АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-8356/2010
21 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года
Решение изготовлено в полном объёме 21 декабря 2010 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сверкуновой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю № 7532/10-2806 от 23 сентября 2010 года «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений»
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью «Читаэнергожилстрой»,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.07.2010,
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 25.11.2010; ФИО3, представителя по доверенности от 25.11.2010,
от третьего лица: не было,
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее Департамент) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю (далее ФГУ «Земельная кадастровая палата») № 7532/10-2806 от 23 сентября 2010 года «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений».
В судебном заседании, начатом 15.12.2010, объявлялся перерыв до 11-00 21.12.2010.
Представитель третьего лица ФИО4, присутствовавшая до перерыва в судебном заседании, после перерыва в судебное заседание не явилась, заседание проводится в её отсутствие в соответствии с ч.5 ст.163 АПК РФ.
Представитель заявителя требование поддержала.
Представители ФГУ «Земельная кадастровая палата» заявленное требование не признали, пояснив, что оспариваемое решение принято в пределах представленной компетенции в соответствии с нормами законодательства РФ, не нарушает права заявителя.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
Распоряжением от 25.08.2010 № 4828/р Департаментом ООО «Читаэнергожилстрой» был предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 75:32:040508:150, площадью 22627 кв.м., из категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено: <...>, вид разрешенного использования был определен как – для строительства объекта: «117 квартирного жилого дома в г.Чите, расположенного по адресу: <...>,» сроком до 13.08.2011.
Департаментом был заключен с ООО «Читаэнергожилстрой» договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 25.08.2010 № 908/10бп, с кадастровым номером 75:32:040508:150, площадью 22627 кв.м., из категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено: <...>, для строительства объекта: «117 квартирного жилого дома в г.Чите»
Департаментом в орган, осуществляющий кадастровый учет - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю было подано заявление от 27.08.2010 для внесения изменений в сведения по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:040508:150.
23.09.2010 органом кадастрового учета было вынесено решение № 7532/10-2806 о приостановлении кадастрового учета изменений по причине того, что имеются противоречия между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах и сведениями государственного кадастра: представленных документах вид разрешенного использования указан как для строительства объекта: «117 квартирного жилого дома в г.Чите, расположенного по адресу: <...>,», тогда как в сведениях государственного кадастра относительно данного земельного участка вид разрешенного использования определен как «для строительства».
В силу статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами названной статьи. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого
представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного
участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре
недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок
является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого
представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями
частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения
(за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым
объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Законом Забайкальского края от 01.04.2009 № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 № 233, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ объекты капитального строительства и земельные участки могут иметь основные, вспомогательные, условно разрешенные виды разрешенного использования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» полномочие по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования входит в компетенцию главы местной администрации при условии, если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки.
Решением Думы городского округа «Город Чита» от 12.11.2009 № 171 были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Чита» (далее - Правила). Данные Правила разработаны в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Согласно данным Правилам территория города Читы поделена на территориальные зоны, для каждой из них установлены виды разрешенного использования и ограничения на их использование.
Ст.11 Правил установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения). В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В силу ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
П.3 ст.20 указанного закона установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ органом кадастрового учета осуществляется информационное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе заключенных соглашений. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
В силу п.2 ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из содержания данной нормы, в арбитражный суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и при этом:
- нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
- незаконно возлагают какие-либо обязанности,
- создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 № 233 было утверждено Положение о Департаменте. Согласно п.1 Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере:
- исполнения переданных РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности,
- имущественных и земельных отношений Забайкальского края.
П.9 Положения установлено, что Департамент управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, а также иными земельными участками в случаях, предусмотренных действующим законодательством; распоряжается земельными участками на территории города Чита, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях реализации полномочий Департамент обращается в суды с исками и выступает в судах от имени Забайкальского края, в том числе в защиту прав и законных интересов края в сфере имущественных и земельных отношений (п.9.5.35 Положения).
Как установлено материалами дела, Департамент издал распоряжение от 25.08.2010 № 4828/р, которым определил вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка как для строительства объекта: «117 квартирного жилого дома в г.Чите, расположенного по адресу: <...>,»
Таким образом, Департаментом реализовано право на распоряжение земельным участком в соответствии с законом.
В силу ч.3 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Департамент не будет являться лицом, которому предоставлено право на обращение с требованием изменения разрешенного использования. Исходя из доводов Департамента, оспариваемым решением могли быть нарушены права лица, которому участок был передан в безвозмездное пользование – ООО «Читаэнергожилстрой», однако, данное лицо в суд с заявлением не обращалось, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Тем самым, суд полагает, что Департаментом не представлено доказательств обоснованности их обращения в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением об учете изменений в сведения по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:040508:150, по которому было принято обжалуемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не представлено доказательств, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая вышеприведенное, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В заявленном Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края требовании о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю № 7532/10-2806 от 23 сентября 2010 года «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений», как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральному закону от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Закону Забайкальского края от 01.04.2009 № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», постановлению Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 № 233 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края», Решению Думы городского округа «Город Чита» от 12.11.2009 № 171 «О принятии правил землепользования и застройки городского округа «Город Чита», отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Горкин Д.С.