ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8271/19 от 06.08.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                    Дело № А78-8271/2019

13 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме августа 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Синчиловым Д.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора

к Обществу с ограниченной ответственностью «Талисман» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от представителя заявителя: ФИО1 – удостоверение то №182331, 

лицо привлекаемое к административной ответственности в судебное заседание не явилось, было извещено надлежащим образом.

Установил:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (далее – общество, ООО «Талисман») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 09 час. 15 мин., 06.08.2019, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Представитель заявителя, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Общество явку в судебное заседание представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Общество с ограниченной ответственностью "Талисман" поставлено на учет Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по городу Чите, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.    

Как установлено материалами дела, Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае-июне 2019 года в связи с разрешением обращения ФИО2 на основании решения о проведении проверки от 10.06.2019 № 48 проведена проверка исполнения ООО «Талисман» законодательства об отходах производства и потребления, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами.

По результатам которой установлено, что ООО «Талисман» осуществляет следующий вид деятельности по обращению с отходами 4 класса опасности:

- размещение отходов, а именно: хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а также захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Начиная с 01.02.2019 на основании договора аренды от 01.02.2019 эксплуатацию полигона осуществляет ООО «Талисман», полигон передан ООО «Талисман» Комитетом экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации городского округа «город Петровск-Забайкальский» во временное владение и пользование, в том числе для захоронения и обезвреживания твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТКО), т.е. в целях обслуживания (эксплуатации) полигона.

ООО «Талисман» выполняет размещение твердых коммунальных отходов, а именно обслуживает городскую свалку г. Петровск-Забайкальский (полигон) с помощью следующей техники: 2 фронтальных погрузчика, первый принадлежащий ГО «город Петровск-Забайкальский» - LOVOLFL 936F-//2017 с объемом ковша 1,8 м3, и второй принадлежащий ООО «Талисман» XG951II с объемом ковша 3 м3.

Кроме того, выборочной проверкой заключенных договоров установлено, что ООО «Талисман» заключены договоры на оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов на городской свалке (полигоне).

Так, 01.01.2019 заключен договор № 8 на размещение твердых коммунальных отходов на городской свалке с ООО «Берон» в соответствии с которым ООО «Талисман» принимает твердые коммунальные отходы удаленные с территории ООО «Берон» и производит работы по размещению отходов производства и потребления от ООО «Берон» на территории городской свалки. 13.02.2019 услуги по размещению твердых коммунальных отходов на городской свалке оплачены ООО «Берон» платежным поручением на сумму 42 901,2 рублей.

Из объяснения представителя ООО «Талисман» ФИО3 по доверенности следует, что Начиная с 01.02.2019 на основании договора аренды от 01.02.2019 эксплуатацию полигона осуществляет ООО «Талисман», полигон передан ООО «Талисман» Комитетом экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации городского округа «город Петровск-Забайкальский» во временное владение и пользование в том числе для захоронения и обезвреживания твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТКО), т.е. в целях обслуживания (эксплуатации) полигона.

В ходе обслуживания полигона ООО «Талисман» с помощью следующей техники фронтальный погрузчик, принадлежащий ГО «город Петровск-Забайкальский» - LOVOLFL 936.F-//2017 с объемом ковша 1,8 м3, осуществляется освобождение земельных участков на территории полигона для складирования на указанные участки пользователями новых отходов.

Виды отходов с которыми происходит обращение это твердые коммунальные отходы в том числе пластиковые стеклянные бутылки, банки, старая мебель, картонные коробки, мусорные пакеты и т.д.

Указанные виды отходов складируются при помощи указанной техники в кучи, и в таком виде хранятся в настоящий момент.

В частности, указанного рода мероприятия проводились в 10 числах марта 2019 года, с 19 по 20 марта 2019 года, а также 2 апреля 2019 года, в середине мая 2019 года, а также периодически в связи возникающими возгораниями кучей отхода к примеру 12 июня 2019 года.

Лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 4 класса опасности, твердых коммунальных отходов ООО «Талисман» не имеет.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 10.06.2019 у ООО «Талисман» отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (л.д.45).

Таким образом, в ходе проверки, установлено, что ООО «Талисман» осуществляет деятельность по сбору, размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии, то есть осуществление    предпринимательской    деятельности    без    специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия), обязательно (обязательна), что является нарушением:

- ст.30     Федерального     закона     от     10.01.2002     г.     №     7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14.06.2019 Забайкальским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Талисман» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (л.д.11-14).

05.07.2019 на основании статьи 202 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Талисман» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

            В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Классы опасности отходов установлены в статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а именно в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В свою очередь в пункте 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ указано, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений настоящего Федерального закона.

Как установлено материалами дела ООО «Талисман» осуществляет размещение отходов, а именно: хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а также захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, материалы административного дела в полной мере подтверждают, что на момент проверки ООО «Талисман» осуществляло предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, без соответствующей лицензии.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).

Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2).

Вина ООО «Талисман» заключается в том, что при возможности исполнения требований законодательства в области лицензирования оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм закона. Материалы дела также не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями.

С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства (в том числе акт проверки, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), суд приходит к выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.

Каких-либо нарушений порядка привлечения ООО «Талисман» к административной ответственности судом не установлено. В частности, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2019 составлено уполномоченным должностным лицом непосредственно в присутствии представителя общества (при надлежащем извещении юридического лица, уведомление от 11.06.2019 №07-33-2019, л.д.49), которому была предоставлена возможность дать объяснения по существу вмененного правонарушения.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании требование о привлечении ООО «Талисман»  к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации подлежит удовлетворению.

Установленный частью 1 статьи 4.5 этого же Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При таких обстоятельствах, основания для применения по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Оснований для применения ст. 4.1 КоАП РФ суд в настоящем деле не усматривает

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается, что имеется совокупность перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ условий, так как размещение отходов 4 класса создает опасность угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  а также возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

С учетом изложенного у суда отсутствуют, основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Санкция части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации предусматривает для  юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Суд, учитывая представленные материалы дела, полагает необходимым применить размер санкции, предусмотренный ч.2 ст.14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью «Талисман» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по г. Чите 10.02.2015, расположенное по адресу: <...> в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. 

Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения  в законную силу по следующим реквизитам:

Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура,

ИНН <***>,

КПП 380801001,

ОГРН <***>,

код организации по ОКПО 20475159,

лицевой счет администратора доходов № 04341F92110 в УФК по Иркутской области,

счет казначейства 40101810250048010001, местонахождение казначейства <...>, отделение Иркутск,

БИК 042520001,

КБК 41511690040046000140,

ОКТМО 25701000001.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению  (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова