышения ее объемного веса в сухом состоянии за счет удаления влаги (пункт 1.1 Паспорта). Поверхность подошвы, контролирующая с почвой, закрыта пластиной, что придает ей дополнительную прочность. Однако при утрамбовке крупной гальки следует использовать землю для засыпки между камнями, чтобы сила удара подошвы распределилась равномерно (пункт 7.5 Паспорта).

Согласно пункту 7.7 паспорта, конструкцией предусмотрено, что в процессе работы вибротрамбовка продвигается вперед. Для того, чтобы ускорить это продвижение следует приподнять машину, слегка опустив ручку вниз, так. Чтобы задняя часть плиты плоской поверхностью касалась земли.

В качестве силового агрегата вибротрамбовка оборудована одноцилиндровым, бензиновым, 4-х тактным двигателем, с верхним расположением клапанов, с принудительным охлаждением (пункт 2.2 Паспорта).

Конструктивно вибротрамбовка состоит из следующих основных узлов: топливный бак, рычаг дросселя, топливный рычаг, двигатель, выключатель двигателя, картер, пневматический амортизатор, место зацепления для подъема, пробка для масла, плита, ручка управления (пункт 4.1 Паспорта).

Исходя из информации, содержащейся в разделе 7 Паспорта «Использование вибротрамбовки» принцип ее работы заключается в следующем: установить вибротрамбовку в начале уплотнения участка, запустить двигатель и прогреть его в течение 3-5 мин на холостых оборотах, плавно переместить рычаг дроссельной заслонки двигателя в крайнее положение, соответствующее максимальной частоте вращения. При этом произойдет автоматическое включение центробежной муфты и вибротрамбовка начнет работу. Начав процесс утрамбовки, можно отрегулировать глубину уплотнения в соответствии с конкретным видом грунта.  

Таким образом, установлено, что декларируемый товар представляет собой несамоходную машину (агрегат), управляемую рядом идущим оператором, предназначенную для равномерного уплотнения почвы.

Исходя из функциональных возможностей и предназначения декларируемого товара, установлено, что он не соответствует тексту подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и пояснениям к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, согласно пояснений к товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включается машины, имеющие индивидуальные функции, которые:

а) не используются из данной группы примечаниями к любому другому разделу или группе

б) не включаются более конкретно ни в одну из товарных позиций любой другой группы Номенклатуры;

в) не могут быть отнесены ни к одной другой конкретной товарной позиции данной группы, поскольку:

(i)        они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их принципом
действия, описанием или типом;

(ii)       они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их
применением или отраслью промышленности, в которой они используются; или

(ш) они могли бы в равной степени включаться в две (или более) другие такие товарные позиции "(машины общего назначения).

Вместе с тем, машины для трамбования и уплотнения грунта описаны в тексте товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС «машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные».

Согласно к тексту пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются машины, кроме самоходных машин товарной позиции 8429 сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных машин (товарная позиция 8432), предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля и т.п.; выемки грунта, бурения и т.п.), выполнения подготовительных земляных работ или уплотнения грунтов (например, для послойного резания, планировки, профилирования, трамбования или укатывания).

Кроме этого, в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 31 от 28.02.2018 «О классификации виброплиты в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», виброплита, представляющая собой несамоходную машину, управляемую рядом идущим оператором, предназначенную для трамбования и уплотнения грунта, асфальтного покрытия, мощения улиц, состоящую из основных компонентов (моторной рамы, рабочей плиты, вибратора, двигателя (электрического или внутреннего сгорания), рукоятки управления) и дополнительных (опционных) компонентов (центробежной муфты, водяного бака, транспортных колес, панели управления на рукоятке управления, амортизирующего резинового коврика), в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицируется в подсубпозиции 8430 61 000 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании вышеизложенного, руководствуясь техническими характеристиками и описанием спорного товара, заявленными декларантом, в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, текстами пояснений к товарным позициям 8479, 8430 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган, по мнению суда обоснованно пришел к выводу, что товар № 3 продекларированный по ДТ № 10612050/140618/0008032, подлежит классификации в подсубпозиции 8430 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Довод Общества о том, что спорный товар правильно классифицирован в подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ссылаясь на предварительное решение ФТС России, является несостоятельным по следующим обстоятельствам.

Исходя из положений пункта 2 статьи 23 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товара принимается таможенными органами, определенными законодательством государств - членов о таможенном регулировании.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФТС России в период таможенного декларирования спорного товара, действующие предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД-ЕАЭС, выданные ФТС России, на аналогичный товар отсутствовали.

Кроме того, предварительное решение о классификации товара принимается по каждому наименованию товара, включающему в себя определенную марку, модель, артикул и модификацию (пункт 4 статьи 23 ТК ЕАЭС).

Таким образом, даже при наличии принятых предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, они носят индивидуальный характер и принимаются в отношении конкретных товаров.

На основании вышеизложенного, решение Читинской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.10.2018 №РКТ-10612000-18/000114 и решение Сибирского таможенного управления № 14-02-12/9 от 26.03.2019 соответствуют требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании.  

Согласно части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из вышеизложенного следует, что решение Читинской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.10.2018 №РКТ-10612000-18/000114 и решение Сибирского таможенного управления № 14-02-12/9 от 26.03.2019, приняты таможенным постом в силу закона, с учетом анализа дополнительно представленных Обществом документов и сведений, путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также на основании последовательного применения ОПИ.

Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о соответствии решения требованиям действующего законодательства.

Оценивая вышеприведенное, суд полагает, что оснований для признания недействительными обжалуемых решений таможенного органа о классификации товара, отсутствуют, в заявленных требованиях надлежит отказать.

Учитывая, что обществу было отказано в назначении судебной экспертизы, денежные средства, поступившие на депозит арбитражного суда, подлежат возврату.

Руководствуясь ст.ст. 82, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «СибТоргСервис» (ОГРН 1100411000920, ИНН 0411149215) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) к Сибирскому таможенному управлению (ОГРН 1025402495119, ИНН 5406100020) о признании незаконными и отмене решений Читинского таможенного поста о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 18.10.2018 №РКТ-10612000-18/000114, Сибирского таможенного управления № 14-02-12/9 от 26.03.2019, отказать.     

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «СибТоргСервис» (ОГРН 1100411000920, ИНН 0411149215) денежные средства в размере 28 500 рублей с депозита арбитражного суда Забайкальского края, кассовое поступление 00000556 от 16.09.2019.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова