АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-8620/2020
25 февраля 2021
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021
Решение изготовлено в полном объёме 25 февраля 2021
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Е.В. Гончарук
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи В.Г. Фирьян
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по иску заявлению Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Казенному предприятию Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» (ОГРН <***>; ИНН <***>) и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 31006,94 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2021
от ответчика – представитель не явился, извещен
от субсидиарного ответчика – представитель не явился, извещен.
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (истец) обратилось в суд о взыскании с казенного предприятия Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» (далее - предприятие, ответчик), а при недостаточности имущества субсидиарно с Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - собственник имущества предприятия, субсидиарный ответчик, Департамент) задолженности за потребленную тепловую энергию (<...>) за период с 01.06.2020 по 30.06.2020 в размере 31006,94 руб.
Ответчики извещены о времени и месте судебного разбирательства, направили в суд заявления с ходатайствами о рассмотрении в отсутствие представителей (вх. 18334 от 16.02.2021, вх. 18302 от 16.02.2021).
Определением суда от 25.11.2020 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу А78-3025/2020.
Определением от 17.12.2020 суд назначил судебное заседание о рассмотрении вопроса о возобновлении производства по делу, с одновременным рассмотрение по существу.
Определением (протокольным) от 17.02.2021 производство по делу возобновлено, ответчики возражения о рассмотрении дела по существу не представили, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел в судебное заседание о рассмотрении дела по существу.
Представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, в спорный период сведения по прибору учета отсутствуют, договор на отпуск и потребление тепловой энергии между сторонами не подписан, расчет произведен расчетным способом с применения 1,5 коэффициента, представлена пояснительная записка к расчету, документы.
От предприятия в суд поступило заявление о признании исковых требовании о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за июнь 2020 в размере 31006,94 руб.(вх. 18334 от 16.02.2021), подписанное директором предприятия ФИО2
От субсидиарного ответчика поступило заявление вх. 18302 от 16.02.2021, о том, что ранее представленные возражения поддерживают, требования не признали.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Суд рассмотрев материалы дела, исследовав документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 истец (ресурсоснабжающая организация) поставлял тепловую энергию в нежилое помещение N 1, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Спорное помещение является собственностью Забайкальского края и передано в оперативное управление КП "Государственное недвижимое имущество".
Помещение расположено в многоквартирном жилом доме, в цокольном этаже (не является подвальным, имеет окна, оснащено входом с улицы).
Общедомовой прибор учета в спорный период выведен из под учета 24.09.2019.
Договор теплоснабжения в спорный период не подписан ни с одним из ответчиков.
По расчету истца, произведенному в соответствии с пунктом 2.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», предприятие потребило тепловой энергии в объеме по 8,477820 Гкал, применен 1,5 коэффициент по п. 10 ст. 22 ФЗ №190 «О теплоснабжении», что составило 12,716730 Гкал на сумму 31006,94 руб.
Тарифы утверждены приказом РСТ по Забайкальскому краю на спорный период.
На оплату выставлен акт, счет-фактура.
Доказательства оплаты не представлены.
Ссылаясь на наличие у ответчиков задолженности, истец обратился с иском в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания для возникновения обязательства ст. 307 ГК РФ определяет договоры и сделки.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в редакции с 01.01.2017) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Положения указанной нормы носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения.
Таким образом, законодательство с 01.01.2017 прямо предусматривает возможность возникновения договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов непосредственно между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, а значит, и не исключает право последней требовать оплаты за такой ресурс в судебном порядке.
Договор теплоснабжения в материалы дела не представлен ни с одним из ответчиков.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Спорное помещение является собственностью Забайкальского края и передано в оперативное управление КП "Государственное недвижимое имущество".
Данный факт сторонами не оспаривается.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к предприятию, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 № 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Сторонами не оспариваться данные по площади спорного помещения (362,3 м2) .
Расчёт произведен истцом в соответствии с пунктом 2.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», предприятие потребило тепловой энергии в объеме по 8,477820 Гкал, применен 1,5 коэффициент по п. 10 ст. 22 ФЗ №190 «О теплоснабжении», что составило 12,716730 Гкал на сумму 31006,94 руб. (л.д. 15-17).
Расчет стоимости тепловой энергии истец производит согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) с применением полуторакратного повышающего коэффициента, ссылаясь на бездоговорное потребление тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении под бездоговорным потреблением тепловой энергии понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Приведенный перечень случаев бездоговорного потребления является исчерпывающим.
Отсутствие договорных отношений, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора теплоснабжения с потребителем само по себе не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в смысле вышеуказанной нормы в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств к тепловым сетям произведено в установленном порядке (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.12.2016 № Ф02-6581/2016 по делу № А78-9183/2015).
Факт бездоговорного потребления фиксируется в соответствии с требованиями действующего законодательства посредством составления акта о бездоговорном потреблении.
Акты в отношении ответчиков применительно к указанным помещениям не представлены.
В рамках дела № А78-5518/2018 с участием тех же лиц, суд исходил из доказанности истцом наличия в спорном нежилом помещении (поликлиника) теплопринимающих устройств изначально при проектировании дома, отсутствия документов о переоборудовании системы теплоснабжения спорного помещения в установленном законом порядке и документов об изоляции стояков отопления, наличия у потребителя и владельца обязанности по оплате услуг теплоснабжения (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
В спорный период указанные помещения были подключены к системе отопления в установленном порядке, что свидетельствует о возникновении договорных отношений, акты о бездоговорном потреблении не представлены, таким образом применение повышающего коэффициента необоснованно.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 43 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, не оборудованном индивидуальным прибором учета, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса определяется на основании данных, указанных в пункте 59 Правил № 354, а при отсутствии таких данных определяется для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
Приложение № 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил № 354 определяется как произведение площади нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа.
Таким образом в соответствии с Правилами №354, с пунктом 2.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, площади спорного помещения (362,3 м2), исходя из пояснительной записки (л.д. 15-17), объем потреблённого ресурса составляет 8,477820 Гкал.
Стоимость поставленного ресурса 8,477820 Гкал по утверждённому тарифу (2031,90)с учетом НДС (20%) составляет 20671 руб. 30 коп.
От предприятия в суд поступило заявление о признании исковых требовании о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за июнь 2020 в размере 31006,94 руб.(вх. 18334 от 16.02.2021), подписанное директором предприятия ФИО2
Субсидиарный ответчик требования не признал по доводам отзыва (л.д. 64).
Ответчики факт поставки тепловой энергии истцом, ее объем, стоимость, расчеты не оспорили, контррасчет и доказательства оплаты задолженности не представил.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.
Доводы истца подтверждаются материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.
Согласно положениям пунктам 1, 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 6 данной статьи собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Согласно пункту 3 статьи 7 названного Закона субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Задолженность по оплате тепловой энергии предприятием не оплачена, при недостаточности имущества у предприятия взыскание надлежит производить с собственника его имущества в субсидиарном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена лишь на стадии исполнения судебного акта.
При взыскании с субсидиарного должника задолженности за счет средств Забайкальского края в лице главного распорядителя бюджетных средств - Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края суд учитывает разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» - далее постановление Пленума № 13).
Из содержания пункта 19 постановления Пленума № 13 следует, что судам следует иметь ввиду, что исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1 , подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ). Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Возражения субсидиарного ответчика отклонены по изложенным основаниям.
Иные доказательства не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, исходя из системного толкования норм права, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично в сумме 20671 руб. 30 коп. в остальной части иска отказать.
В силу статьи 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 года №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
Таким образом, судом производится распределение расходов по уплате государственной пошлины, а не взыскание государственной пошлины.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ с учетом пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина при уточненном иске составляет 2000 руб.
Истец при обращении в суд уплатил пошлину в размере 2000 руб. платежным поручением № 24877 от 25.09.2020.
Расходы истца по уплате госпошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ, пропорционально, с учетом частичного удовлетворения иска (66,67%) с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 1333 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
"Взыскать с казенного предприятия Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество" (ОГРН <***>, ИНН <***>), а при недостаточности его имущества в субсидиарном порядке с Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 20 671 руб. 30 коп. основного долга, 1333 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.В. Гончарук