ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8354/10 от 27.12.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8354/2010

30 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 30 декабря 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края

к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю,

третье лицо – ФИО1,

об оспаривании решения от 05.10.2010 г. № 7532/10-2907

при участии

от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенности от 01.07.2010 г.;

от заинтересованного лица:

ФИО3 - представителя по доверенности от 25.11.2010 г.,

ФИО4 - представителя по доверенности от 20.07.2010 г.;

от третьего лица: ФИО1,

установил:

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – Департамент) обратился с заявлением к Федеральному государственному учреждению (ФГУ) «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю (далее – Земельная кадастровая палата) о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю от 05.10.2010 г. № 7532/10-2907 «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений».

В обоснование заявленных требований Департамент ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Департамента, как органа, осуществляющего распоряжение соответствующими земельными участками.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представители Земельной кадастровой палаты в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно. Кроме того, по мнению представителей заинтересованного лица, Департамент не вправе был обращаться с заявлением в кадастровую палату по правилам статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

В отзыве на заявленные требования Земельная кадастровая палата ссылается на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и не создает никаких препятствий Департаменту в осуществлении экономической деятельности по предоставлению земельного участка в собственность ФИО1

Третье лицо – ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы заявителя.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

30.09.2010 г. Департамент обратился в Земельную кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:140.

К заявлению было приложено, в том числе распоряжение от 28.09.2010 г. № 5369/р «О расторжении договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, от 25.04.2008 № 49/8 (ч) и предоставлении земельного участка в собственность ФИО1».

05.10.2010 г. Земельной кадастровой палатой принято решение № 7532/10-2907 «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений».

Как следует из указанного решения, проведение кадастрового учета изменений приостановлено на основании п.4 ч.2 ст.26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с необходимостью представить документ по изменению вида разрешенного пользования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:140. Представленное распоряжение Департамента не является основанием для изменения разрешенного пользования.

Считая решение незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы) (часть 2 статьи 16).

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16).

В соответствии с подпунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Пунктом 4 части 2 статьи 26 данного Федерального закона установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке (часть 10 статьи 26).

Как установлено материалами дела, 25.04.2008 г. между Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области и гр. ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена № 49/8 (ч).

По условиям договора арендатор – гр. ФИО1 принимает во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, местоположение которого установлено: <...>, с кадастровым номером 75:32:010101:140, площадью 339 кв.м для завершения строительства индивидуального жилого дома. Настоящий договор заключен сроком до 20.04.2011 г.

Таким образом, владельцем земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:140 на праве аренды является ФИО1

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Законом Забайкальского края от 01.04.2009 № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 № 233, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент.

28.09.2010 г. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принято распоряжение № 5369/р «О расторжении договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, от 25.04.2008 № 49/8 (ч) и предоставлении земельного участка в собственность ФИО1», из которого следует:

- расторгнуть договор аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена от 25.04.2008 г. № 49/8 (ч), заключенный между Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области и ФИО1;

- предоставить из земель населенных пунктов в собственность ФИО1 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 75:32:010101:140, площадью 339 кв.м, местоположение которого установлено: <...>, для обслуживания и использования жилого дома.

Таким образом, указанным распоряжением Департамента изменено разрешенное использование земельного участка, предоставленного гр. ФИО1

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Частью 2 статьи 20 данного Федерального закона установлено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В соответствии с частью 3 статьи 20 названного Федерального закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

В связи с принятием 28.09.2010 г. распоряжения № 5369/р Департамент 30.09.2010 г. обратился в Земельную кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:140.

Решением Земельной кадастровой палаты от 05.10.2010 г. № 7532/10-2907 проведение кадастрового учета было приостановлено на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 1 Положения о Департаменте, Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере:

- исполнения переданных РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности,

- имущественных и земельных отношений Забайкальского края.

Пунктом 9 Положения установлено, что Департамент управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, а также иными земельными участками в случаях, предусмотренных действующим законодательством; распоряжается земельными участками на территории города Чита, государственная собственность на которые не разграничена.

В целях реализации полномочий Департамент обращается в суды с исками и выступает в судах от имени Забайкальского края, в том числе в защиту прав и законных интересов края в сфере имущественных и земельных отношений (п.9.5.35 Положения).

Как установлено материалами дела, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 75:32:010101:140 не разграничена, лицом, владеющим указанным земельным участком на законном праве, является ФИО1

Следовательно, Департамент не обладает правом обращаться в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, на основании статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ, с заявлением о кадастровом учете изменений на данный земельный участок.

Приняв 28.09.2010 г. распоряжение № 5369/р «О расторжении договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, от 25.04.2008 № 49/8 (ч) и предоставлении земельного участка в собственность ФИО1» Департамент осуществил свои полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 75:32:010101:140.

Согласно статье 15 Федерального закона N 221-ФЗ органом кадастрового учета осуществляется информационное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе заключенных соглашений. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 53 АПК РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Право Департамента на обращения в арбитражный суд в защиту публичных интересов федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах требования Департамента не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконным решения ФГУ «Забайкальская кадастровая палата» по Забайкальскому краю от 05.10.2010 № 7532/10-2907 «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.