ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8598/15 от 13.08.2015 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-8598/2015

13 августа 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ломако Н.В.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в помещении арбитражного суда, расположенного по адресу: 672002 <...> дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации сельского поселения "Новотроицкое" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по налоговым санкциям по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 53,20 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю (далее также – налоговый орган, заявитель, инспекция) обратилась в арбитражный суд с требованиями к Администрации сельского поселения "Новотроицкое" (далее также – учреждение, налогоплательщик, заинтересованное лицо) о взыскании задолженности по налоговым санкциям по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 53,20 руб.

Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства  направлялось лицам, участвующим в деле. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Дело рассматривается в силу статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо заявленные требования не оспорило, отзыв на заявление не представило.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Администрация сельского поселения "Новотроицкое" зарегистрирована в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 01 декабря 2005 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 672043, <...>.

15 января 2014 года учреждением в инспекцию представлена первая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой к уплате в бюджет исчислена сумма налога в размере 25610 руб.

07 мая 2014 года налогоплательщиком в налоговый орган представлена вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой к уплате в бюджет исчислена сумма налога в размере 5878 руб.

19 июня 2014 года заинтересованным лицом в налоговый орган представлена третья уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой к уплате в бюджет исчислена сумма налога в размере 6144 руб.

В отношении  третьей уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года.

Извещением №1063 от 01 августа 2014 года рассмотрение акта налоговой проверки №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года назначено на 22 сентября 2014 года.

По итогам состоявшегося в отсутствии представителя учреждения рассмотрения акта проверки №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года инспекцией принято решение №2.6-26/582 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02 октября 2014 года. Решением №2.6-26/582 от 02 октября 2014 года налоговый орган привлек учреждение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2013 год, в виде штрафа в размере 53,2 руб.

На основании решения №2.6-26/582 от 02 октября 2014 года налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №1134 по состоянию на 04 декабря 2014 года. Требованием №1134 от 04 декабря 2014 года учреждению в срок до 24 декабря 2014 года предложено уплатить штрафные санкции в размере 53,2 руб. Указанное требование №1134 от 04 декабря 2014 года направлено налогоплательщику по почте.

В связи с неисполнением требования №1134 от 04 декабря 2014 года налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым санкциям по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 53,20 руб.

По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

Согласно действующей с 01 января 2015 года редакции пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

На основании пункта 3.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, с 01 января 2015 года законодательством о налогах и сборах предусматривается внесудебный порядок взыскания задолженности с организаций, которым отрыты лицевые счета. Процедура внесудебного взыскания должна быть инициирована налоговым органом в течение двух месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования. Из материалов настоящего дела усматривается, что два месяца с момента окончания срока для добровольного исполнения требования на настоящий момент истекли, налоговый орган действий по внесудебному взысканию задолженности не осуществлялись. В связи с чем, требования инспекции о взыскании задолженности подлежат рассмотрению по существу, взыскание задолженности в судебном порядке не нарушает прав налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

На основании пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Из анализа приведенных норм статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодательством о налогах и сборах строго регламентирована процедура оформления результатов камеральной проверки, порядок рассмотрения ее результатов и принятия решения по результатам проверки. Не соблюдение указанного порядка исключает возможность взыскания сумм, начисленных налоговым органом по итогам камеральной проверки. 

В ходе судебного разбирательства установлено, что взыскиваемые налоговые санкции были начислены учреждению на основании решения №2.6-26/582 от 02 октября 2014 года, принятого по итогам рассмотрения акт камеральной налоговой проверки №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года.  Однако доказательств того, что налоговый орган в адрес учреждения направлял решение №2.6-26/582 от 02 октября 2014 года и акт камеральной налоговой проверки №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года заявителем в материалы дела не представлено. Инспекцией в материалы дела также не представлено доказательств того, что извещение №1063 от 01 августа 2014 года о вызове учреждения на рассмотрение акта №2.6-25/1063 от 01 августа 2014 года было направлено налогоплательщику. Таким образом, инспекцией соблюдение требований статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации не подтверждено, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований. Кроме того, из представленных суду документов не следует, что учреждением подлежащая доплате в бюджет на основании третьей уточненной налоговой декларации сумма земельного налога за 2013 год не была уплачена в срок до момента представления третьей уточной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год. Следовательно, обоснованность привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации также не подтверждена.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не подтверждено соблюдение порядка оформления результатов камеральной проверки и порядка принятия решения по итогам камеральной налоговой проверки. Следовательно, правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122  Налогового кодекса Российской Федерации не подтверждена. В связи с чем, взыскание штрафных санкций на основании решения №2.6-26/582 от 02 октября 2014 года невозможно.

Определением суда от 29 июня 2014 года инспекции предлагалось представить в материалы дела: доказательства направления налогоплательщику решения №2.6-26/582 от 02.10.2014 года, извещения №1063 от 01.08.2014 года, а также акта №2.6-25/1063 от 01.08.2014 года; сведения о дате уплаты земельного налога за 2013 год; доказательства возникновения у учреждения недоимки по земельному налогу за 2013 год в связи с представлением третьей уточненной декларации по земельному налогу за 2013 год. Однако указанные документы налоговый орган в материалы дела не представил.

Согласно части 4 и 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение.

В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 года №62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" сторона должна предпринять все зависящие от нее меры к тому, чтобы до истечения срока, установленного в определении, в арбитражный суд поступил соответствующий документ (в том числе в электронном виде) либо информация о направлении такого документа (например, телеграмма, телефонограмма и т.п.). Направление документа в арбитражный суд по почте без учета времени доставки корреспонденции не может быть признано обоснованием невозможности своевременного представления документа в суд, поскольку соответствующие действия относятся к обстоятельствам, зависящим от стороны.

Из указанных положений следует, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства предполагает  рассмотрение спора на основании тех документов, которые представлены сторонами в установленные судом сроки, что соответствует принципу состязательности сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

На основании изложенного, исходя из представленных в материалы дела доказательств, требования налогового органа удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Н.В. Ломако