АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-8564/2015
20 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме июля 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Л.В.Бочкарниковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Лебедевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края (ОГРН 1087536008350, ИНН 7536095529) к обществу с ограниченной ответственностью «Ангараспецстрой» (ОГРН 1093850018613, ИНН 3811132500) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края по доверенности от 20.05.2015;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель не явился (извещен телефонограммой от 14.07.2015);
установил:
Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края (далее - заявитель, Инспекция, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ангараспецстрой» (далее – Общество, ООО «Ангараспецстрой») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) - невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая отсутствие возражений сторон на переход из предварительного судебного заседания в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Общество в судебное заседание не явилось, надлежащим образом и в срок извещенное о времени и месте рассмотрения дела не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, отзыв не представило.
В соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ООО «Ангараспецстрой».
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ангараспецстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 31.08.2009 за основным государственным регистрационным номером <***>.
С 25.08.2014 по 18.09.2014 на основании распоряжения № 51-р от 14 марта 2013 года главным государственным инспектором ФИО2, в присутствии представителя производителя работ ООО «Ангараспецстрой» ФИО3, специалиста 1 категории отдела ЮС и ПР по строительству а/д и ИССО ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края ФИО4 проведена проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве объекта капитального строительства: «Строительство подъезда от федеральной дороги «Амур» Чита-Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе Читинской области», расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район.
Лицом, осуществляющим строительство данного объекта капитального строительства, является ООО «Ангараспецстрой».
В ходе проверки, выявлены нарушения строительных норм и правил, проектной документации.
ООО «Ангараспецстрой» вручено предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 18.09.2014 № 329/14-2, в соответствии с которым срок для устранения нарушений установлен до 19 апреля 2015 года.
На основании распоряжения от 06.04.2015 № 59-р, главным государственным инспектором ФИО2 с 22.04.2015 по 22.05.2015, в отношении ООО «Ангараспецстрой» проведена внеплановая, документарно - выездная проверка, а именно проверка исполнения предписания от 18.09.2014 № 329/14-2.
В ходе проведения проверки исполнения предписании от 18.09.2014 № 329/14-2 Инспекцией установлено следующее:
Пункты № 2, 3, 4 предписания от 18 сентября 2014 года № 329/14-2 исполнены в полном объёме, нарушения устранены.
Пункты № 1, 5, 6 предписания Инспекции государственного строительного надзора от 18 сентября 2014 года № 329/14-2 не исполнены. Не устранены следующие нарушения:
1) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, л. 4, 5, 6 тома 8.2 «Мост через р. Прямые Ключи на ПК 84+17. Береговые и промежуточные опоры» рабочей документации (шифр 227-2013-КЖ1) - буроопускные столбы смонтированы в скважины с отклонениями по высотным отметкам;
5) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - не представлено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
6) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - не представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В действиях застройщика ООО «Ангараспецстрой» Инспекцией установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10.06.2015 должностным лицом Инспекции составлен протокол об административном правонарушении № 53/15.
Указанный протокол явился основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Ангараспецстрой» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется Обществу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Согласно частям 2, 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
На основании пункта 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме объектов, за которыми осуществляется государственный строительный надзор Российской Федерацией, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Постановлениями Губернатора Забайкальского края от 05 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» и от 27 июня 2008 года № 136 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 05 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» образована Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края.
Во исполнение вышеуказанных постановлений постановлением Правительства Забайкальского края от 11 февраля 2014 года № 58 «Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края» принято Положение об Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края.
Как следует из материалов дела, при проверке исполнения требований предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 18.09.2014 № 329/14-2 административным органом установлено, что предписание ООО «Ангарспецстрой» не исполнено в полном объёме, а именно в нарушение:
1) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, л. 4, 5, 6 тома 8.2 «Мост через р. Прямые Ключи на ПК 84+17. Береговые и промежуточные опоры» рабочей документации (шифр 227-2013-КЖ1) - буроопускные столбы смонтированы в скважины с отклонениями по высотным отметкам;
5) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - не представлено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
6) ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - не представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Судом установлено и представленными в дело доказательствами подтверждается, что на момент проверки 22.04.2015 строительного объекта капитального строительства: «Строительство подъезда от федеральной дороги «Амур» Чита-Хабаровск к п.Ключевский в Могочинском районе Читинской области», расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район пункты 1, 5, 6 предписания от 18.09.2014 № 329/14-2 не исполнены, вышеуказанные нарушения Обществом не устранены.
Таким образом, факт неисполнения в установленный срок предписания Инспекции государственного строительного надзора от 18.09.2014 № 329/14-2 образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.
Предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 18.09.2014 № 329/14-21 выдано уполномоченным лицом по результатам государственного контроля, соответствует требованиям статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования предписания обществом не оспорены и предписание не признано недействительным судом в установленном законом порядке.
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в действиях ООО «Ангараспецстрой» содержится состав вменяемого административного правонарушения.
Факт совершения обществом правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания об устранении нарушений в полном объеме, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 18.09.2014, предписанием от 18.09.2014 № 329/14-21, актом проверки от 22.05.2015, протоколом об административном правонарушении от 10.06.2015 № 53/15.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Заявителем доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Вина лица, привлеченного к административной ответственности, в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается письменными материалами дела.
Таким образом, действия ООО «Ангараспецстрой» правильно квалифицированы административным органом по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Обстоятельств, позволяющих квалифицировать вмененное обществу правонарушение в качестве малозначительного, судом также не установлено.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество было извещено заблаговременно и надлежащим образом.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, и ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - пятьдесят тысяч рублей.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлины за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ангараспецстрой», расположенное по адресу: 664040, <...> литер Ж, офис 56, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц 31.08.2009 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Штраф подлежит зачислению в УФК по Забайкальскому краю (Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края, адрес: <...>, л/сч. 04912018380), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 753601001, расчетный счет № <***>, в ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю, г. Чита, БИК 047601001, ОКТМО 76701000, КОД 042 1 16 90040 04 0000 140.
Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Судья Л.В. Бочкарникова