ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-837/2022 от 05.05.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-837/2022

16 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  05 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 16 мая 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Ульзутуевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесничей В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-837/2022 по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)  об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-270/2021 от 17 января 2022 года,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1,

с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от ПАО «Россети Сибирь»: ФИО2, доверенность от 21 апреля 2022 года, копия диплома о высшем юридическом образовании, паспорт (19 и 26 апреля 2022 года, 5 мая 2022 года),

от УФАС России по Забайкальскому краю: ФИО3, доверенность №21 от 16 марта 2022 года, копия диплома о высшем юридическом образовании,  служебное удостоверение (19 и 26 апреля 2022 года, 5 мая 2022 года),

от ФИО1: не было,

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – заявитель, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в арбитражный суд с заявлением кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – административный орган, антимонопольный орган,  УФАС России по Забайкальскому краю) о признании незаконным и отмене постановления № 075/04/9.21-270/2021 от 17 января 2022 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Определением суда от 3 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1.

В обоснование своего требования заявитель указывает, что энергопринимающие устройства ФИО1 относятся к числу тех, для которых установлен особый режим оплаты услуг за технологическое присоединение, а именно строительство электросетевых объектов осуществляется сетевой организацией, затраты сетевой организации на строительство электросетевых объектов, необходимых для присоединения, включаются в тариф на передачу электрической энергии; между тем с 2019 года в связи с принятием государственных программ, направленных на упрощение предоставления земельных участков гражданам, развитие территорий, сельского хозяйства и т.д., возникли трудности с исполнением мероприятий по технологическому присоединению, где требуются затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства; затраты на технологическое присоединение превышают затраты, учтенные в необходимой валовой выручке филиала, при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2020 год; объем обязательств филиала по льготному технологическому присоединению превышает объем финансирования. Ввиду указанного, трудности по исполнению договоров технологического присоединения вызваны объективными обстоятельствами. ПАО «Россети Сибирь» просило отменить постановление № 075/04/9.21-270/2021 от 17 января 2022 года, в случае невозможности отмены постановления, рассмотреть вопрос о снижении административного штрафа.

УФАС России по Забайкальскому краю представлен отзыв на заявление, а также дополнения, в которых указано на необоснованность доводов ПАО «Россети Сибирь»; антимонопольный орган обратил внимание, что Обществу назначен штраф в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации с учетом повторности, штраф соразмерен совершенному правонарушению. Антимонопольным органом отмечено, что поскольку установлен факт отсутствия технологического присоединения объекта ФИО1 на момент его обращения в антимонопольный орган и факт нарушения сетевой организацией срока технологического присоединения, доводы об отсутствии денежных средств на технологическое присоединение и трудности с технологическим присоединением льготной категории заявителей не могут служить основанием для неисполнения обязательств сетевой организацией. Вместе с тем, с учетом того, что обязательства по договору находятся в стадии исполнения (закуплен кабель), против снижения размера административного штрафа административный орган не возражал.

О месте и времени проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства ФИО1 извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), явка в судебное заседание не обеспечена.

19 апреля 2022 года при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, относительно возможности перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству») перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании.

В судебном заседании 19 апреля 2022 года объявлялся перерыв до 26 и 28 апреля 2022 года, далее до 5 мая 2022 года, информация о перерывах размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Исследовав материалы дела и заслушав представителей ПАО «Россети Сибирь», УФАС России по Забайкальскому краю, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «Россети Сибирь» зарегистрировано в качестве юридического лица 4 июля 2005 года с присвоением ему основного государственного регистрационного номера <***>. Основной вид деятельности - передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

1 сентября 2021 года в УФАС России по Забайкальскому краю поступило заявление ФИО1 на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в неисполнении условий договора по технологическому присоединению базы строительных материалов, расположенной по адресу: <...> (т. 1, л.д. 98). Заявитель указал, что с его стороны все условия договора были выполнены, подписан акт о приемке технических условий.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 мая 2019 года ПАО «МРСК Сибири» и ФИО1 заключен  договор № 20.7500.1120.19 на осуществление технологического присоединения (т. 1, л.д. 101-105).

Согласно пункту 1 договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, электроустановок базы строительных материалов, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 150 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 10 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств отсутствует.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.

В силу пункта 6 договора сетевая организация обязалась надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединения составляет 24 762, 60 руб.

Дополнительным соглашением от 5 июня 2020 года срок по исполнению договора технологического присоединения по заявлению ФИО1 продлен до 30 июня 2021 года (т. 1, л.д. 118).

17 сентября 2021 года УФАС России по Забайкальскому краю в отношении ПАО «Россети Сибирь» соответствующим определением возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 111).

17 декабря 2021 года в отношении ПАО «Россети Сибирь» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации (т. 1, л.д. 129-132).

 По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 17 января 2022 года № 075/04/9.21-270/2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации с назначением административного штрафа в сумме 600 000 рублей (л.д. 21-24).

Не согласившись с названным постановлением, ПАО «Россети Сибирь»  обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Частью 2 названной статьи установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона о естественных монополиях).

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.

На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает помимо прочего, процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).

Таким образом, обязанность сетевой организации по выполнению соответствующих мероприятий по технологическому присоединению прямо установлена пунктами 3 и 6 Правил технологического присоединения.

Процедура технологического присоединения регламентирована пунктом 7 названных Правил и включает в себя подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора предусмотренных им мероприятий; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.

В пункте 18 Правил технологического присоединения определены мероприятия по технологическому присоединению, а именно: подготовка, выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики; проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил; выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

Подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения установлены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать  1 год.

Как указывалось ранее, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет привлечение к административной ответственности по статье 9.21 КоАП Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что привлекая ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, антимонопольный орган исходил из того, что сетевой организацией нарушен срок технологического присоединения по договору № 20.7500.1120.19 от 13 мая 2019 года, что свидетельствует о нарушении ПАО «Россети Сибирь» подпункта б) пункта 16 Правил технологического присоединения, о нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).

Представленными в материалы дела доказательствами, такими как жалоба ФИО1  от 1 сентября 2021 года (т. 1, л.д. 98), договор от 13 мая 2019 года об осуществлении технологического присоединения (т.1, л.д. 101-103), дополнительное соглашение от 5 июня 2020 года (т. 1, л.д. 118), протокол об административном правонарушении от 17 декабря 2021 года № 075/04/9.21-270 (т. 1, л.д. 129-132) подтверждается факт нарушения сетевой организацией требований Правил технологического присоединения, а именно неосуществление технологического присоединения объекта заявителя в установленный срок. Сам факт такого нарушения ПАО «Россети Сибирь» признается, при этом представитель ПАО «Россети Сибирь»  указала, что осуществление присоединения планируется в ближайшее время по мере оттаивания грунта.

Рассматриваемое правонарушение квалифицировано административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации, исходя из того, что оно является повторным, в частности в материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении от 8 октября 2020 года № 075/04/9.21-20/2020, которым ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации названные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события вмененного ПАО «Россети Сибирь» административного правонарушения.

Делая вывод о виновности ПАО «Россети Сибирь» в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд полагает, что ПАО «Россети Сибирь», являясь сетевой организацией, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению к распределительным электросетям, имея обязанность выполнить в отношении любого обратившегося лица мероприятия по технологическому присоединению, должно было принять все необходимые меры по соблюдению соответствующего порядка технологического присоединения, однако таких мер не приняло, что указывает на наличие его вины в совершении вмененного административного правонарушения.

В материалы дела представлен протокол аппаратного совещания филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» от 30 марта 2021 года № 78 (т. 2, л.д. 55), согласно которому по состоянию на конец 1 квартала 2021 года план по инвестиционной программе в части технологического присоединения за отчетный период составляет 40,440 млн. руб., фактически 41,422 млн. руб.; объем обязательств филиала согласно реестру льготников по технологическому присоединению превышает объем финансирования; решено с учетом дефицита источников финансирования инвестиционной программы филиала «Читаэнерго» в части льготного технологического присоединения, объема затрат необходимого для исполнения договоров, заключенных в период с 2019 по 2021 года, прогнозируемого объема необходимых затрат капитального и некапитального характера, в целях сокращения количества договоров технологического присоединения с нарушенными сроками, минимизации рисков применения штрафных и иных санкций, продолжить в первоочередном порядке исполнение договоров технологического присоединения: 1) заключенных в целях реализации государственных программ; 2) договоров, затраты на исполнение которых не превышают 1 000 000 руб., 3) договоров, строительство объектов по которым осуществляется с участием федерального, местного бюджетов (социально значимые объекты).

Таким образом, с учетом ограничения финансирования затрат на технологическое присоединение ПАО «Россети Сибирь» определило приоритетные направления первоочередного исполнения договоров технологического присоединения, согласно выбранной концепции, наиболее затратные договоры (затраты свыше 1 000 000 руб.) к первоочередным не отнесены. То есть невыполнение мероприятий технологического присоединения по спорному договору является выбором сетевой организации в рамках установленной концепции приоритетных направлений технологического присоединения.

Согласно пояснениям ПАО «Россети Сибирь» и антимонопольного органа, по рассматриваемому правонарушению должностные лица Общества к ответственности не привлекались.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП Российской Федерации Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 9.21 Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федерального антимонопольного органа, его территориальных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.48 КоАП Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 4 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Из Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2004 № 180, следует, что протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России вправе составлять и подписывать главный специалист-эксперт.

В рассматриваемом случае  протокол об административном правонарушении от 17 декабря 2021 года № 075/04/9.21-270/2021 (т. 1, л.д. 129-132) составлен главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы.

Постановление по делу об административном правонарушении от 17 января 2022 года № 075/04/9.21-270/2021 (т. 1, л.д. 134-137) вынесено заместителем руководителя УФАС России по Забайкальскому краю.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «Россети Сибирь» извещено надлежащим образом, определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес ПАО «Россети Сибирь» почтой, что подтверждается почтовым реестром от 8 декабря 2021 года (т. 2, л.д. 95-96), а также направлено электронной почтой (т. 2, л.д. 99); протокол об административном правонарушении вручен присутствовавшему при составлении протокола представителю по доверенности; дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя ПАО «Россети Сибирь» по доверенности.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Оснований и для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не находит. В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П, в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушения.

Из пункта 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, следует, что применение рассматриваемого правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в несоблюдении установленного публичного порядка технологического присоединения к электрическим сетям; как указывалось ранее, в силу пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное ПАО «Россети Сибирь» правонарушение малозначительным.

Административное наказание ПАО «Россети Сибирь» назначено в виде штрафа (600 000 рублей) в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

ПАО «Россети Сибирь» просило снизить размер административного штрафа, Общество указало, что финансирование и исполнение договоров технологического присоединения осуществляется в пределах средств инвестиционной программы, объем обязательств по льготному присоединению превышает объем финансирования, имеет место дефицит источников инвестиционной программы по причине неполного включения сумм выпадающих доходов в расчет регулируемых тарифов; антимонопольный орган против снижения административного штрафа не возражал с учетом того, что ПАО «Россети Сибирь» совершены действия, направленные на исполнение договора (закуплен кабель).

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом частью 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Исходя из буквального содержания части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

Деятельность сетевой организации подлежит государственному регулированию.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 1 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов.

С 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В силу пункта 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования), определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В силу пункта 87 Основ ценообразования расходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям. Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Из пункта 7 Основ ценообразования следует, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 32 Основ ценообразования).

Таким образом, действующее нормативное регулирование предусматривает механизм компенсации выпадающих доходов сетевой организации при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2021 года № 48-КГ21-12-К7).

Правилами технологического присоединения предусмотрено, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25.1 Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу пункта 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение (Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 августа 2011 года № ВАС-9742/11).

Из приведенных норм и правовых позиций следует, что в состав платы за технологическое присоединение устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, затраты ПАО «Россети Сибирь», связанные с осуществлением льготного технологического присоединения, подлежат компенсации в счет тарифа, расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов), или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В свою очередь, финансирование осуществляется на основании инвестиционной программы.

Как указывает Общество, финансирование и исполнение договоров льготного технологического присоединения, в том числе спорного договора, осуществляется через тариф, в пределах средств инвестиционной программы, объем обязательств по льготному присоединению превышает объем финансирования, имеет место дефицит источников инвестиционной программы по причине неполного включения сумм выпадающих доходов в расчет регулируемых тарифов; трудности по исполнению обязательств по спорному договору обусловлены недостатком средств.

Согласно представленному в материалы дела ориентировочному расчету стоимости работ строительства по договору с  ФИО1, затраты составят 6 859 461,67 руб., в то время как плата по договору составила 24 762, 60 руб. с предоставлением рассрочки.

В материалы дела представлена сводная информация (реестр договоров льготного технологического присоединения до 15 кВт (550 руб.) за 2021 год и реестр договоров льготного технологического присоединения в категории 150 кВт за 2021 год) (т. 2, л.д. 56), согласно которой необходимые затраты на технологическое присоединение составляют 1 299 273 862, 47 руб. Согласно Плану освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам (приложение к Приказу Министерства энергетики Российской Федерации № 32@ от 23.12.2021 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Сибирь» на 2022 – 2026 годы») плановое финансирование расходов на технологическое присоединение в 2021 году составило 223, 556 млн. руб, в части льготного технологического присоединения 194,04 млн. руб.; согласно отчету о реализации инвестиционной программы, финансирование расходов на технологическое присоединение составило 223, 558 млн. руб., фактическое исполнение 270,480 млн. руб., в части льготного технологического присоединения финансирование составило 194,04 млн. руб., фактическое исполнение 215,28 млн. руб.

Из протокола аппаратного совещания филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» от 30 марта 2021 года № 78 (т. 2, л.д. 55) следует, что по состоянию на конец 1 квартала 2021 года план по инвестиционной программе в части технологического присоединения за отчетный период составляет 40,440 млн. руб., фактически 41,422 млн. руб.; объем обязательств филиала согласно реестру льготников по технологическом присоединению превышает объем финансирования; решено с учетом дефицита источников финансирования инвестиционной программы филиала «Читаэнерго» в части льготного технологического присоединения, объема затрат необходимого для исполнения договоров, заключенных в период с 2019 по 2021 года, прогнозируемого объема необходимых затрат капитального и некапитального характера, в целях сокращения количества договоров технологического присоединения с нарушенными сроками, минимизации рисков применения штрафных и иных санкций, продолжить в первоочередном порядке исполнение договоров технологического присоединения: 1) заключенных в целях реализации государственных программ; 2) договоров, затраты на исполнение которых не превышают 1 000 000 руб., 3) договоров, строительство объектов по которым осуществляется с участием федерального, местного бюджетов (социально значимые объекты).

РСТ Забайкальского края письмом от 9 октября 2020 года в адрес первого заместителя председателя комитета Государственной думы (т. 2, л.д. 78) сообщило, что в связи с ростом числа заявок на технологическое присоединение увеличиваются  выпадающие доходы от льготного технологического присоединения, по предварительным расчетам, для подключения 642 заявителей сетевой компании необходимо затратить 3 046, 9 млн. руб., в то время как плановый размер выпадающих доходов на 2020 года составил 225, 68 млн. руб. С учетом максимально допустимого роста тарифов, определенного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в размере не более 103,0% ежегодно, включить указанные суммы выпадающих доходов в расчет регулируемых тарифов невозможно, чтоб компенсировать сетевым компаниям Забайкальского края указанную сумму 3 046,9 млн. руб. в течение 5 лет, потребуется ежегодный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии около 139% ежегодно.

В письме РСТ Забайкальского края от 3 сентября 2020 года в адрес ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (т. 2, л.д. 81) также отмечено, что РСТ Забайкальского края провела оценку тарифных последствий учета при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии выпадающих доходов от льготного технологического присоединения, которая показала, что реализация данных мероприятий приведет к кратному росту размера выпадающих доходов и, следовательно, к росту тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Наличие названной проблемы признано и Правительством Забайкальского края, так в письмах Первого заместителя Правительства Забайкальского края в адрес Министра энергетики Российской Федерации и в адрес руководителя Федеральной антимонопольной службы  от 23 ноября 2020 года содержится просьба о поручении рассмотрения возможности внесения изменений в законодательство с предусмотрением ограничительных критериев и для применения льготного присоединения потребителей до 150кВт (т. 2, л.д. 79, 80).

Таким образом, учитывая, что деятельность сетевой организации подлежит государственному регулированию, мероприятия по осуществлению льготного технологического присоединения, в том числе по спорному договору, выполняются в пределах предоставленного финансирования, суд полагает, что названное обстоятельство – ограниченность финансирования на выполнение мероприятий по технологическому присоединению может быть расценено как исключительное обстоятельство.

В этой связи, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд считает возможным и справедливым применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и назначить административное наказание ниже низшего предела, уменьшив размер административного штрафа до 300 000 рублей.

Положения статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации не применимы, поскольку ПАО «Россети Сибирь» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 2 статьи 211 АПК Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Руководствуясь 167, 168, 169, 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17 января 2022 года № 075/04/9.21-270/2021 признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.

Назначить Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               А.А. Ульзутуева