ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8667/14 от 15.10.2014 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8667/2014

15 октября 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129 Налогового кодекса РФ, в размере 5000 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю (далее налоговый орган) обратилась в суд к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129 Налогового кодекса РФ, в размере 5000 руб.

Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлялось налоговому органу, заинтересованному лицу. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

В материалы дела от налогового органа поступило ходатайство, согласно которому налоговый орган поддерживает заявленные требования в полном объеме, с приложением выписки из лицевого счета (вх. А78-Д-4/35270 от 03.10.2014).

От учреждения в материалы дела поступили возражения с приложением сопроводительного письма от 30.07.2014 № 11176, постановления по делу об административном правонарушении от 02.07.2014 по делу № 5-101/2014, решение № 2.7-85/1220 от 30.12.2013 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, определение от 11.07.2014 о принятии заявления, подготовке и назначении к судебному заседанию, распоряжение от 26.08.2004 № 10 (вх. А78-Д-4/31339 от 04.09.2014).

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю зарегистрирована 31.12.2004 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1047523000470, ИНН 7538000018, место нахождения: 673204, Забайкальский край, Хилокский р-н, г. Хилок, ул. Калинина, 9.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края зарегистрировано 13.09.2004 Отделом по работе с налогоплательщиками в Хилокском районе Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Читинской области в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1047526000378, ИНН 7523005528, место нахождения: 673204, Забайкальский край, Хилокский р-н, г. Хилок, ул. Чкалова, 31, является организацией, которой открыт лицевой счет.

В связи с проводимой Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю выездной налоговой проверкой Аксенкина В.Ф. на основании поручения об истребовании документов (информации) от 18.09.2013 № 2.7-23/2806 налоговым органом Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края выставлено требование № 1916 от 20.09.2013 о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Аксенкина В.Ф.: договора (контракта, соглашения), счета-фактуры, платежного поручения, акта (иного документа), подтверждающего выполнение работ (оказание услуг) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (далее требование).

Налоговым органом в связи с неисполнением учреждением требования № 1916 от 20.09.2013 составлен акт № 2.7-85/1220 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) (л.д. 35). Указанный акт направлен учреждению заказным письмом (л.д. 37). Уведомлением № 2.7-56/1054 дсп от 15.11.2013 налогоплательщик вызван для участия в рассмотрения материалов проверки.

По результатам проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю принято решение № 2.7-85/1220 от 30.12.2013 о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 статьи 129 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

На основании решения выставлено требование от 23.01.2014 N 6698 об уплате штрафа в размере 5000 рублей со сроком исполнения до 18.02.2014. Требование направлено налогоплательщику заказным письмом.

Указанное требование оставлено учреждением без исполнения, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках регулируется ст. 93.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента этой организации и у иных лиц, располагающих такими документами и информацией. При этом документы и информация о проверяемом налогоплательщике могут быть истребованы как в период камеральной и выездной проверки, так и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Вне рамок проведения проверок налоговым органам предоставлено право истребовать информацию (документы) относительно конкретных сделок, когда у них возникнет обоснованная необходимость получить информацию о той или иной сделке.

Пунктом 7 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ определено, что порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данный Порядок утвержден приказом ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@.

В соответствии с п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ и пунктами 1, 2 Порядка при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).

При этом налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.

В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

Форма поручения об истребовании документов (информации) и требования о предоставлении документов (информации) установлена Приказом Федеральной налоговой службы N ММ-3-06/338@ от 31.05.2007 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Так, в соответствии с Приложением N 6 Приказа ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ в поручении указывается:

1) у кого истребуются документы (информация): полное наименование организации (ФИО физического лица), ИНН/КПП (ИНН физического лица), место нахождения организации (место жительства физического лица);

2) что истребование производится на основании статьи 93.1 НК РФ;

3) перечень истребуемых документов с указанием наименования, реквизитов, иных индивидуализирующих признаков документов с указанием периода, к которому они относятся;

4) истребуемая информация; при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку);

5) чьей деятельности касаются документы (информация): (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП;

6) в связи с чем запрашиваются документы (информация): указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

Аналогичные требования содержатся в Приложение N 5 Приказа ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и касаются формы требования о предоставлении документов (информации).

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) лицо, получившее требование о представлении документов, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить об отсутствии истребуемых документов. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Таким образом, указанные нормы права возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения, в том числе налоговый орган должен доказать надлежащее направление требования о предоставлении документов при привлечении лица к ответственности, предусмотренной п. 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 2.7-85/1220 от 30.12.2013 следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности послужил вывод налоговой инспекции о совершении правонарушения, выразившегося в непредставлении налогоплательщиком документов, запрошенных требованием от 20.09.2013 № 1916.

Согласно возражениям учреждения МБОУ ДОД «ДЮСШ» муниципального района «Хилокский район» не было надлежащим образом уведомлено о предоставлении документов, что подтверждено постановлением по делу об административном правонарушении от 02.07.2014 мирового судьи судебного участка № 44 Хилокского района Забайкальского края (вх. А78-Д-4/31339 от 04.09.2014).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 44 Хилокского района Забайкальского края Алтынниковой Е.М. по делу № 5-101/2014 от 02.07.2014 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно мотивировочной части указанного постановления «как установлено в судебном заседании, и подтверждается копией требования № 1916 о предоставлении документов (информации) от 20.09.2013 года, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» были истребованы документы за период с 01.01.2010 года по 31.12.2012 года, касающиеся деятельности Аксенкина В.Ф. Данное требование получено 10.10.2013 года Кулагиным Ю.С., который в судебном заседании факт получения подтвердил и пояснил, что подпись на уведомлении в получении корреспонденции принадлежит ему, кроме этого, не помнит, передавал ли он конверт директору спортивной школы Пляскину А.В., пояснил, что конверт мог затеряться и не дойти до адресата. Кроме этого, факт получения Кулагиным Ю.С. корреспонденции адресованной спортивной школе подтвердила и допрошенная в судебном заседании свидетель Алтобасова Е.А., которая на тот момент работала в Хилокском почтовом отделении письмоносцем. В судебном заседании пояснила, что на момент вручения конверта в спортивной школе в обеденный перерыв никого не было, поэтому конверт был вручен проживающему по соседству со школой Кулагину Ю.С., для передаче адресату.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что представителем Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Хилокский район» требование о предоставлении документов (информации) получено не было по независящим от него причинам».

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Из содержания вышеприведенной нормы не следует, что арбитражные суды вправе не принимать во внимание обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле. При этом требования о необходимости участия в арбитражном деле лиц в том же составе, что и в суде общей юрисдикции не содержится.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по настоящему делу будет иметь преюдициальное значение решение суда общей юрисдикции в части установления обстоятельства получения учреждением требования о предоставлении документов № 1916 от 20.09.2013, поскольку доказательств, которые могут привести к иным выводам, нежели содержащимся в судебном акте суда общей юрисдикции, материалы настоящего дела не содержат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности, поскольку лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения или отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения (статья 109 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из общеправового определения под событием налогового правонарушения следует понимать сам факт совершения лицом противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния.

В настоящем деле налоговым органом не доказан факт надлежащей передачи требования о предоставлении документов руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку, не обоснована невозможность передачи документа указанным способом, не доказан факт направления по почте заказным письмом или передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Следовательно, учреждение, не получившее требование о предоставлении документов, не могло совершить правонарушение в виде неправомерного несообщения сведений по указанному требованию, то есть отсутствует сам факт совершения лицом противоправных действий, которые Налоговый кодекс РФ расценивает как налоговое правонарушение.

Кроме того, из решения о привлечении к ответственности следует, что налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 129 Налогового кодекса РФ, предусматривающей ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода, вместе с тем в текстовой части указав состав правонарушения, предусмотренный статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. Указанные противоречия носят неустранимый характер и расцениваются судом как существенно нарушающие права привлекаемого к ответственности лица.

Установить относимость к рассматриваемому делу определения Хилокского районного суда Забайкальского края от 11.07.2014 не представляется возможным, поскольку из представленных документов не следует идентифицирующих признаков оспариваемого решения в суде общей юрисдикции. Более того, согласно информации с официального сайта Хилокского районного суда Забайкальского края производство по делу № 2-924/2014 прекращено 03.09.2014.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленных требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.


 Судья О.В. Новиченко