ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9083/17 от 25.09.2017 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-9083/2017

27 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме 27 сентября 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ешидоржиевой А.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» о признании частично недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности № 54 от 01.07.2017;

от заинтересованного лица: ФИО2 – специалиста 1 разряда по доверенности от 18.05.2017 №2.7/2-10/04254, ФИО3 – специалиста 1 разряда по доверенности от 01.06.2017 № 2.7/2-10/04662, ФИО4 – начальника отдела выездных проверок по доверенности от 21.07.2017 № 2.7-/2-10/06323.

Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» (далее - ООО «БГК», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятым судом к рассмотрению по правилам статьи 159 АПК РФ, о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02 в части взыскания налога на имущество организаций за 2012-2014 гг. в сумме 366 195 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 112 998,71 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 18 310 руб.

Представитель общества в судебном заседании поддержал его требования, с учетом уточнений, а представители инспекции их оспорили по основаниям, приведенным в отзыве и дополнениях к нему, просили в удовлетворении требования заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1087536009857, ИНН <***>.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047550035202, ИНН <***>, место нахождения: 672039, <...>.

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «БГК» налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 12.10.2016 № 2.8-21/06-19 и вынесено решение от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением УФНС России по Забайкальскому краю от 31.03.2017 № 2.14-09/59-ЮЛ/04733.

Общество, считая решение инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части налога на имущество, пени и штрафа по нему.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

Из материалов дела следует, что оспоренное в судебном порядке решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являлось предметом рассмотрения в краевом налоговом управлении, которое своим вышеприведенным решением оставило его без изменений, а потому суд полагает соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ.

Из оспариваемого решения (п. 1.6) следует, а заявителем не опровергнуто, что материалы выездной налоговой проверки рассмотрены, и решение инспекции принято в присутствии представителей надлежащим образом уведомленного налогоплательщика на основании извещения от 19.01.2017 № 2.7-24/22-01.

Доводы о наличии нарушений существенных условий процедуры проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки либо таких нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые являются основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа, в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ в ходе досудебного административного урегулирования заявителем не выдвигались.

Из содержания мотивировочной части решения инспекции, с учетом рассмотренных возражений заявителя, следует, что в нарушение п. п. 1, 3 ст. 380, п. 11 ст. 381, п. 1 ст. 382 Налогового кодекса РФ обществом в 2012-2014 годах в результате неправомерно примененной льготы и пониженной налоговой ставки в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой частью этих объектов, а также сети теплоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, что привело к его неуплате на спорную сумму 366 195 руб. (в т.ч. за 2012 год – 164 511 руб., за 2013 год – 117 573 руб., за 2014 год – 84 111 руб.), начислению пени по налогу – 112 998,71 руб., предъявлению штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ – 18 310 руб. (с учетом снижения его размера в 4 раза).

Из материалов выездной налоговой проверки следует, что инспекция отказала в подтверждении заявленной ООО «БГК» льготы, установленной п. 11 ст. 381 НК РФ, в целях обложения налогом на имущество организаций:

- по коду ОКОФ 124521125 (линии электропередачи воздушные) следующих спорных основных средств: воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью (трансформаторов ТП, силовых щитов, шкафов управления, щита управления).

- по коду ОКОФ 124521126 (сеть тепловая магистральная) следующего спорного основного средства: сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки.

Делая соответствующий вывод об отсутствии у заявителя льготы при исчислении рассматриваемого налога и возможности применения пониженной ставки в спорных периодах по объектам электроснабжения, налоговый орган исходил из того, что находящееся на балансе общества электрическое оборудование и сооружения, используемые им для собственных и производственных нужд, по своему функциональному назначению не относятся к линиям энергопередачи в смысле, придаваемом Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в связи с тем, что общество не относится к организации, осуществляющей экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которой учитывалась бы электрическая сеть и иные объекты электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В части сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки инспекция резюмировала то, что такая сеть не может рассматриваться в качестве магистральной ввиду её нахождения на территории опытно-промышленной установки, и предназначенной для отопления данной установки. Кроме того, у общества отсутствует тепловой пункт, являющийся неотъемлемой частью магистральной тепловой сети, а рассматриваемый объект не зарегистрирован в органах технической инвентаризации и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети).

Из материалов дела следует, что общество в 2012-2014 годах являлось плательщиком налога на имущество организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктами 1-3 статьи 379 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

На территории Забайкальского края Законом № 72-ЗЗК от 20.11.2008 «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, которым установлены ставка, порядок и сроки уплаты, форма отчетности по налогу.

В силу пунктов 1, 3 статьи 3 краевого Закона «О налоге на имущество организаций» №72-ЗЗК от 20.11.08 авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками на основании поданных налоговых расчетов за отчетный период не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября календарного года; по итогу налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании поданной налоговой декларации в срок не позднее 5 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции рассматриваемых периодов) установлено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Диспозиция нормы пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ сформулирована в соответствии с гражданско-правовой классификацией вещей на главные и их принадлежности.

В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень № 504, Перечень).

В указанном Перечне приведены наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94. (далее - ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Как следует из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

В соответствии с Перечнем № 504, льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.

С учетом отсутствия в законодательстве о налогах и сборах определения понятий: "линии энергопередачи", "линии электропередачи", "тепловые сети", исходя из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ, следует руководствоваться понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", регулирующего отношения при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с Правилами технологического присоединения, установленными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, разграничены объекты по производству электрической энергии, а также объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, услуги по передаче электроэнергии и мощности предоставляют потребителям сетевые организации.

Исходя из положений ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы.

Согласно ГОСТ 21027-75 "Государственный стандарт Союза ССР. Системы энергетические. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.07.1975 N 1972) энергосистема - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей.

В соответствии с положениями ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029) "Энергетика и электрификация. Термины и определения" электростанция - это энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.

Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.

Согласно ГОСТу 24291-90 электростанция - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование.

Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.

Как следует из пункта 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Согласно ГОСТу 24291-90 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 4.1 СП 124.13330.2012 (Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003), утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 280, тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.

Под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6 СП 124.13330.2012).

Распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП (пункт 3.7 СП 124.13330.2012).

Квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8 СП 124.13330.2012).

Таким образом, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи, границ магистральных тепловых сетей, а также их неотъемлемых частей.

Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне № 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям. Как следует из Перечня № 504, освобождению от обложения налогом на имущество организаций подлежат не все тепловые сети, а лишь те, которые являются магистральными (код ОКОФ 12 4521126).

Таким образом, обстоятельством, подлежащим доказыванию в рассматриваемом деле, является принадлежность анализируемого имущества к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Согласно статье 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4 процента.

Из материалов дела усматривается, что воздушная линия электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушная линия электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушная линия электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушная линия электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельные линии электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельные линии электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, учтены заявителем как линии энергопередачи (код ОКОФ – 124521125), а сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью: 2-е трансформаторы ТП – по коду ОКОФ 143115202, силовые щиты – по коду ОКОФ 143120407, трансформаторы ТП – по коду ОКОФ 143115201, шкафы и щит управления – по коду ОКОФ 143313470.

Суд в рассматриваемом случае приходит к выводу об ошибочности отнесения обществом приведенного имущества к линиям электропередач, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в отношении которых может быть использована преференция, предусмотренная положениями Налогового кодекса РФ (освобождение от налогообложения либо применение пониженной ставки налога на имущество организаций – 0,4%), в связи со следующим.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права общество является собственником воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, расположенных по адресу: Забайкальский край. Каларский район, с. Удокан (т. 4, л.д. 3-9), по которым представлены технические паспорта кабельных линий электропередачи, паспорта высоковольтных воздушных линий, а также схемы их расположения и электроснабжения ООО «БГК» (т. 4, л.д. 12, 128-129, 144-153, т. 5, л.д. 24-26, 47-62).

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 454 от 13.06.2012, № 93 от 15.09.2014, № 93/2014 от 15.09.2014 с учетом заключенных договоров энергоснабжения № 012569 от 27.12.2014, 012569 от 01.06.2012 ООО «БГК» является потребителем электрической энергии, передаваемой ему поставщиком по кабельным линиям (КЛ (ВЛ)-10 кВ) до объектов Удоканской опытно-промышленной установки (точек поставки), с использованием находящегося на балансе общества оборудования (энергопринимающих устройств), и существующих границ раздела (т. 4, л.д. 12-96).

С учетом приведенных нормоположений и по итогу оценки представленной документации, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые линии электропередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, по своему функциональному назначению не относятся к льготируемым линиям энергопередачи, приведенным в Перечне №504, поскольку данное имущество не связано с процессом передачи электрической энергии потребителям, что необходимо для линий электропередачи.

В данном случае спорное имущество используется заявителем для обеспечения собственных производственных нужд, и поступающая по кабельным и воздушным линиям электроэнергия локализуется в энергопринимающих устройствах общества без дальнейшей её передачи. Данное обстоятельство было также подтверждено и представителем заявителя в ходе судебного заседания 25.09.2017, который отметил, что принимаемая электрическая энергия от её поставщика поступает на объекты общества без дальнейшей её передачи третьим лицам (сл. аудиопротокол с/з).

Таким образом, ООО «БГК» не доказано отнесение спорного имущества с учетом его функциональной принадлежности к имуществу, указанному в Перечне №504 в качестве льготируемого.

Следовательно, у общества отсутствовали правовые основания для применения в отношении принадлежащих ему спорных линий энергопередачи (воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки), а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью (2-х трансформаторов ТП, трансформаторов ТП, силовых щитов, шкафов управления, щита управления) льготы, предусмотренной Налоговым кодексом РФ.

В связи с этим, к таким объектам в целях обложения налогом на имущество организаций обществу следовало в спорных периодах применять ставку 2,2%, а потому налоговым органом обоснованно произведено его доначисление в сумме 300 971 руб. за 2012-2014 годы, с начислением пени в сумме 92 872 руб., а также штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 15 049 руб. (см. согласованный сторонами расчет доначислений – т. 5, л.д. 63).

Между тем, в части вывода налогового органа о необоснованном отнесении ООО «БГК» сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки к льготируемому имуществу, суд не соглашается с ним по следующим причинам.

В силу содержащегося разъяснения в Перечне № 504 «Сеть тепловая магистральная» (код ОКОФ 124521126) к ней отнесены: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно - измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Как отмечалось ранее, согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280, магистральные тепловые сети – тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

В выписке из технического паспорта Удоканской опытно-промышленной установки под литером Г15 значатся сети теплоснабжения, являющиеся собственностью общества на основании свидетельства о государственной регистрации права, и представляющие согласно техническому паспорту на них (инв. №1069-2) 4 надземных и 4 подземных нитки из стали протяженностью трубопровода – 646,6 м, трассы – 323,3 м, диаметром 219 м, 52 м, 219 м, 32 м (т. 5, л.д. 5-8, 20-23, 39).

Согласно общих указаний рабочей документации на тепловые сети источником тепла является проектируемая механизированная транспортабельная котельная на твердом топливе КМТ-5,0; теплоноситель – горячая вода по графику 95-70?С; давление на выходе из котельной в подающем трубопроводе – 50 м вод.ст., в обратном трубопроводе – 40 м вод.ст.; схема теплоснабжения – зависимая, закрытая; система теплоснабжения – двухтрубная; горячее водоснабжение принято от водонагревателей. В указаниях приведена таблица тепловых нагрузок, и отмечено, что расход сетевой воды на выходе из проектируемой котельной – 156,1 м3/ч, оговорена прокладка тепловых сетей, предусмотрены параметры изоляции, материал труб, установка спускников, воздушников, компенсация. С целью энергосбережения в узлах вводов тепловых сетей в производственный корпус и насосную станцию устанавливаются водосчетчики (см. раздел «Автоматизация»), предусмотрена запорная арматура. В узлах ввода устанавливаются грязевики на подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей, а перед теплосчетчиками – фильтры для предотвращения попадания в системы теплоснабжения окалины, ржавчины и прочих загрязняющих веществ (т. 5, л.д. 34-35).

Из совокупного содержания схем трубопровода, фрагмента плана и аксонометрической схемы следует, что в котельной (источнике теплоты) применяется запорно-регулирующая арматура теплоносителей, электронасосы, а в производственном корпусе с административно-бытовой пристройкой, потребляющих тепловую энергию, имеется тепловой узел (т. 5, л.д. 36-38, 40-46).

С учетом непосредственной оценки представленной документации в отношении рассматриваемого объекта, суд приходит к выводу, что сеть тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки отвечает признакам магистральной тепловой сети, в отношении которой применение налоговой льготы представляется суду правомерным.

В этой связи не может быть признано правильным произведенное инспекцией заявителю доначисление налога на имущество организаций в части рассматриваемого объекта в сумме 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 3 261 руб., а потому оспоренное решение в приведенной части подлежит признанию судом недействительным.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании всего изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований и о признании незаконным оспариваемого решения в части налога на имущество организаций за 2012-2014 годы в размере 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 3 261 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю надлежит отказать.

В соответствии с пунктом 82 постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает, в том числе, на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая эти положения, суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, в резолютивной части судебного акта указывает не только на признание данного решения незаконным, но и на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов.

Такой судебный акт в части обязания налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы подлежит исполнению в том же порядке, что и судебный акт по имущественному требованию, предусматривающий взыскание названных сумм из бюджета.

Из представленных в дело документов (выписки из лицевого счета заявителя № 7830 от 25.09.2017 по состоянию на 22.09.2017) следует, что оспариваемые недоимка по налогу на имущество, пени и штраф за его неуплату в общем размере 497 503,71 руб., были внесены в бюджет обществом на основании платежного поручения № 479 от 17.05.2017, и налоговым органом это обстоятельство подтверждено в ходе судебного разбирательства 25.09.2017.

В связи с изложенным, и в силу приведенного пункта 82 постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013, признанные судом незаконно предъявленные, и фактически внесенные в бюджет налог на имущество организаций в размере 65 224 руб., пени по нему в сумме 20 127 руб., а также штраф за его неуплату в размере 3 261 руб., подлежат возврату обществу налоговым органом, в котором оно состоит на налоговом учете.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ, с учетом пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ № 46 от 11.07.2014 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в соответствии с которым при частичном удовлетворении требования неимущественного характера расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные ООО «БГК» требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю от 25 января 2017 г. № 2.7-24/08-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части налога на имущество организаций за 2012-2014 годы в размере 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 3 261 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» путем совершения необходимых действий по возврату ему из бюджета налога на имущество организаций за 2012-2014 годы в сумме 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 3 261 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб., уплаченной по платежному поручению № 639 от 16.06.2017.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвёртый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Д.Е. Минашкин