ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9134/19 от 14.10.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-9134/2019

15 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе  судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Высоцкой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 07.06.2019 № 05/3530,

при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 05.12.2018 года,

от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 02.10.2019 года,

от третьего лица 1: ФИО3 – представителя по доверенности от 09.08.2019 года,

от третьего лица 2: ФИО3 – представителя по доверенности от 13.09.2019 года,

от третьего лица 3: ФИО3 – представителя по доверенности от 01.07.2019 года.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 07.06.2019 № 05/3530.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании, начатом 07.10.2019, объявлялись перерывы до 16 часов 30 минут 10.10.2019, до 17 часов 00 минут 14.10.2019, о чем сделаны публичные извещения на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержала, указав, что обжалуемым предписанием ООО «Каскад» отнесено к категории заявителей с энергопринимающими устройствами максимальной мощностью более чем 150 кВт (300 кВт), следовательно, в плату за технологическое присоединение объектов таких заявителей должны быть включены расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, вне зависимости от количества точек присоединения и разделения максимальной мощности по точкам.

Плата же за мероприятия по строительству ВЛ-0,4кВ подлежит включению в проект договора для оплаты Заявителем.

Кроме того, указала, что проверка, результатом которой может являться выдача предписания, РСТ Забайкальского края в отношении ПАО «МРСК Сибири» не проводилась.

Представитель РСТ требование не признала, указав на отсутствие оснований его удовлетворения.

Представитель третьих лиц поддержал позицию РСТ.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установил.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее РСТ Забайкальского края) на основании обращения ООО Завод котельного оборудования «Каскад» проверила правильность расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по договору № 20.7500.1279.19.

В соответствии с техническими условиями филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в Целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 150 кВт по II категории надежности выполняет мероприятия по строительству ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-607 до границы земельного участка заявителя.

При расчете размера платы за данное технологическое присоединение филиалом ПАО «МРСК Сибири» «Читаэнерго» в размер платы включены расходы на строительство ЛЭП-0,4 кВ.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, плата за технологическое присоединение при изменении категории надежности рассчитывается за объем максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, у которых изменяется категория надежности.

В соответствии с заявкой на изменение категории надежности объек: максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, у которых изменяется категория надежности, составляет 150 кВт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные се строительством  объектов  электроеетевого  хозяйства  -  от существующих объектов электроеетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, всостав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с приложением № 2 приказа РСТ Забайкальского края от 28.12.2018 № 761-НПА формула для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края по стандартизированным тарифным ставкам для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт включительно утверждена в виде:

Р(150) = С1(руб.),

где С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, указанная в приложении № 1 к данному приказу (руб. за присоединение);

Для заявителей с постоянной схемой электроснабжения утверждена в размере 11619,35 руб. за одно присоединение (без НДС). Таким образом, плата за технологическое присоединение, рассчитанная по стандартизированным тарифным ставкам, составляет 11 619,35 руб. без НДС или 13 943,22 руб. с НДС. Расходы сетевой организации на строительство ЛЭП-0,4 кВ будут учитываться при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Ставки за единицу максимальной мощности для заявителей с максимальной мощностью свыше/15 до 150 кВт включительно утверждены приложением № 4 к приказу РСТ, Забайкальского края от 28.12.2018 № 761-НПА.

Ставка за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю утверждена в размере 43,70 руб./кВт без НДС. Ставка за проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий утверждена в размере 150,02 руб./кВт без НДС. Ставки на строительство воздушных и кабельных линий для заявителей с максимальной мощностью свыше 15 до 150 кВт включительно равны нулю.

Таким образом, плата за технологическое присоединение, рассчитанная по ставкам за единицу максимальной мощности, составляет:

43,70 х 150 + 150,02 х 150 = 29 058 руб. без НДС или 29 058 х 1,2 = 34 869,60 руб. с НДС.

Тем самым, РСТ пришло к выводу, что филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» нарушены положения пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и положения пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» было направлено письмо от 17.06.2019 № 05/3530 о необходимости произвести перерасчет размера платы за данное технологическое присоединение и внести соответствующие изменения в проект договора технологического присоединения № 20.7500.1279.19. В срок до 14.06.2019 представить в РСТ Забайкальского края информацию о выполнении данного предписания с приложением копик измененного договора.

В случае не выполнения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Чйтаэнерго» требования РСТ Забайкальского края в отношении сетевой организации будет проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой к филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» будут применены меры административного воздействия.

Не согласившись с данным письмом и расценив его как предписание, носящее требование обязательное к исполнению, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29 августа 2017 года № 1135/17 (далее - Методические указания), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются, в том числе стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение.

Согласно подпункту 13.2.7 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196 (далее - Положение), данными полномочиями на территории Забайкальского края наделена РСТ Забайкальского края.

Стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формулы для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2019 год установлены приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 761-НПА.

В адрес РСТ Забайкальского края поступило обращение от директора ООО Завод котельного оборудования «Каскад» ФИО4 от 30 мая 2019 года вх. № 3450, по вопросу правильности расчета платы за технологическое присоединение в проекте договора технологического присоединения № 20.7500.1279.19 (технические условия от 14 мая 2019 года № 8000381281) разработанном ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и представления разъяснений о порядке расчета платы по указанному договору как по стандартизированным ставкам, так и по ставкам за единицу максимальной мощности.

Указанное обращение рассмотрено РСТ Забайкальского края в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.

В ходе рассмотрения обращения, было выявлено, что в соответствии с техническими условиями филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 150 кВт по II категории надежности выполняет мероприятия по строительству ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-607 до границы земельного участка заявителя.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний, плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств.

Плата за технологическое присоединение при изменении категории надежности рассчитывается за объем максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, у которых изменяется категория надежности.

Лицо,   которое   имеет   намерение   осуществить   технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если Заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

06.02.2014 между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Каскад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения №20.7500.4993.13. Согласно условий заключенного договора, технологическому присоединению подлежат объекты, расположенные по адресу: <...>. Данный договор исполнен, технологическое присоединение осуществлено. В рамках данного технологического присоединения выделенная мощность для присоединяемых объектов составила 300 кВт.

24.04.2019 ООО «Каскад» подана заявка на осуществление технологического присоединения для обеспечения второй категории надежности объектов расположенных по адресу: <...>.

Таким образом, заявка подана на изменение категории надежности энергопринимающих устройств расположенных по тому же адресу и имеющих максимальную мощность 300 кВт ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В проекте договора в соответствии с параметрами заявки для обеспечения второй категории были указаны мероприятия по строительству ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-607 до границы земельного участка заявителя.

РСТ Забайкальского края устанавливает стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности на соответствующий период регулирования.

В соответствии с п.2 ст. 23.2 Федерального закона №35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» и п. 87 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Плата, рассчитанная филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в размере 1290276,71 руб. с НДС (исходя из максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств более 300 кВт) не учитывает, что по II категории надежности присоединяются энергопринимающие устройства заявителя с максимальной мощностью 150 кВт. Таким образом, был выявлен риск нарушения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» положений пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и положения пункта 87 Основ ценообразования.

Заявитель в поддержку своих доводов указал о безотносительности понятия «максимальная мощность» к точкам поставки, однако, как в договоре, так и в технических условиях максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств указывается отдельно по точкам поставки.

Технологическое присоединение по 1 точке поставки (основной) с максимальной мощностью 300 кВт осуществлялось на основании ранее заключенного договора (№ 20.7500.4993.13 от 06 февраля 2014 года) работы по которому уже завершены (стоимость за технологическое присоединение по подключению данной точки рассчитана и оплачена). Мероприятия по технологическому присоединению явившиеся предметом настоящего спора (создание резервной точки поставки № 2 максимальной мощностью 150 кВт) не имеют отношения к ранее заключенному и исполненному договору, технологическое присоединение будет иметь отдельно рассчитанную стоимость, в частности, подключение планируется осуществить посредством возведения отдельной линии электропередач от отдельной трансформаторной подстанции.

Однако ввиду того, что рассматривался проект договора и фактически  плата за технологическое присоединение с заявителя не взималась (отсутствовал факт нанесения материального ущерба по причине нарушения прав потребителей), основания для открытия внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) у РСТ Забайкальского края отсутствовали.

Вместе с этим, согласно части 1 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Приведенная в соответствие действующему законодательству Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Забайкальского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена приказом РСТ Забайкальского края от 17 июля 2019 года № 160 (далее - Программа профилактики).

Как пояснила представитель РСТ, во исполнение профилактического мероприятия Программы профилактики по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), письмом РСТ Забайкальского края от 07 июня 2019 года № 05/3530, до сведения ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» доведена информация о возможном риске причинения материального ущерба ООО Завод котельного оборудования «Каскад» и указанного выше нарушения обязательных требований тарифного законодательства.

Письмо РСТ Забайкальского края о предоставлении информации о выполнении рекомендаций в срок до 14 июня 2019 года связана с установленным Федеральным законом № 59-ФЗ сроком рассмотрения обращений (30 дней со дня регистрации обращения). Термин «предписание» был не корректно применено служащими РСТ Забайкальского края в контексте рассматриваемого вопроса. Вместе с тем, данный документ не носил наименования «предписание», и не содержит каких-либо властных распоряжений, обращенных к заявителю.

Следовательно, указанное письмо РСТ Забайкальского края не является предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которое согласно статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ выдается только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.

Таким образом, информационное письмо, направленное РСТ Забайкальского края в адрес в ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» позволило предотвратить нарушение      обязательных требований законодательства. Кроме того, без этого обеспечить всестороннее и объективное рассмотрение обращения ООО Завод котельного оборудования «Каскад» не представилось бы возможным, в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ.

Также, как указала представитель  РСТ, в их распоряжении имеется копия заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02 июля 2019 года № 20.7500.1279.19 между ПАО «МРСК Сибири» и ООО Завод котельного оборудования «Каскад» двусторонне подписанного. Размер платы за технологическое присоединение по указанному договору рассчитанный по ставкам за единицу максимальной мощности (аналогично рекомендательному письму РСТ Забайкальского края) составляет 34 869,60 руб. с НДС.

Оценивая позицию сторон, суд соглашается с пояснением РСТ, что обжалуемый документ, не носит характер предписания, выдаваемого в пределах предоставленных полномочий административным органом. Действительно, данный документ является письмом направленным в адрес сетевой организации при обнаружении нарушений, выявленных при проверке полученного обращения.

Анализируя вышеприведенное, суд не находит несоответствия обжалуемого письма законодательству РФ. Кроме того, данное письмо не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленном Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» требовании о признании недействительным письма Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 07.06.2019 № 05/3530, как несоответствующего Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                               Д.С. Горкин