ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8262/09 от 17.12.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8262/2009

18 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 года

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2009 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Черновского района г.Читы

о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Визит» в соответствии с ч.4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, помощника прокурора удостоверение ТО №097640;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2, представителя по доверенности от 08.12.2009.

Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Визит» (далее- ООО «Фарм-Визит», Аптека) по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании, начатом 11.12.2009 в 09 часов 30 минут дважды объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 14.12.2009 года и 11 часов 17.12.2009 года, по ходатайству представителей сторон.

После объявленного перерыва представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель прокуратуры, присутствовавшая до перерыва требования о привлечении ООО «Фарм-Визит» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ поддержала в полном объеме.

Представитель ООО «Фарм-Визит», заявленные требования не признала, указав на отсутствие ряда лекарственных средств в Аптеке на момент проверки, из-за отсутствия их у поставщиков. Ссылается на процессуальные нарушения при проведении проверки. Кроме того, полагает, что на момент проверки отсутствовал только феназепам, данный факт свидетельствует о малозначительности правонарушения.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Визит» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1077536010848.

Общество осуществляет деятельность по розничной реализации лекарственных средств, имеет лицензию №ЛО-75-02-000007 от 26.03.2008 на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее Закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Помощником прокурора Черновского района г.Читы 18 ноября 2009 года проведена проверка аптечного пункта, расположенного по адресу: <...> принадлежащий ООО «Фарм-Визит» на предмет соблюдения законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности.

В результате проверки исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, установлен факт отсутствия необходимого минимума лекарственных средств для оказания медицинской помощи, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №312 от 29.04.2005 года «О минимальном ассортименте лекарственных средств»: хлоропирамин (раствор для инъекций, таблетки), вальпроевая кислота (капли для приема внутрь, сироп, лиофилизат для приготовления раствора), бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам) (таблетки), левофлоксацин (таблетки покрытые оболочкой), итраконазол (раствор для приема внутрь, капсулы), дигоксин (таблетки), рабепразол (таблетки покрытые оболочкой), финастерид (таблетки), будесонид (порошок для ингаляций дозированный), кромоглициевая кислота и ее натриевая соль (порошок для ингаляций в капсулах, аэрозоль для ингаляций дозированный, раствор для ингаляций).

Обстоятельства совершенного правонарушения зафиксированы в Акте проверки от 18.11.2009 года, подтверждаются в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении прокурора от 19.11.2009 года. В своих объяснениях генеральный директор ФИО3, факта отсутствия лекарственных средств, таких как хлоропирамин, вальпроевая кислота, левофлоксацин, итраконазол, дигоксин, рабепразол, финастерид, будесонид, кромоглициевой кислоты и ее натриевой соли, включенных в Минимальный ассортимент не оспаривает, указав, что вышеназванных лекарственных средств не имелось у поставщиков.

Обществом представлены в материалы дела карточки количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ- 28), счета-фактуры от 02.11.2009 (грузополучатель- ЧП ФИО3 адрес: <...>), 19.12.2008 (грузополучатель – ЧП ФИО3, адрес: Красной Звезды, 51А), 31.07.2009 (грузополучатель – ООО «Фарм-Визит», адрес: Красной Звезды, 51А), 28.07.2009 (грузополучатель – ООО «Фарм-Визит», адрес: Красной Звезды, 51А), 25.03.2009 (грузополучатель – ООО «Фарм-Визит», адрес: Красной Звезды, 51А), от 10.06.2009 (грузополучатель – ООО «Фарм-Визит», адрес: Красной Звезды, 51А), договоры поставки лекарственных средств от 01.01.2009, 01.04.2009, 04.12.2008, 01.11.2008, документы приняты и изучены судом.

Указанные документы, подтверждают факт принятия товаров от поставщиков, однако представленные документы не могут подтверждать наличие лекарственных средств в Аптеке на момент проверки, поскольку датированы с марта по июль 2009 года, в то время как проверка проводилась 18.11.2009 года. Счета-фактуры, где грузополучателем указан ЧП ФИО3 не могут служить подтверждением факта принятия товаров ООО «Фарм-Визит».

В то же время, в зависимости от производителя лекарственного средства, препарат имеет международное непатентованное наименование (сокр. МНН), которое и приводится в перечне минимального ассортимента без указания иных названий, а так же торговое название, оба наименования приводятся в Инструкции по медицинскому применению препарата либо указываются на первичной заводской упаковке (в соответствии с п. 2.8 Порядка отпуска лекарственных средств, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005 г. № 785 не допускается нарушение первичной заводской упаковки).

Торговые и международные непатентованные названия лекарственных средств приведены в Государственном реестре лекарственных средств.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.03.2006 г. № 1242-ВВС с информацией о МНН лекарственных средств медицинские работники могут ознакомиться с помощью Государственного реестра лекарственных средств, справочной и информационной литературой и на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (www.roszdravnadzor.ru).

В связи с этим, проверке подлежало наличие лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент не только по международному непатентованному наименованию, но и по торговому наименованию.

Представителем Общества представлен Приказ о проведении внутренней проверки 19.11.2009 года, по результатам которой составлена инвентаризационная опись, в соответствии с которой заявитель указывает, что на момент проверки в аптечном пункте по адресу : <...> имелись лекарственные средства с торговыми названиями супрастин ( хлоропирамин), депакин (вальпроевая кислота), ирунин (итраконазол), лефокцин (левофлоксацин), пульмикорт (будесонид), кромогексал ( кромоглициевая кислота и ее натриевая соль).

Таким образом, вышеприведенные лекарственные средства на момент проведения проверки имелись в аптечном учреждении, но не под международным наименованием, а под торговым названием.

В материалы дела представлены ответы поставщиков ЗАО «Шрея Корпорэйшнл», ЗАО «Центр внедрения «Протек», ЗАО «РОСТА» на запросы ООО «Фарм-Визит», которые указали, что лекарственных средств: дигаксин, финастерид, рабепрозол на складах не было в период с сентября по ноябрь 2009 года. ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» пояснили, что в отношении указанных лекарственных средств заявок от ООО «Фарм-Визит» на приобретение не поступало. В адрес поставщика ЗАО «Фармацевтическая акционерная компания «БАЛТИМОР» (договор №426-оп от 01.04.2009) и других поставщиков заявок на приобретение отсутствующих лекарственных средств не поступало.

В соответствии с п.1.5 Приказа №785 для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312, в связи с чем, отсутствие на складах поставщиков части лекарственных средств не является обстоятельством, освобождающим Общество от обязанности иметь такой ассортимент лекарственных средств в наличии.

Общество ссылается на процессуальные нарушения в ходе проведенной проверки, а именно: - в акте проверки не указаны сведения о том, каким образом был установлен факт отсутствия лекарственных средств, не указано на проведенный осмотр помещения, каким образом осуществлялся допрос фармацевта, протоколы об изъятии документов, о контрольной закупке отсутствуют.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Актом проверки зафиксирован факт отсутствия лекарственных средств в Аптеке на момент проверки, до возбуждения дела об административном правонарушении. Таким образом, до вынесения постановления у прокурора нет оснований производить административные действия такие как: изымать документы, производить осмотр помещения, осуществлять допрос работников ООО «Фарм-Визит». Прокурором правомерно у фармацевта ФИО4 отобраны объяснения.

Таким образом, у суда нет оснований полагать, что Прокуратурой допущены процессуальные нарушения при проведении проверки.

Согласно ст.4 Федерального закона от 22.06.1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах» фармацевтической является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В силу п.47 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулирует Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №416 (далее – Положение №416). В соответствии с пп. «в» п.4 положения лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами, обязан соблюдать требования ст.32 Закона №86-ФЗ и правила продажи лекарственных средств, устанавливаемые в соответствии со ст.26 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок отпуска лекарственных средств утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2005 №785 (далее- Приказ №785). В соответствии с п.1.5 Приказа №785 для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312 (далее- Приказ №312).

В результате проведенной проверки было установлено грубое нарушение условий осуществления деятельности предприятием, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 “Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности ” (далее Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), а также выданной предпринимателю лицензией. Указанным нормативным документом установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубыми нарушениями понимаются невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а” – “д” пункта 4 настоящего Положения, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона “О лекарственных средствах” и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Согласно подп. «в» п.4 Положения, лицензионным требованиям и условием при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах».

Как предусмотрено п.8 ст.32 ФЗ «О лекарственных средствах» аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №312 от 29.04.2005 года «О минимальном ассортименте лекарственных средств», несоблюдение требований которого являются грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, минимальный ассортимент лекарственных средств, утвержденный Приказом №312 должен быть в аптечных учреждениях (организациях) всегда в наличии.

По мнению Общества, на момент проверки из лекарственных средств отсутствовал только феназепам, что является правонарушением малозначительным.

Из материалов дела следует, что на момент проверки в Аптечном пункте отсутствовали феназепам, дигаксин, финастерид, рабепрозол, таким образом, вывод Общества о малозначительности не может быть принят судом.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 2 Постановления от 20.11.2008 № 60 “О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях” Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дополнил пункт 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 пунктом 18.1 следующего содержания: “При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано”.

Правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отнесено законодателем к правонарушениям в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ), в случае отсутствия минимального ассортимента лекарственных средств в аптеке нарушается не только установленный порядок лицензирования, как разрешительной системы государства на занятие определенным видом деятельности. В первую очередь совершение такого правонарушения ставит под угрозу здоровье граждан. Наличие вреда в данном случае не является обязательным условием для привлечения к ответственности.

При таких условиях освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения по приведенным заявителем основаниям не может быть признано соответствующим положениям статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку юридическим лицом не были предприняты должным образом необходимые меры для соблюдения требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, установленных законодательством Российской Федерации о фармацевтической деятельности, оно подлежит привлечению к административной ответственности, пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения предусмотренного пунктом 4 статьи. 14.1 КоАП РФ подтверждается изученными в суде письменными материалами дела.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При решении вопроса о назначении размера административного штрафа, суд с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, считает возможным наложить на юридическое лицо минимальный штраф, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере сорока тысяч рублей. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к ответственности, суд учитывает совершение правонарушения впервые.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Визит», расположенное по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1077536010848, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Получатель штрафа:

УФК по Забайкальскому краю (прокуратура Забайкальского края)

ИНН <***>

КПП 753601001

Расчетный счет <***>

ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю

БИК 047601001

ОКАТО 76401000000

КБК 41511690010010000140

Штраф в соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Исполнительный лист на принудительное взыскание выдать по истечению месяца со дня вступления решения в законную силу, при отсутствии уведомления суда о его добровольном исполнении.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Перевалова Е.А.