ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8666/12 от 16.01.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8666/2012

23 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года

Решение изготовлено в полном объёме 23 января 2013 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Малышева Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН<***>, ИНН <***>)

о взыскании 127514 руб. 70 коп. убытков,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 10.02.2011 года;

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2013 года;

Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН<***>, ИНН <***>), 2) Министерству социальной защиты населения Амурской области (ОГРН <***>, ИНН<***>), 3) Министерству социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков в результате недополученной стоимости льготных перевозок железнодорожным транспортом в размере 127514 руб. 70 коп.

В соответствии со ст.ст.226-228 АПК РФ исковое заявление ОАО "Федеральная пассажирская компания" было принято судом к производству, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

12.11.2012 от истца поступило уточнение исковых требований, где он просит суд взыскать только с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 127 514 руб. 70 коп. убытков.

Определением от 23.11.2012 суд принял уточнение истца и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель истца в порядке ст.49 АПК РФ вновь уточнил требования, представив отказ от требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области и Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании убытков в размере 127514 руб. 70 коп.

Определением суда от 10.12.2012 г. производство по делу в части требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области и Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании убытков в размере 127514 руб. 70 коп. прекращено.

В судебном заседании представитель истца уточнил наименование ответчика и просил взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Ответчик исковые требования отклонил, представил письменный отзыв на исковое заявление. Как указал ответчик, 21.11.2007 г. распоряжением Правительства РФ № 1659-р был подписан протокол о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ от 12.03.1993 г., на которое ссылается истец, и Соглашение дополнено статьей 8.1 о том, что стороны вместо предоставления установленных настоящим Соглашением льгот по проезду на соответствующих видах транспорта могут осуществлять денежные выплаты в соответствии с национальным законодательством. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям российских граждан с 01.01.2005 отменены, а следовательно, по мнению ответчика, у общества "Федеральная пассажирская компания" не имелось оснований для предоставления указанных льгот в период с июля 2010 года по декабрь 2011 года.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил.

Согласно иску ОАО «Федеральная пассажирская компания» в лице Забайкальского филиала в период с июля 2010 года по декабрь 2011 года предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Забайкальском крае и Амурской области отдельным категориям граждан в соответствии с «Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участков Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» (далее - Соглашение) от 12.03.1993 года. Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила на общую сумму 127514 рублей 70 копеек.

Как указано в иске, в результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 127514 рублей 70 копеек.

Факт предоставления льгот подтверждается справками автоматизированной системы продажи пассажирских билетов «Экспресс» (АСУ Экспресс), купонами кассира, талонами на льготный проезд (л.д. 40-58 т. 1).

Данные АСУ «Экспресс» содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной и сумме НДС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 указанная льгота для российских граждан отменена. Между тем, прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993.

Согласно ст. 5 указанного Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.

В силу п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением от 12.03.1993.

По указанным основаниям доводы ответчика судом отклоняются.

Факт предоставления обществом "Федеральная пассажирская компания" льгот на сумму 127514 рублей 70 копеек подтверждается справками о стоимости бесплатных и льготных перевозок во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях, купонами кассиров и талонами на бесплатный проезд.

Документы, свидетельствующие о соответствующей компенсации указанных льгот из федерального бюджета, Министерством финансов не представлены.

Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Указанная правовая позиция суда соответствует правовой позиции ВАС РФ изложенной в Определении ВАС РФ от 26.11.2012 N ВАС-15467/12 по делу N А76-8403/2012.

В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст.102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определяется в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенными лицами, участвующими в деле в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

При таких обстоятельствах, освобождение государственных и муниципальных органов от уплаты в бюджет государственной пошлины в порядке п.п.1 п.1 ст.333.37 НК РФ не является основанием от освобождения их в порядке ст.110 АПК РФ от уплаты судебных расходов по рассматриваемому делу.

Учитывая, что истцом государственная пошлина оплачена, то с суммы иска, с ответчика подлежит взыскать в пользу истца 4825 руб. 44 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 171, 110, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН<***>, ИНН <***>) за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 127514 руб. 70 коп. убытков, 4825 руб. 44 коп. расходов по оплате государственной пошлины, всего 132340 руб. 14 коп.

Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 56 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.В.Малышев