АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-8462/2011
16 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме 16 декабря 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сверкуновой Т.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействительными:
- пункта 1 приказа Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии от 18.06.2009 №51 «О предоставлении лицензий на право осуществление геодезической и картографической деятельности»,
- лицензии № ЗАГ-00628К от 17.06.2009, выданной Забайкальским межрегиональным управлением геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Институту природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук на право осуществления картографической деятельности,
заинтересованные лица:
1)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю,
2) Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук на право осуществления картографической деятельности,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, старшего прокурора отдела, удостоверение ТО № 098699,
от заинтересованных лиц:
1) ФИО2, представителя по доверенности от 17.01.2011 (участвовала в судебном заседании 13.12.2011), ФИО3, представителя по доверенности от 21.04.2011 (участвовал в судебном заседании 16.12.2011)
2) ФИО4, представителя по доверенности от 30.09.2011 (участвовала в судебном заседании 13.12.2011)
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с заявлением о признании недействительными:
- пункта 1 приказа Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии от 18.06.2009 №51 «О предоставлении лицензий на право осуществление геодезической и картографической деятельности»,
- лицензии № ЗАГ-00628К от 17.06.2009, выданной Забайкальским межрегиональным управлением геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Институту природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (далее Институт) на право осуществления картографической деятельности.
В судебном заседании, назначенном на 13.12.2011, объявлялся перерыв до 11-00 16.12.2011.
Присутствующий в судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала.
Представитель Управления заявленные требования не признал, указав на законность обжалуемых решения и лицензии.
Представитель Института, присутствовавшая в судебном заседании до объявления перерыва (ФИО4, доверенность от 30.09.2011), поддержала позицию Управления, пояснив, что на настоящий момент вступил в законную силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование видов деятельности, указанных в лицензии не требуется.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, суд установил.
Проверкой соблюдения законодательства в сфере геодезии и картографии, проведенной прокуратурой Забайкальского края в октябре 2011 года, установлено, что пунктом 1 приказа Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии от 18.06.2009 №51 «О предоставлении лицензий на право осуществление геодезической и картографической деятельности», было установлено выдать Институту природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук лицензию на право осуществления картографической деятельности, лицензия № ЗАГ-00628К была выдана 17.06.2009.
Указанной лицензией Институту предоставлено право на осуществление картографической деятельности для выполнения следующих работ:
- проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
- создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
- создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по картографической деятельности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии"' картография - это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ; создание и ведение географических информационных систем специального назначения; создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов; геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, участвуют в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, материки земного шара, мировой океан, в том числе острова, и космическое пространство, в том числе естественные небесные тела (ч.2 ст.4 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 43 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшего на момент выдачи оспариваемых лицензии и приказа, картографическая деятельность подлежит лицензированию. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Одним из основных принципов осуществления лицензирования, согласно статье 3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, является соблюдение законности.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ предоставление лицензий осуществляет лицензирующий орган.
В ч.2 п.1 данной статьи установлено, что порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Согласно ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, в том числе копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006 № 705 утверждено Положение о лицензировании картографической деятельности (далее - Положение № 705), согласно пункту 2 которого, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 21.04.2010 № 268 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)» в период до 21.04.2010 лицензирование картографической деятельности осуществлялось Федеральным агентством геодезии и картографии, территориальным органом которого являлось Забайкальское межрегиональное управление геодезии и картографии.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» с 01.03.2009 упразднено Федеральное агентство геодезии и картографии, к которому было отнесено и Забайкальское межрегиональное управление геодезии и картографии. Функции по организации надзора за геодезической и картографической деятельностью возложены на Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии, являющуюся правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии.
В соответствии с подпунктами «а», «б» п. 4 Положения № 705 лицензионными условиями осуществления картографической деятельности являются: наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности "картография" и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет; наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица или у руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к картографической деятельности - соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности "картография" и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
В силу требований, установленных в п. 6 Положения № 705 для получения лицензии соискатель направляет или представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие в штате специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия», а также копии или выписки из документов, подтверждающих их стаж работы по соответствующей специальности.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.04.2005 № 112 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» от 12.01.2005 № 4 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» установлены специальности, относящиеся к картографии: картография.
Институтом, как соискателем лицензии на осуществление картографической деятельности, в подтверждение наличия в штате Института специалистов, имеющих соответствующее образование, в Забайкальское межрегиональное управление геодезии и картографии представлены копии дипломов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, которые вошли в состав межструктурной группы по выполнению картографических работ в Институте, созданной приказом директора Института от 19.05.2009 №20.
Представленные дипломы подтверждают получение указанными лицами высшего образования по специальностям: «география и биология», «география», «биология», «прикладная информатика», «прикладная математика», «биофизика», «гидрогеология, инженерная геология».
Сведения о наличии у указанных специалистов высшего или среднего профессионального образования по специальности «картография», а также стажа работы по данной специальности не менее 3 лет в лицензирующий орган не представлялись.
На основании изложенного Институт, как соискатель лицензии, не соответствовал лицензионным требованиям, предусмотренным подп. «б» п. 4 Положения № 705.
При таких обстоятельствах у Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии отсутствовали законные основания для принятия решения о предоставлении Институту лицензии на право осуществления картографической деятельности. Следовательно, п. 1 приказа Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии от 18.06.2009 № 51 «О предоставлении лицензий на право осуществления геодезической и картографической деятельности», а также лицензия № ЗАГ-00628ГК от 17.06.2009 на осуществление картографической деятельности подлежат признанию недействительными как несоответствующие законодательству.
В соответствии с п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ч.2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые приказ и лицензия, предоставляя право юридическому лицу на осуществление предпринимательской деятельности в лицензируемой сфере, затрагивают экономические интересы Российской Федерации, а так же неопределенного круга лиц, которые могут вступать в правовые отношения с организацией, получившей разрешение на осуществление данных видов деятельностив нарушение установленного законом порядка и не отвечающей лицензионным требованиям и условиям. Из содержания ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что несоблюдении указанного закона может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Суд полагает несостоятельным довод представителя Института об отказе в заявленном требовании, поскольку Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законность обжалуемого приказа оценивается в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на момент их издания.
Ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ определено, что лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
В силу п.42 ч.1 ст.12 указанного закона являются лицензируемым видом деятельности геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии") картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение. К геодезическим картографическим работам федерального назначения относятся: проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий.
Из содержания предоставленной Институту лицензии усматривается, что данная лицензия выдана на проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий.
Тем самым, данная лицензия не соответствует и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу ст.333.37 Налогового кодекса РФ Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии освобождена от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными пункт 1 приказа Забайкальского межрегионального управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии от 18.06.2009 №51 «О предоставлении лицензий на право осуществление геодезической и картографической деятельности», лицензию № ЗАГ-00628К от 17.06.2009, выданную Забайкальским межрегиональным управлением геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Институту природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук на право осуществления картографической деятельности, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральному закону от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца.
Судья Горкин Д.С.