АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-8509/2019
07 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме августа 2019 года .
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о привлечении Страхового акционерного общества «ВСК» (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Расулов Сафармурод Мирзоевич,
при участии в судебном заседании представителей:
от Банка России: Лэся Е.Е., по доверенности № ДВР18-Т6/204 от 23 ноября 2018 года;
от САО «ВСК»: Каркуновой Е.А., по доверенности № 0253-Д от 16 января 2019 года;
от третьего лица Расулова С.М.: не было (извещен);
и установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банк России, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Расулова Сафармурода Мирзоевича.
Определением от 15 июля 2019 года (т. 1, л.д. 1-2) определены дата и время предварительного судебного заседания – 15 часов 00 минут 6 августа 2019 года и рассмотрения дела по существу – 15 часов 10 минут 6 августа 2019 года. Лицам, участвующим в деле, было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
О месте и времени предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу Расулов С.М. извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству, однако явку в судебное заседание не обеспечил, возражений относительно перехода к рассмотрению дела по существу не представил.
Представители Банка России и САО «ВСК» против завершения предварительного судебного заседания не возражали.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 6 августа 2019 года предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации и в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
16 июля 2019 года в суд нарочным от административного органа поступили копии списков почтовых отправлений № 41 от 10 июля 2019 года и № 41 от 12 июля 2019 года.
1 августа 2019 года в суд через сервис «Мой арбитр» от Общества поступили отзыв на заявление.
Названные документы приобщены к материалам дела.
Представитель Банка России поддержал доводы заявления и указал, что Обществом (страховщиком) нарушен срок выплаты Расулову С.М.. страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).
Представитель Общества доводы административного органа оспорила по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Расулов С.М. письменный отзыв на заявление не представил.
Заслушав доводы представителей Банка России и Общества, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 4 5 июля 2019 года № ЮЭ9965-19-61526971 (т. 1, л.д. 8-10) САО «ВСК» зарегистрировано в качестве юридического лица 11 февраля 1992 года за регистрационным номером 008278, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027700186062.
11 сентября 2015 года Обществу выдана лицензия ОС № 0621-03 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основании поступившего обращения гражданина (т. 1, л.д. 57-58) Банком России установлено, что между Расуловым С.М. и САО «ВСК» заключен договор ОСАГО, о чем выдан страховой полис серии ХХХ № 0072395857 от 3 марта 2018 года, сроком действия с 05.03.2018 по 04.03.2019 года (т. 1, л.д. 83).
24 апреля 2019 года Расулов С.М. обратился в Общество с заявлением о компенсационной выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в связи с повреждением транспортного средства в результате произошедшего 10 февраля 2019 года дорожно-транспортного происшествия (т. 1, л.д. 76-77).
25 апреля 2019 года произведен осмотр транспортного средства, о чем составлен акт № ОСАГО627667 (т. 1, л.д. 97-110).
8 мая 2019 года между САО «ВСК» и Расуловым С.М. заключено соглашение о размере компенсационной выплаты 180 465 рублей (т. 1, л.д. 111).
16 мая 2019 года страховщиком принято решение о выплате страхового возмещения в размере 180 465 рублей, о чем составлен страховой акт № ККК3000388038-S000001N от 16 мая 2019 года (т. 1, л.д. 112).
Платежным поручением № 36945 от 17 мая 2019 года (т. 1, л.д. 113) страховщиком на банковский счет Расулова С.М. перечислена сумма страхового возмещения в размере 180 465 рублей.
Усмотрев в действиях Общества нарушение срока предоставления страхового возмещения, должностное лицо Банка России составило 5 июля 2019 года в отношении страховщика протокол об административном правонарушении № ТУ-76-ЮЛ-19-15056/1020-1 (т. 1, л.д. 24-29).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации Банк России обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении САО «ВСК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 206 АПК Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).
В частности, в силу пункта 2 статьи 4.1 Закона № 4015-1 страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
Статьей 32 Закона № 4015-1 определено, что лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее – лицензия) является специальным разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела (пункт 1).
Лицензия выдается страховой организации на осуществление вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования (подпункт 1 пункта 2).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В свою очередь, дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).
В соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) является договором страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
При этом под страхователем понимается лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования; под страховщиком – страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт статьи 4 Закона об ОСАГО).
Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (пункты 1 и 2 статьи 15 Закона об ОСАГО).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО), документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, должен являться страховой полис обязательного страхования. Страховой полис обязательного страхования должен оформляться страховщиком по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Положению.
Ранее уже отмечалось, что 11 сентября 2015 года Обществу выдана лицензия ОС № 0621-03 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
3 марта 2018 года между Расуловым С.М. и САО «ВСК» заключен договор ОСАГО, о чем выдан страховой полис серии ХХХ № 0072395857, сроком действия с 05.03.2018 по 04.03.2019 года (т. 1, л.д. 83).
Статьей 12 Закона об ОСАГО предусмотрен порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда.
Так, потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков (пункт 1).
При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 10).
Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия (пункт 11).
В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший согласились о размере страхового возмещения и не настаивают на организации независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, экспертиза не проводится (пункт 12).
Пунктом 15.1 названной статьи также установлено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Согласно подпункту ж) пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 4.17, 14.17.1 и 4.22 главы 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО).
Как следует из материалов дела, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, 24 апреля 2019 года Расулов С.М. обратился в Общество с заявлением о компенсационной выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в связи с повреждением транспортного средства в результате произошедшего 10 февраля 2019 года дорожно-транспортного происшествия (т. 1, л.д. 76-77).
Таким образом, страховщику надлежало принять соответствующее решение по заявлению Расулова С.М. в срок до 16 мая 2019 года включительно.
Доводы Общества, что с учетом нерабочих праздничных дней (1, 2, 3, 9 и 10 мая 2019 года) срок для предоставления страхового возмещения страховщиком соблюден, суд находит несостоятельным по следующим причинам.
Ранее уже отмечалось, что для исчисления 20-дневного срока выплаты страхового возмещения не учитываются только нерабочие праздничные дни.
В свою очередь, статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве нерабочих праздничных дней в Российской Федерации установлены, в том числе, 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы.
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1163 «О переносе выходных дней в 2019 году» в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней в 2019 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 5 января на четверг 2 мая; с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая; с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.
Следовательно, 2, 3 и 10 мая 2019 года являются выходными днями и подлежат включению в 20-дневный срок для предоставления Обществом страхового возмещения по заявлению Расулова С.М.
В этой связи административным органом верно установлено, что такой срок истекает 16 мая 2019 года.
25 апреля 2019 года произведен осмотр транспортного средства, о чем составлен акт № ОСАГО627667 (т. 1, л.д. 97-110).
8 мая 2019 года между САО «ВСК» и Расуловым С.М. заключено соглашение о размере компенсационной выплаты 180 465 рублей (т. 1, л.д. 111).
16 мая 2019 года страховщиком принято решение о выплате страхового возмещения в размере 180 465 рублей, о чем составлен страховой акт № ККК3000388038-S000001N от 16 мая 2019 года (т. 1, л.д. 112).
Платежным поручением № 36945 от 17 мая 2019 года (т. 1, л.д. 113) страховщиком на банковский счет Расулова С.М. перечислена сумма страхового возмещения в размере 180 465 рублей.
Следовательно, Обществом нарушен срок предоставления Расулову С.М. страхового возмещения на один день.
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Факт совершенного правонарушения подтверждается заявлением Расулова С.М. от 24 апреля 2019 года (т. 1, л.д. 76-77), страховым полисом серии ХХХ № 0072395857 от 3 марта 2018 года (т. 1, л.д. 83), страховым актом № ККК3000388038-S000001N от 16 мая 2019 года (т. 1, л.д. 112), платежным поручением № 36945 от 17 мая 2019 года (т. 1, л.д. 113), а также протоколом об административном правонарушении № ТУ-76-ЮЛ-19-15056/1020-1 от 5 июля 2019 года (т. 1, л.д. 24-29).
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий САО «ВСК» по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Делая вывод о виновности Общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
САО «ВСК», являясь на основании лицензии страховщиком (профессиональным участником в сфере страхового дела), не могло не знать об установленных действующим законодательством лицензионных требованиях, однако оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, нарушило срок предоставления страхового возмещения).
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении № ТУ-76-ЮЛ-19-15056/1020-1 от 5 июля 2019 года составлен ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России в отсутствие надлежащим образом извещенных законного представителя Общества и потерпевшего (т. 1, л.д. 36-38), при участии представителя САО «ВСК» по доверенности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
Страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно статье 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1). Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации вправе составлять должностные лица Банка России (пункт 81 части 2).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 № 4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, уполномочены составлять руководители территориальных учреждений Банка России, их заместители, а также иные должностные лица территориальных учреждений Банка России, уполномоченные приказами руководителей территориальных учреждений Банка России, за исключением протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.21, 15.30 КоАП.
В свою очередь, приказом Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России от 20.05.2019 № ОДТ676-250 (т. 1, л.д. 49-50), ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России Лэсь Е.Е. уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № ТУ-76-ЮЛ-19-15056/1020-1 от 5 июля 2019 года составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом Банка России.
Следовательно, требования статей 25.1, 25.15, 28.1 и 28.3 КоАП Российской Федерации Банком России соблюдены.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП Российской Федерации конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года № 14495/11.
По смыслу статьи 2.9 КоАП Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
В данном конкретном случае допущенное САО «ВСК» противоправное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Арбитражный суд принимает во внимание то обстоятельство, что платежным поручением № 36945 от 17 мая 2019 года (т. 1, л.д. 113) страховщиком на банковский счет Расулова С.М. перечислена сумма страхового возмещения в размере 180 465 рублей, то есть нарушение установленного пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО срока составило всего один день, что является незначительным, права и законные интересы Расулова С.М. не нарушает.
Учитывая отсутствие реального, а не формального нарушения чьих-либо прав или законных интересов, суд считает, что вменяемое Обществу правонарушение не влечет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и носит в рассматриваемом случае исключительный характер.
Принимая во внимание, что возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что совершенное САО «ВСК» административное правонарушение возможно признать малозначительным, освободив его от административной ответственности за выявленное нарушение, и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о привлечении Страхового акционерного общества «ВСК» (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин