ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-91/07 от 07.05.2007 АС Забайкальского края

Арбитражный суд Читинской области

  672000,г.Чита, ул. Выставочная 6

www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita/ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Чита Дело №А78-91/2007

7 мая 2007 года С2-27/9

Судья Горкин Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского поселения «Хилокское» о взыскании с Администрации муниципального района «Хилокский район» сумму недоперечисленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 692700 руб. в пользу городского поселения «Хилокское», вынесении в соответствии со ст.282 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителю бюджетных средств предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса,

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Комитет по финансам Хилокского района,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании:

от заявителя: Кузнецова С.В., представителя по доверенности от 12.03.2007,

от заинтересованного лица: Макарова К.С., представителя по доверенности от 01.11.2006,

от третьего лица: Ботовой Н.Ф., представитель по доверенности от 02.05.2007,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского поселения «Хилокское» обратилась в суд с заявлением о взыскании с Администрации муниципального района «Хилокский район» сумму недоперечисленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 692700 руб. в пользу городского поселения «Хилокское», вынесении в соответствии со ст.282 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителю бюджетных средств предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В ходе судебного разбирательства Администрация городского поселения «Хилокское» заявленные требования уточнила в соответствии со ст.49 АПК РФ, пояснив, что подлежат признанию незаконными действия главного распорядителя бюджетных средств, Администрации муниципального района «Хилокский район», в части недофинансирования за 2006 год в бюджет городского поселения «Хилокское» из фонда поддержки поселений, и обязании Администрации муниципального района «Хилокский район» перечислить за счет казны района в бюджет городского поселения «Хилокское» сумму недоперечисленной дотации за 2006 год в размере 692700 руб.

Представитель заявителя пояснил, что Администрацией муниципального района «Хилокский район» в нарушение решения Совета муниципального района «Хилокский район» от 15.12.2005 г № 23 не была перечислена утвержденная дотация в полном объеме в размере 692700 руб.

Представитель Администрации муниципального района «Хилокский район» против заявленных требований возразил, пояснив, что Администрацией городского поселения «Хилокское» в свою очередь неполностью перечислены субвенции за 2006 год.

Представитель третьего лица позицию Администрации муниципального района «Хилокский район» поддержал.

Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.

Решением Совета муниципального района «Хилокский район» от 15.12.2005 г № 23 в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городского поселения «Хилокское» был утвержден лимит 4325800 руб. (приложение № 14). Указанные дотации должны были поступить в размере 3385500 руб. из бюджета Читинской области и 940300 руб. из бюджета муниципального района «Хилокский район».

Решением Совета муниципального района «Хилокский район» от 02.11.2006 г № 225 размер дотаций, подлежащих перечислению за счет местного бюджета, был подтвержден в указанной сумме.

Фактически из бюджета района была перечислена сумма дотаций в размере 247600 руб. (п/п от 16.02.2006 г № 57 на сумму 78300 руб., п/п от 06.04.2006 г № 95 на сумму 78300 руб., п/п от 16.07.2006 г № 57 на сумму 70000 руб., п/п от 13.12.2006 г № 362 на сумму 21000 руб. Итого сумма недопоступления дотации составила 692700 руб.

Между Администрациями муниципального района «Хилокский район» и городского поселения «Хилокское» было заключено Соглашение № 16-102 от 15.12.2005 г о передаче полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Уставами Администраций. Указанные субвенции были запланированы в размере 1175000 руб.

Актом сверки взаиморасчетов сторон установлено, что данные субвенции перечислены в размере 1132141,21 руб.

Кроме того, Решением Совета городского поселения «Хилокское» № 44 от 18.04.2006 было установлено выделить из бюджета городского поселения на организацию пассажирских перевозок населения городского поселения «Хилокское» 200000 руб. Всего же Администрацией городского поселения «Хилокское» было перечислено по данной субвенции 20000 руб.

Также Решением Совета городского поселения «Хилокское» № 45 от 18.04.2006 было установлено выделить из бюджета городского поселения на начисление субсидий гражданам по коммунальным услугам населения с передачей в бюджет муниципального образования «Хилокский район» 95000 руб. Данная субвенция согласно пояснениям сторон в бюджет района не перечислена.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (ст.14).

В соответствии со ст.15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Ст.34 Закона установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В силу ст.37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.52 Закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В соответствии со ст.6 БК РФ дотациями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Той же статьей Кодекса установлено, что субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

В силу ч.1 ст.9 БК РФ в обязанности органов местного самоуправления местных районов входит исполнение установленных расходных обязательств.

Ч.3 ст.242 БК РФ предусмотрено, что подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет 28 декабря текущего финансового года.

Несмотря на утвержденный представительным органом лимит, а также положения ч.2 ст.227 БК РФ предусматривающей, что объем расходования бюджетных средств должен соответствовать объему денежных обязательств Администрацией муниципального района «Хилокский район» недоперечислено дотаций в бюджет городского поселения «Хилокское» 692700 руб.

Ч.1 ст.238 БК РФ предусмотрено право получателя бюджетных средств на компенсацию в размере недофинансирования, в случае нефинансирования лимита бюджетных обязательств в течение нормативного срока.

В соответствии с ч.3 ст.238 БК РФ компенсация в размере недофинансирования осуществляется по решению суда.

Ч.1 ст.235 БК РФ установлено, что в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Вместе с тем, ст.162 БК РФ установлено, что получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Таким образом, законодателем не предусмотрено проведение зачетов между бюджетами различных уровней при наличии неисполненных взаимных обязательств между ними.

В соответствии со ст.158 АПК РФ главным распорядителем средств местного бюджета является орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета.

В силу ст.14, 37 БК РФ, ст.25 Устава муниципального района «Хилокский район» главным распорядителем бюджетных средств является Администрация муниципального района «Хилокский район».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Информационным письмом ВАС РФ от 13.03.2007 г № 117 (п.5) разъяснено, что с 01.01.2007 г в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 г № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» утратил силу п.5 ст.333.40 НК РФ. Таким образом, с 01.01.2007 г подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 АПК РФ, госпошлина взыскивается непосредственно с органа местного самоуправления как со стороны по делу. Также п.4 указанного письма разъяснено, что НК РФ не предусматривает освобождения от уплаты госпошлины государственных органов, органов местного самоуправления при участии их в судебном разбирательстве в качестве ответчиков.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия главного распорядителя бюджетных средств Администрации муниципального района «Хилокский район» в части недофинансирования за 2006 год городского поселения «Хилокское» из фонда поддержки поселений в размере 692700 руб., как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г № 131-ФЗ, и обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» перечислить в бюджет городского поселения «Хилокское» сумму недофинансирования за 2006 год из фонда поддержки поселений в размере 692700 руб. за счет казны района.

Взыскать с Администрации муниципального района «Хилокский район» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья Горкин Д.С.