ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-877/07 от 04.06.2007 АС Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-877/2007

6 июня 2007 года С2-24/45

Резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2007 года, полный текст решения подготовлен 6 июня 2007 года.

Арбитражный суд Читинской области в составе председательствующего судьи Горкина Д.С., судей: Литвинцева А.Б., Гениатулиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якимовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Городские теплосети» муниципального образования городского поселения «Сретенское» о признании недействующим пункта 1 Решения Региональной службы по тарифам Читинской области № 406 от 29 декабря 2006 года «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» муниципального образования городское поселение «Сретенское» и приложения № 1 к нему,

при участии в заседании:

от заявителя: Оробинского А.Ю., представителя по доверенности от 06.02.2007, Федотова И.А., представителя по доверенности от 03.05.2007,

от Региональной службы по тарифам Читинской области: Кошелева А.Г., руководителя согласно распоряжения от 04.06.2004; Хватовой Е.А., представителя по доверенности от 20.04.2007; Татакиной И.В., представителя по доверенности от 15.05.2007,

от Прокуратуры Читинской области: Михеева С.Н., прокурора, удостоверение № 135129,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Городские теплосети» муниципального образования городского поселения «Сретенское» (далее МУП «Городские теплосети») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Решения Региональной службы по тарифам Читинской области № 406 от 29 декабря 2006 года «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» муниципального образования городское поселение «Сретенское» и приложения № 1 к нему.

В судебном заседании представители МУП «Городские теплосети» заявленные требования поддержали, пояснив следующее.

29 декабря 2006 года Решением Региональной службы по тарифам Читинской области №406 для котельных МУП «Городские теплосети» были установлены тарифы на тепловую энергию, вступившие в свою законную силу с 01 января 2007 года. Согласно пункта 3.2. «Анализ заработной платы», части III «Анализ производственно-хозяйственной деятельности», экспертного заключения по расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» г. Сретенск, утвержденного указанным Решением, расчет фонда оплаты труда Региональной службой по тарифам Читинской области (далее РСТ) выполнен исходя из ставки Iразряда - 1100,00 рублей (с учетом прогнозируемого роста 11%) и тарифных коэффициентов, установленных постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года №256, в соответствии с тарифными разрядами, установленными постановлением Министерства труда и социального развития от 15.11.1999 года №45 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», а также Методическими рекомендациями по организации оплаты труда в ЖКХ, утвержденными приказом Госстроя России от 31.03.1999 года №81. Расчет тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» г.  Сретенск РСТ произведен не верно в связи с тем, что расчет фонда оплаты труда по МУП «Городские теплосети» рассчитан как для бюджетной организации, а МУП «Городские теплосети» является коммерческой организацией (пункт 1.4., части 1 Устава предприятия) и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли (пункт 2.1.. части 2 Устава предприятия). Кроме того согласно справки Администрации городского поселения «Сретенское» Муниципального района «Сретенский район» Читинской области №27 от 23 января 2007 года «предприятие МУП «Городские теплосети» г. Сретенск не является бюджетнофинансируемым и работники предприятия не являются государственными или муниципальными служащими. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях №161-ФЗ от 14 ноября 2002 года «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником». Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях №161-ФЗ от 14 ноября 2002 года и подпункта 5.2.5, пункта 5.2 части 5 Устава предприятия «руководитель предприятия самостоятельно утверждает штатное расписание и фонд заработной платы». МУП «Городские теплосети» г. Сретенска на основании Постановления Читинской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения №9 от 08 декабря 2006 года также является первичной профсоюзной организацией и состоит на профобслуживании в Читинской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (Центральный комитет Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения). В соответствии с письмом координатора стороны, представляющем Правительство Российской Федерации к работодателям организаций жилищно - коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации №140-МЗ от 11.11.2004 года «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению на 2005 - 2007 годы» и частей 6,7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по организациям жилищно - коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 год должно быть осуществлено присоединение работодателей к Отраслевому тарифному соглашению, заключенному на федеральном уровне между Общероссийским профсоюзом рабочих местной промышленности и коммунально - бытовых предприятий и Общероссийским объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», прошедшего уведомительную регистрацию в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (№2685-ВЯ от 26 мая 2004 года). При этом соглашение считается распространенным на работодателей со дня его официального опубликования. Согласно трехстороннего соглашения между Администрацией Читинской области, Федерацией профсоюзов Читинской области и объединениями работодателей Читинской области на 2007-2008 года в коллективные договора должны быть включены положения об оплате труда согласно отраслевых тарифных соглашений, регулирующих взаимоотношения работника и работодателя. При этом должны соблюдаться условия отраслевых тарифных соглашений; отстаиваться и защищаться интересы, права и льготы работников трудовых коллективов, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами. В соответствии со статьями 134, 135 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержание заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Согласно Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно - коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 год и предписания Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения (профсоюз жизнеобеспечения) Центрального Комитета «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки работников предприятий и организаций, объединяемых профсоюзом жизнеобеспечения» №01/284 от 23.10.2006 года к Отраслевому тарифному соглашению, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда равна произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и коэффициента особенностей работ предприятия и с 01 января 2005 года устанавливается в размере - 1860 рублей, с 01 октября 2006 года в соответствии с ростом индекса потребительских цен - 2277 рублей.

Согласно статьи 4 Федерального закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации №41-ФЗ от 14 апреля 1995 года при государственном регулировании тарифов одним из основных принципов должно соблюдаться определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями. В соответствии с пунктом 27 главы III. «Принципы и методы регулирования тарифов (цен)», Постановления от 26 февраля 2004 года №109 о ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В связи с приведенными доводами Региональная служба по тарифам Читинской области обязана произвести перерасчет, установленных Решением №406 от 29 декабря 2006 года, тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети», в связи с тем, что в расчет фонда оплаты труда по МУП «Городские теплосети» должен быть произведен не как для бюджетной организации, а как для коммерческой организации в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, согласно которого минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда с 01 октября 2006 года составляет - 2277 рублей.

Буквальное толкование пункта 27 Основ ценообразования свидетельствует о том, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы, определяя размер фонда оплаты труда (ФОТ), должны учитывать следующие составляющие:

• отраслевое тарифное соглашение,

• фактический объем ФОТ в последнем расчетном периоде регулирования,

• прогнозный индекс потребительских цен.

При этом законодатель не устанавливает взаимозависимости между тремя этими составляющими, и не ограничивает возможность использования одного из них использованием другого.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 41-ФЗ определение размера средств, направляемых на оплату труда, должно производиться регулирующим органом в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Включение законодателем данного положения в перечень основных принципов государственного регулирования тарифов свидетельствует о необходимости соблюдения данного принципа при принятии иных нормативных актов в области тарифообразования.

Следовательно, не исключая необходимости учета при определении ФОТ всех трех составляющих, указанных в ст. 27 Основ ценообразования, приоритет должен отдаваться Отраслевому тарифному соглашению.

Приказом ФСТ России № 168-э/З от 01.08.06г. установлены предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги и максимальные величины роста тарифа на тепловую энергию, которые для Читинской области в 2007г. равняются 116,2% и 111,0% соответственно.

В соответствии с приложением №1 к Решению РСТ №406 от 29.12.06г., РСТ устанавливает различные тарифы для бюджетных (941 руб./Гкал) и прочих (1150 руб./Гкал) потребителей.

Обосновывая правомерность подобной дифференциации РСТ ссылается на п. 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию, утв. Приказом ФСТ России № 20-Э/2 от 06.08.2004г.

Данным пунктом установлена обязанность указывать в решениях РСТ потребителей тепловой энергии, финансируемых за счет бюджетов соответствующих уровней, отдельной строкой. Но при этом данный пункт не содержит необходимости при прочих равных условиях установления бюджетным потребителям тарифов ниже чем для других групп потребления.

Применение дифференцированных тарифов должно быть следствием разницы в стоимости производства тепловой энергии для различных групп потребителей. Так, п.59 основ ценообразования предусматривает возможность установления тарифов на тепловую энергию с дифференциацией в зависимости от параметров давления пара.

РСТ не представило доказательств, обосновывающих возможность дифференциации устанавливаемых тарифов. При отсутствии оснований для дифференциации тарифа по группам потребление, установление различных тарифов для каждой из групп потребителей следует квалифицировать, как установление льготного тарифа для бюджетных потребителей, что в свою очередь, прямо запрещено статьей 2 федерального законна № 41-ФЗ.

Таким образом, несоответствие приложения №1 к оспариваемому Решению РСТ, содержащего льготный тариф для бюджетных потребителей, федеральному закону №41-ФЗ (ст. 2), свидетельствует о возможности признания данного Решения недействующим.

Представители РСТ на заявленные требования возразили, пояснив следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» решением Региональной службы по тарифам Читинской области от 29 декабря 2006 года №406 установлены и введены в действие с 1 января 2007 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Городские теплосети» муниципального образования городское поселение «Сретенское», для всех групп потребителей.

Расчет экономически обоснованных тарифов произведен в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года №20-э/2 (далее Методические указания), и приведен в экспертном заключении.

При формировании регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Городские теплосети» РСТ применен метод экономически обоснованных расходов (глава IV Методических указаний). При использовании данного метода тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации (НВВ) и расчетного объема отпуска тепловой энергии. Определение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»).

Пунктом 73 приложения 2 Приказа Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года №168-э/3 утверждена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию для Читинской области в среднем по субъекту Российской Федерации в размере 111%. Региональной службой по тарифам Читинской области произведен расчет величины роста тарифов на тепловую энергию по муниципальным образованиям Читинской области на 2007 год, исходя из экономически обоснованных затрат на услугу теплоснабжения по всем энергоснабжающим организациям муниципальных образований.

Согласно произведенному расчету вышеуказанный показатель в среднем по субъекту составил 110,96%. При этом величина роста тарифа на тепловую энергию по муниципальным образованиям варьирует и составляет величину как меньшую, так и большую от установленного приказом ФСТ.

Таким образом, за счет того, что по отдельным муниципальным образованиям рост тарифа на тепловую энергию значительно ниже установленной максимальной величины (что связано с внедрением на предприятиях соответствующих муниципальных образований энергосберегающих технологий и оптимизации затрат), Региональная служба по тарифам Читинской области изыскала возможность установить по отдельным муниципальным образованиям тариф с ростом выше установленного.

Одним из таких муниципальных образований является городское поселение «Сретенское». Исходя из произведенных расчетов максимально возможный рост, при котором не будет нарушен приказ ФСТ от 01 августа 2006 года №168-э/3, составит 115,85%. Тем самым, Региональная служба по тарифам Читинской области смогла увеличить среднеотпускной тариф на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» городского поселения «Сретенское», на 115,85% (против установленного в размере 111%). При этом, среднеотпускной тариф на тепловую энергию в 2007 году составит 910,50 руб./Гкал Расчет произведен следующим образом:

785,93 руб./Гкал * 115,85% = 910,50 руб./Гкал, где 785,93 руб./Гкал – среднеотпускной тариф, рассчитанный на 2006 год в экспертном заключении, утвержденном решением Региональной службы по тарифам Читинской области от 19 мая 2006 года №77.

В соответствии с пунктом 32 главы VII Методических указаний экономически обоснованный тариф (цена) на тепловую энергию, предлагаемый энергоснабжающей организацией, определяется по следующей формуле:

Т Т = НВВТ / QОТП (руб./Гкал), (1)

ГК (СР)

где НВВТ – необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии;

QОТП – отпуск тепловой энергии в сеть.

С учетом ограничений, утвержденных Приказом ФСТ, Региональная служба по тарифам Читинской области использовала вышеуказанную формулу (1) для определения необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии, исходя из среднеотпускного тарифа на тепловую энергию, а также расчетного объема отпуска тепловой энергии:

НВВТ = Т Т * QОТП (руб.). (2)

ГК (СР)

При этом, необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии котельными МУП «Городские теплосети» городского поселения «Сретенское» составит 11 447 662 руб. Расчет произведен по формуле (2) следующим образом:

НВВТ = 910,50 руб./Гкал * 12 573 Гкал = 11 447 662 руб.

Пунктом 73 приложения 2 Приказа Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года №168-э/3 утверждены предельные индексы максимального изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Читинской области на 2007 год в размере 116,2%.

Согласно вышеуказанному индексу Региональной службой по тарифам Читинской области рассчитан тариф на тепловую энергию для населения, который составил 890,36 руб./Гкал. Расчет тарифа произведен следующим образом:

Т Т = 766,26 руб./Гкал * 116,2% = 890,36 руб./Гкал,

ГК (НАС.)

где 766,26 руб./Гкал – тариф для населения, рассчитанный на 2006 год в экспертном заключении, утвержденном решением Региональной службы по тарифам Читинской области от 19 мая 2006 года №77.

При этом, необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии для населения составит 6 686 613 руб. Расчет произведен по формуле (2) следующим образом:

НВВТ = 890,36 руб./Гкал * 7 510 Гкал = 6 686 613 руб.,

НАС.

где 7 510 Гкал – отпуск тепловой энергии на нужды населения.

Необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии на собственное потребление предприятия составит 821 474 руб. Расчет произведен согласно формуле (2) следующим образом:

НВВТ = 875,37 руб./Гкал * 938 Гкал = 821 474 руб.,

СОБ.

где 938 Гкал – отпуск тепловой энергии на собственное потребление предприятия.

875,37 руб./Гкал – тариф на тепловую энергию на собственное потребление предприятия - себестоимость (затраты предприятия на единицу производства). Расчет себестоимости производится следующим образом:

Т Т = ЗТ / QОТП (руб./Гкал), (3)

ГК (СОБ.)

где ЗТ – суммарные затраты на производство тепловой энергии; QОТП – отпуск тепловой энергии в сеть.

Т Т = 11 005 989 руб./ 12 573 Гкал = 875,37 руб./Гкал

ГК (СОБ.)

Так, необходимая валовая выручка (НВВ) на производство тепловой энергии котельными МУП «Городские теплосети» городского поселения «Сретенское» для всех групп потребителей равна 11 447 662 руб., НВВ на производство тепловой энергии для населения - 6 686 613 руб., НВВ на производство тепловой энергии на собственное потребление – 821 474 руб.

При этом, необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии для прочих и бюджетных потребителей необходимо определять следующим образом:

НВВТ = НВВТ – НВВТ - НВВТ . (4)

ПР. И БЮД. НАС. СОБ.

Необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии для прочих и бюджетных потребителей составит 3 939 575 руб. Расчет необходимой валовой произведен по формуле (4) следующим образом:

НВВТ = 11 447 662 – 6 686 613 – 821 474 = 3 939 575 руб.

ПР. И БЮД.

С целью социальной защиты населения тарифы на тепловую энергию в 2006 году были установлены с применением метода перекрестного субсидирования.

В связи с необходимостью поэтапной ликвидации системы перекрестного субсидирования, обеспечения безубыточной деятельности МУП «Городские теплосети» городского поселения «Сретенское», а также с целью соблюдения Региональной службой по тарифам Читинской области основного принципа государственного регулирования тарифов (статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ) об обеспечении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, РСТ Читинской области при расчете тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными предприятия, тарифы по группам прочие и бюджетные потребители были проиндексированы РСТ Читинской области на 115%.

При этом, тариф на тепловую энергию по группе «бюджетные потребители» рассчитан следующим образом:

Т Т = 820,00 руб./Гкал * 114,76% = 941,00 руб./Гкал,

ГК (БЮД.)

где 820,00 руб./Гкал – тариф для бюджетных потребителей, утвержденный на 2006 год решением Региональной службы по тарифам Читинской области от 19 мая 2006 года №77.

Необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии по группе «бюджетные потребители» составит 3 618 173 руб. Расчет произведен согласно формуле (2) следующим образом:

НВВТ = 941,00 руб./Гкал * 3 845 Гкал = 3 618 173 руб.,

БЮД.

где 3 845 Гкал – отпуск тепловой энергии на производство тепловой энергии для бюджетных потребителей.

Тариф на тепловую энергию для прочих потребителей рассчитан следующим образом:

Т Т = 1 000,00 руб./Гкал * 115,00% = 1 150,00 руб./Гкал,

ГК (ПР.)

где

1 000,00 руб./Гкал – тариф для прочих потребителей, утвержденный на 2006 год решением Региональной службы по тарифам Читинской области от 19 мая 2006 года №77.

Необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии для группы «прочие потребители» составит 321 402 руб. Расчет произведен согласно формуле (2) следующим образом:

НВВТ = 1 150,00 руб./Гкал * 279 Гкал = 321 402 руб.,

ПР.

где 279 Гкал – отпуск тепловой энергии на производство тепловой энергии для прочих потребителей.

Также представитель РСТ пояснил, что Федеральным арбитражным судом Уральского округа в постановлении от 19 июня 2006г. по делу № Ф09-4943/06-С5 установлено, что МУП «Тагилэнерго» не представлено в РСТ формы государственной статистической отчетности П-4 с выделением данных по регулируемому виду деятельности, подтверждающей фактический размер оплаты труда, доказательств присоединения к тарифному соглашению. В связи с изложенным РСТ Свердловской области расходы на оплату труда рабочих МУП исчислены исходя из заработной платы, учтенной в действующем тарифе с учетом индекса потребительских цен. ФАС Уральского округа пришел к выводу, что РСТ Свердловской области подтверждено соответствие принятого постановления правовым нормам. Тем самым, арбитражными судами сформирована судебная практика по данному вопросу, в случае нарушения единообразия которой, судебные акты, их нарушающие, подлежат отмене Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии со статьей 304 АПК РФ.

Представитель прокуратуры Читинской области позицию РСТ по Читинской области поддержал, пояснив, что обжалуемым решением установлены экономически обоснованные тарифы в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, суд установил.

РСТ Читинской области в пределах компетенции было принято решение от 29 декабря 2006 года №406 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» муниципального образования городское поселение «Сретенское». Данным решением для МУП «Городские теплосети» г. Сретенск был утвержден тариф на тепловую энергию.

При формировании, проведении экспертизы обоснованности и утверждении тарифов на энергию использовались следующие нормативные документы: Федеральный закон от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ от 06.08.204г. №20-э/2, Приказ ФСТ РФ от 01.08.2006г. №168-э/3 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год», другие действующие нормативно - правовые акты, а также обосновывающие материалы и расчеты, представленные энергоснабжающей организацией.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и приказом ФСТ России от 08.04.2005г. №130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)» рассмотрение дела об установлении тарифов проводилось группой экспертов и уполномоченным по делу (приказ от 01.07.2006г. №150-А). Результаты экспертизы отражены в протоколе заседания Правления РСТ Читинской области.

Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления регулирующими органами экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию в рамках предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.

Таким образом, одной из основных целей установления тарифов является обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 7 действующих Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, орган регулирования при установлении тарифов обязан исключать из состава необходимой валовой выручки необоснованные и непроизводительные расходы субъектов регулирования. Расчет тарифов Региональной службой по тарифам Читинской области производился в соответствии с утвержденными Федеральной службой по тарифам РФ индексами максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Приказом ФСТ России от 01.08.2006г. №168-э/3 для Читинской области предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2007 году установлен в размере 116,2% (Приложение №3).

В случае, если бы в тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Городские теплосети» г. Сретенск были включены затраты на оплату труда по представленным предприятием расчетам, рост платежа граждан за жилое помещение и коммунальные услуги значительно превысил бы утвержденную величину роста тарифов.

Таким образом, нарушается один из основных принципов установления тарифов, указанный в Федеральном законе от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» - обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.

Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, сложившийся в результате проведенной экспертизы составил 890,36 руб./Гкал с ростом к действовавшему в 2006 году на 116,2%.

Заявитель указывает на обязанность Региональной службы по тарифам Читинской области принять при расчете фонда оплаты труда, включаемого в тариф на тепловую энергию, базовую месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере, установленном Отраслевым тарифным соглашением по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации, ссылаясь при этом на пункт 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. №109.

В соответствии с п.27 Основ при определении расходов на оплату
труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы
определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Региональной службой по тарифам Читинской области расходы на оплату труда рабочих МУП «Городские теплосети» г.Сретенск, занятых на производстве тепловой энергии, исчислены исходя из годового фонда оплаты труда, утвержденного на предприятии (штатное расписание по МУП «Городские теплосети» г. Сретенск с 01.05.2006г.) и учтенного в действующем тарифе с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 3.2 экспертного заключения по расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» г.Сретенск). Сложившийся в результате проведенной экспертизы экономически обоснованный тариф на тепловую энергию составил 890,36 руб./Гкал с ростом к действовавшему в 2006 году 116,2%.

Заявитель указывает на несоответствие оспариваемых положений решения РСТ Читинской области Федеральному закону от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, ссылаясь при этом на то, что при расчете тарифов, утвержденных данным решением, был нарушен порядок определения фонда оплаты труда.

В соответствии с действующим законодательством, а также с целью своевременного установления предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, Региональной службой по тарифам с 1 июля по 27 октября 2006 года проводилась работа по определению экономически обоснованных тарифов, оказываемых жилищно-коммунальными предприятиями Читинской области, на 2007 год согласно разработанному графику защиты экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В связи с этим, Главам муниципальных районов Читинской области РСТ было разослано письмо от 14 апреля 2006 года №2/53-06 с указанием на необходимость предоставления представителями организаций жилищно-коммунального хозяйства на защиту экономически обоснованных тарифов и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в установленные сроки определенного перечня документов.

Согласно разработанному графику предприятиям жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Сретенского района для расчета экономически обоснованных тарифов на оказываемые услуги необходимо было представить в РСТ Читинской области заявление (с прилагаемыми обосновывающими материалами) в срок с 18 по 22 сентября 2006 года.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 года №130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)» для рассмотрения дела об установлении тарифов была назначена экспертная группа и уполномоченный по делу (приказ РСТ Читинской области от 1 июля 2006 года №150-А).

При расчете тарифов на тепловую энергию, Региональная служба по тарифам Читинской области ограничена утвержденными Федеральной службой по тарифам России предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов. Приказом ФСТ России от 1 августа 2006 года №168-э/3 (в ред. приказа ФСТ России от 11 августа 2006 года №179-э/1) установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по субъектам Российской Федерации на 2007 год (Приложение №2) и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на 2007 год (Приложение №3). В соответствии с данным приказом для Читинской области установлены: максимальная величина роста среднеотпускного тарифа на тепловую энергию в среднем области в размере 111,0% и предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 116,2%.

При рассмотрении дела об установлении тарифов экспертной группой Региональной службы по тарифам произведена соответствующая оценка указанных заявителем групп расходов, на основании которых и был сформирован экономически обоснованный тариф с учетом основных принципов, а также целей установления тарифов, изложенных в действующем законодательстве.

Заявитель указывает на обязанность Региональной службы по тарифам Читинской области принять при расчете фонда оплаты труда, включаемого в тариф на тепловую энергию, базовую месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере, установленном Отраслевым тарифным соглашением по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации, ссылаясь при этом на пункт 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. №109.

Однако, в соответствии с п.27 Основ при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда как в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, так и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В рамках действующего ограничения роста тарифов и в связи с вышеизложенным, Региональной службой по тарифам Читинской области при расчете тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» г. Сретенск, была изыскана возможность увеличения среднеотпускного тарифа за счет резерва, сложившегося в результате роста среднеотпускных тарифов на тепловую энергию в размере ниже средней величины в других муниципальных образованиях области.

При представлении в РСТ Читинской области материалов, обосновывающих расчеты тарифов на тепловую энергию, МУП «Городские теплосети» г. Сретенск не представлено отраслевого тарифного соглашения, на котором они основывают заявленные требования, а также доказательств присоединения данного предприятия к нему (либо письменный мотивированный отказ от присоединения).

В связи с изложенным, в рамках действующего ограничения роста тарифов Региональной службой по тарифам Читинской области расходы на оплату труда рабочих МУП «Городские теплосети» г.Сретенск, занятых на производстве тепловой энергии, исчислены исходя из годового фонда оплаты труда, учтенного в действующем тарифе и утвержденного на предприятии (согласно штатного расписания по МУП «Городские теплосети» г. Сретенск с 01.05.2006г.) с учетом прогнозного индекса потребительских цен, принятым в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 07.04.2004 года №6867-АШ/09 на 2007 год в размере 111%. Сложившийся в результате проведенной экспертизы экономически обоснованный тариф на тепловую энергию составил: для населения - 890,36 руб./Гкал, для бюджетных потребителей - 941,00 руб./Гкал, для прочих потребителей - 1150,00 руб./Гкал с ростом к действовавшему в 2006 году: для населения - 116,2%, для бюджетных потребителей - 114,76%, для прочих потребителей - 115%.

В соответствии с действующим законодательством, тарифы на тепловую энергию устанавливаются регулирующими органами с учетом дифференциации по группам потребителей.

Согласно п. 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии методические указания по формированию групп (категорий) потребителей тепловой энергии утверждает Федеральная служба по тарифам.

Так, п.28 разд. VI Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2, указывается, что в целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.

В соответствии с вышеуказанным, решением РСТ Читинской области от 19 мая 2006 года №77 были установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Городские теплосети» г. Сретенск, для групп потребителей «прочие» и «бюджетные» исходя из разного уровня рентабельности.

Следовательно, довод заявителя о неправомерности выделения РСТ Читинской области в обжалуемом решении группы потребителей «бюджетные потребители» в отдельную группу потребителей, а также об установлении для данной группы потребителей льготного тарифа, не соответствует действующему законодательству.

Региональной службой по тарифам Читинской области 14 апреля 2006 года направлены письма с графиком защиты экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организациям муниципального образования городского поселения «Сретенское» необходимо было представить материалы и обоснования для расчета тарифов в срок с 18 по 22 сентября 2006г.

В указанный срок, необходимый для своевременного утверждения тарифов, в РСТ Читинской области обоснования не представлено.

Анализируя выше приведенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В заявленном муниципальным унитарным предприятием «Городские теплосети» муниципального образования городского поселения «Сретенское» требовании о признании недействующим пункта 1 Решения Региональной службы по тарифам Читинской области № 406 от 29 декабря 2006 года «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными МУП «Городские теплосети» муниципального образования городское поселение «Сретенское» и приложения № 1 к нему, как несоответствующего Федеральному закону от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной Службы по тарифам от 06 августа 2004 года №20-э/2, Приказу Федеральной Службы по тарифам от 1 августа 2006 года №168-э/3 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год», отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Горкин Д.С.

Судьи: Литвинцев А.Б.

Гениатулина И.А.