ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8792/2011 от 28.02.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8792/2011

02 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 02 марта 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи председательствующего судьи Анисимова М.И., судей Литвинцева А.Б., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.А.Гурулёвой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Коммунальщик» Муниципального образования сельского поселения «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район»

о признании приказа РСТ Забайкальского края № 214 от 03.11.2010 «О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09.11.2009 года № 282 и от 20.11.2009 год № 433 недействующим в части 1.2 Приложения №1 к Решению РСТ Забайкальского края от 09.11.2009 года № 282 в новой редакции: Одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациями коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 Григорьевича;

от заинтересованного лица – ФИО2 представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по доверенности от 03.11.2011 года; ФИО3 представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по доверенности от 17.01.2012 года; ФИО4 представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по доверенности от 17.01.2012 года;

от Прокуратуры Забайкальского края – Казанцевой Л.И. прокурора (удостоверение № 098613).

от третьего лица – представитель ООО «Коммунальщик» не явился (извещен).

В судебном заседании суд установил:

ФИО1 обратился в арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о признании недействующим Приказа №214 от 03 ноября 2010 года «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года №282 и от 20 ноября 2009 года №433» в части пункта 1.2 Приложения №1 к решению РСТ Забайкальского края от 09 ноября 2009 года №282, которым установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район» ООО «Коммунальщик» в размере 1 278,81 руб./Гкал.

Данный тариф заявитель считает экономически необоснованным, в связи с чем, по его мнению, за 1 м2 жилой площади в месяц он должен платить не 58,83 рубля, а по его расчетам 43,43 рубля.

Свои доводы он обосновывает завышением затрат при расчетах РСТ на потребление электроэнергии, завышением фонда оплаты труда, общехозяйственных расходов, приводя расчеты. Завышение составило 334,69 за 1 Гкалл.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края заявленных требований не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Третье лицо: ООО «Коммунальщик» в судебное заседание не явилось, извещено.

Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверяет полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4, 5, 6 статьи 194 Кодекса).

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы, в том числе: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов (статья 4 Федерального закона N 41-ФЗ).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и в силу требований пункта 5.3.1.11 названного Положения устанавливает предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.

Статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.

Исходя из представленных материалов, доводов заявителя, его расчетов, которые нельзя принять во внимание, поскольку невозможно дать им правовую оценку, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в силу следующего.

Вместе с тем, одной из основных статей затрат при определении тарифов на услуги теплоснабжения, предусмотренных Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденной приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, является «оплата труда». РСТ Забайкальского края фонд оплаты труда определен в штатном расписании исходя из нормативной численности работников, рассчитанной в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65, с учетом фактически действующих условий труда работников. На момент проведения экспертизы тарифов на услуги теплоснабжения с машинистами (кочегарами) котельной заключены трудовые договоры, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации являются бессрочными. В связи с тем, что РСТ Забайкальского края не в праве регулировать договорные отношения, годовая сумма затрат по статье «оплата труда» определена исходя из месячной заработной платы, предусмотренной заключенными трудовыми договорами, с учетом оплаты ежегодных отпусков работников.

Фонд оплаты труда слесарей -ремонтников теплотрасс РСТ Забайкальского края рассчитан нормативно в соответствии с указанными выше Рекомендациями. Работы, предусмотренные для выполнения слесарями по обслуживанию и ремонту тепловых сетей, включают в себя: обход трасс подземных и надземных тепловых сетей; предупреждение затопления подземных трубопроводов верховыми и грунтовыми водами; проверка состояния и чистка попутных дренажей, дренажных колодцев, грязевиков и отстойников, откачка воды из камер и колодцев; осмотр, обслуживание, текущий ремонт запорной и регулирующей арматуры, спускных и воздушных кранов, опор, металлоконструкций, сальниковых компенсаторов и другого оборудования и сооружений тепловых сетей, проверка камер на загазованность, содержание камер, павильонов и всего оборудования в чистоте, покраска металлоконструкций, маркировка трубопроводов и арматуры, капитальный ремонт тепловых сетей; разборка, ремонт, сборка и установка трубопроводов; разборка, ремонт, сборка и установка сборных железобетонных конструкций камер, колодцев, каналов и коллекторов; проведение плановых и аварийных шурфовок тепловых сетей; переключения, остановка и пуск тепловых сетей; выполнение такелажных работ по перемещению оборудования и узлов на рабочем месте и в рабочей зоне; ремонт такелажа и спецприспособлений; уборка рабочего места.

Численность работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной (слесарь-ремонтник, электрогазосварщик, слесарь по ремонту электрооборудования, КИП и автоматики), принята исходя из минимальной установленной Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных Госэнергонадзором РФ 7 мая 1992 года, численности ремонтной бригады в количестве 2 человек с учетом корректировки на дополнительную штатную единицу в связи со сложностью технологического процесса теплоснабжения.

Расчет затрат на электрическую энергию РСТ Забайкальского края произведен исходя из установленного на котельной электрооборудования, его мощности и количества часов работы в сутки, а также тарифа на электроэнергию, установленного уполномоченным органом и действующего на момент регулирования.

В связи с тем, что фактические данные о потреблении электрической энергии котельной за период, предшествующий регулируемому, отсутствовали, при определении объема потребления электроэнергии РСТ Забайкальского края применен коэффициент спроса, под которым понимается отношение между максимальной мощностью, потребляемой оборудованием, и их присоединенной мощностью. Коэффициенты спроса в расчет РСТ Забайкальского края приняты в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-052004.

Расчет потребления электрической энергии произведен исходя из фактически работающего на котельной оборудования. При этом объем потребления электрической энергии оборудованием, находящимся в резерве, РСТ Забайкальского края не учитывался. Так, в расчет расхода электроэнергии принят один сетевой насос с установленной мощностью 30 кВт/час согласно представленным предприятием техническим паспортам на данное оборудование.

При определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «Коммунальщик», на 2010 год РСТ Забайкальского края учтена нормативная численность административно-управленческого персонала исходя из количества оказываемых услуг жилищно-коммунального хозяйства и количества рабочих предприятия (Рекомендации по нормированию труда руководителей, специалистов, и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства).

Учитывая то, что с сентября 2010 года предприятию на обслуживание передана котельная и, следовательно, увеличились общая численность работников предприятия, а также объем оказываемых услуг, возросла и нагрузка на специалистов управления. В связи с появлением нового вида услуги возникла необходимость заключения договоров с потребителями, начисления платы гражданам и организациям за оказанные услуги теплоснабжения, начисления фонда заработной платы вновь принятым работникам участка теплоснабжения.

РСТ Забайкальского края при определении тарифов на тепловую энергию учтены расходы на содержание административно-управленческого персонала в части увеличившегося объема выполняемых работ. Расчет произведен исходя из процента распределения общей суммы общехозяйственных расходов к фонду оплаты труда основного производственного персонала, рассчитанного при формировании тарифов на 2010 год, и оплаты труда работников котельной.

При формировании тарифов на 2011 год распределение общехозяйственных расходов РСТ Забайкальского края произведено исходя из фонда оплаты труда работников всего предприятия, в том числе и работников котельной.

В связи с отсутствием заверенных схем тепловых сетей во избежание дефицита денежных средств на ремонт объектов теплоснабжения (в том числе тепловых сетей) и, как следствие, создания аварийной ситуации в течение отопительного периода РСТ Забайкальского края при расчете затрат по статье «материалы» приняты максимальные нормативы, предусмотренные разделом 3.5 Рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, утвержденных Госстроем РФ. В соответствии с п. 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке) при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, среди прочих статей затрат в составе себестоимости были учтены расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ, в том числе расходы на вывоз шлака, определенные исходя из стоимости вывоза 1 тн. шлака в соответствии с договором на выполнение работ, заключенным с ФИО5

Расчет полезного отпуска тепла, расхода топлива по котельным произведены в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем председателя Госстроя России 12.08.03; ТСН 23-331-2002 Читинской области.

Согласно данной методике полезный отпуск тепловой энергии определяется исходя из объемов отапливаемых зданий, взятых по данным технических паспортов БТИ; отопительного периода; поправочного коэффициента, учитывающего отличие расчетной температуры наружного воздуха от ТНВ=-30°С; удельной отопительной характеристики здания; расчетной температуры наружного воздуха; среднегодовой температуры наружного воздуха для конкретной местности; температуры воздуха внутри отапливаемых помещений.

Указанный заявителем метод определения общего количества потребляемой тепловой энергии исходя из установленного норматива и общей площади жилого фонда является необоснованным, так как нормативы устанавливаются уполномоченными органами не чаще одного раза в 3 года, а расчет объема отпускаемой тепловой энергии осуществляется РСТ Забайкальского края ежегодно в рамках тарифной сессии на основании данных технических паспортов отапливаемых объектов с учетом информации о средней температуре наружного воздуха.

Кроме того, при расчете тарифов на тепловую энергию, отпускаемую построенной в 2010 году в п. Жипхеген котельной, находящейся на обслуживании ООО «Коммунальщик», РСТ Забайкальского края была проведена экспертиза экономической обоснованности затрат. При этом применяемое РСТ Забайкальского края понятие «скорректированная величина» не означает непосредственную корректировку затрат котельной ОАО «Российские железные дороги» - в лице Дирекции по тепловодоснабжению -филиала ОАО «РЖД» (далее Дирекция по тепловодоснабжению). Речь идёт о корректировке затрат, предложенных предприятием (ООО «Коммунальщик»). Расчет по всем статьям затрат для новой котельной был произведен нормативно и оформлен в виде заключения по расчету тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик» муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», представленного в деле.

Полезный отпуск тепловой энергии котельной ООО «Коммунальщик» принят в расчет РСТ Забайкальского края с учетом того, что основной потребитель тепловой энергии - Жипхегенский щебеночный завод - к новой котельной не переключился. Данный объект остался на обслуживании котельной Дирекции по тепловодоснабжению. Таким образом, полезный отпуск тепловой энергии снизился на 51 % от объема, учтенного при формировании тарифов на тепловую энергию для Дирекции по тепловодоснабжению, а сумма основных условно-постоянных расходов (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы), принятых в расчет экономически обоснованного тарифа и не зависящих от количества отпускаемой тепловой энергии, практически не изменилась, что и привело к сохранению тарифа на прежнем уровне.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05 мая 2010 года № 77-ФЗ (на момент проведения экспертизы), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» тарифы на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг не позднее 1 января 2012 года (изменениями, внесенными 30 октября 2011 года, срок продлен до 1 января 2013 года), должны быть установлены без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, то есть на одном уровне для всех групп потребителей услуг. При этом ликвидация перекрёстного субсидирования может быть достигнута лишь за счёт роста тарифов для населения темпами, опережающими рост среднеотпускного тарифа. Таким образом, снижение тарифа на тепловую энергию для населения влечёт за собой нарушение действующего законодательства.

Расчет затрат на электрическую энергию РСТ Забайкальского края произведен исходя из установленного на котельной электрооборудования, его мощности и количества часов работы в сутки, а также тарифа на электроэнергию, установленного уполномоченным органом и действующего на момент регулирования.

В процессе проведения экспертизы в связи с уточнением данных о фактически работающем на котельной оборудовании расчет РСТ Забайкальского края был скорректирован с условием работы одного сетевого насоса. При этом, в связи с отсутствием фактических данных по объему потребления электрической энергии в расчете также уточнены коэффициенты спроса, принятые в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-052004.

Таким образом, расчетный объем электрической энергии, необходимой для работы котельной, согласно заключению по расчету тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик» муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», составил 258 121 кВтч, что ниже учтенной в предварительных расчетах величины на 19 759 кВтч.

Отопительный период РСТ Забайкальского края принят в расчет в соответствии с Территориальными строительными нормами Читинской области, утвержденными Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 13 февраля 2002 года № 32, в следующих размерах для Хилокского района: 273 суток - для дошкольных учреждений; 255 суток - для жилых, школьных и других общественных зданий.

В связи с отсутствием заверенных схем тепловых сетей во избежание дефицита денежных средств на ремонт объектов теплоснабжения (в том числе тепловых сетей) и, как следствие, создания аварийной ситуации в течение отопительного периода РСТ Забайкальского края при расчете затрат по статье «материалы» приняты максимальные нормативы, предусмотренные разделом 3.5 Рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, утвержденных Госстроем РФ. Необходимо отметить, что при формировании тарифов на тепловую энергию на последующие периоды регулирования (2013 год), РСТ Забайкальского края будет проведена корректировка затрат с учетом данных о фактически понесенных предприятием расходах на ремонт оборудования котельной и тепловых сетей за календарный год (2011).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 192, 195Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о признании Приказа №214 от 03 ноября 2010 года «О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года №282 и от 20 ноября 2009 года №433» недействующим в части пункта 1.2 Приложения №1 к решению РСТ Забайкальского края от 09 ноября 2009 года №282 отказать.

Признать пункт 1.2 Приложения №1 к решению Региональной службы по тарифам Забайкальского края №214 от 03 ноября 2010 года «О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года №282 и от 20 ноября 2009 года» соответствующим Федеральному закону от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий М.И. Анисимов

Судьи А.Б. Литвинцев

В.А. Сидоренко