ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9203/2021 от 06.05.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-9203/2021

17 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  06 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 17 мая 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Курбатовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Плотниковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства» (ОГРН 1157580010170, ИНН 8001018076) к администрации городского поселения «Карымское» (ОГРН 1057524017363, ИНН 7508004897) об обязании Администрации городского поселения «Карымское» утвердить в установленные действующим законодательством сроки:

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 кв.м., кадастровых кварталов 75:08:100119, 75:08:100135; 75:08:100145; 75:08:100136; 75:08:100146 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ КТП № 22362,

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100114; 75:08:100113; 75:08:100128, с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22374;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100141; 75:08:100153; 75:08:100142, 75:08:100152 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22375;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100326; 75:08:100325; с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф. 2 «Поселок» от ЗТП №22343, п. Карымское;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100202; 75:08:100312; 75:08:100313; 75:08:100326 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф.2 «Поселок» от ЗТП № 22343 п.Карымское;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100153; 75:08:100142; 75:08:100141 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ от КТП №22375,

при участии при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  публичного акционерного общества «Россети Сибирь»,

при участии в судебном заседании:

от истца – Цымпиловой В.Н., генерального директора, личность установлена и полномочия проверены на основании паспорта гражданина РФ и выписки из ЕГРЮЛ;

от ответчика – представитель явку не обеспечил, надлежащим образом извещен;

от третьего лица – Кузнецовой Е.С., представителя по доверенности от 19.04.2022 №75/46 (срок действия доверенности по 28.04.2025).

Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства» (далее – истец, ООО «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства», общество) обратилось в арбитражный суд к администрации городского поселения «Карымское» (далее – ответчик , администрация ГП «Карымское», администрация) с вышеуказанным исковым заявлением.

Определением суда от 07.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – третье лицо, ПАО «Россети Сибирь»).

В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, возражениях на отзыв ответчика (л.д. 123-125 т. 1), письменных пояснениях (л.д. 100-107 т. 5), в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении третьих лиц возражал, указав на отсутствие нарушения прав собственников земельных участков установлением охранных зон.

Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (вх. №А78-Д-4/42002 от 06.05.2022), в отзыве на иск (л.д. 107-108 т. 1, 7 т. 2) исковые требования не признал, указав, что при установлении охранных зон будут нарушены права третьих лиц, поскольку опоры ЛЭП находятся на земельных участках и в непосредственной близости, (менее двух метров) о границ земельных участков, на которые зарегистрированы права собственности владельцев частных домовладений. Согласно отзыву (л.д. 13-15 т 5) и дополнительному отзыву (л.д. 96-97 т. 5 ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц собственников земельных участков по списку, указанному в отзыве от 12.04.2022 (л.д 96-97 т. 5).

Третье лицо поддержало исковые требования истца по доводам письменных пояснений (л.д. 78-78 т. 4), на ходатайство ответчика о привлечении третьих лиц возразило.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В связи с заключением 31.08.2020 между ООО «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства» и ПАО «Россети Сибирь» договора подряда №10.7500.2176.20, согласно которому истцу надлежало выполнить комплекс кадастровых работ по формированию земельных участков для размещения электросетевых объектов(в том числе постановку на кадастровый учет земельных участков), принадлежащих ПАО «Россети Сибирь» в ходе исполнения названного договора подрядчиком выполнены и поставлены на государственный кадастровый учет 76 земельных участков, при этом 6 земельных участков под пунктами 53, 54, 55, 58, 62, 63 технического задания к договору подряда не поставлены на государственный кадастровый учет. Названные шесть земельных участков располагаются на территории городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.

Подрядчик 23.03.2021 в адрес Администрации ГП «Карымское» Забайкальского края направил заявление об утверждении схемы расположения земельных участков для размещения действующих объектов электросетевого хозяйства согласно техническому заданию к договору подряда № 10.7500.2176.20.

Администрацией городского поселения «Карымское» утверждены и выданы Распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении 12 земельных участков для размещения действующих объектов электросетевого хозяйства (пункты 56, 57, 59, 60, 61, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 приложения №1 к договору подряда № 10.7500.2176.20).

При этом в отношении шести земельных участков 29.07.2021 подрядчиком получено письмо Администрации ГП «Карымское» от 09.06.2021 об отказе утверждении схем земельных участков, в котором администрация указала, что согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), Главы 2.4, 2.5 (утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187) прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил(2.5.210), а также, что опоры ЛЭП находятся на земельных участках и в непосредственной близости, менее двух метров от границ земельных участков на которые зарегистрированы права собственности, при установлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по существующей линии электропередач будут нарушены интересы граждан.

Подрядчик с принятым решением, оформленным письмом от 09.06.2021 не согласился, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с иском (л.д. 5-8 т. 1) к администрации ГП «Карымское» о признании незаконным отказа ответчика в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, оформленный письмом от 09.06.2021 исх.№1181; обязании администрации ГП «Карымское» утвердить в установленные действующим законодательством сроки: - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 кв.м., кадастровых кварталов 75:08:100119, 75:08:100135; 75:08:100145; 75:08:100136; 75:08:100146 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ КТП № 22362, - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100114; 75:08:100113; 75:08:100128, с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22374; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100141; 75:08:100153; 75:08:100142, 75:08:100152 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22375; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100326; 75:08:100325; с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф. 2 «Поселок» от ЗТП №22343, п. Карымское; - схему расположения земельного участка на кадастровм плане территории площадью 8 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100202; 75:08:100312; 75:08:100313; 75:08:100326 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф.2 «Поселок» от ЗТП № 22343 п.Карымское; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100153; 75:08:100142; 75:08:100141 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ от КТП №22375; о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков по причинам, не зависящим от истца в результате незаконных действий Администрации ГП «Карымское» размере 48 127,14 руб., в последующем уточненного по правилам статьи 49 АПК РФ об обязании администрации ГП «Карымское» утвердить в установленные действующим законодательством сроки: - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 кв.м., кадастровых кварталов 75:08:100119, 75:08:100135; 75:08:100145; 75:08:100136; 75:08:100146 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ КТП № 22362, - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100114; 75:08:100113; 75:08:100128, с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22374; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100141; 75:08:100153; 75:08:100142, 75:08:100152 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22375; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100326; 75:08:100325; с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф. 2 «Поселок» от ЗТП №22343, п. Карымское; - схему расположения земельного участка на кадастровм плане территории площадью 8 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100202; 75:08:100312; 75:08:100313; 75:08:100326 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф.2 «Поселок» от ЗТП № 22343 п.Карымское; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100153; 75:08:100142; 75:08:100141 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ от КТП №22375, (л.д. 99-102 т. 1).

Схемы представлены в материалы дела (л.д. 52-61, 63-81 т. 1, л.д. 138-142 т. 5).

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", зарегистрированного в Минюсте России 16.02.2015 N 36018, сема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории), при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В схеме расположения земельного участка приводятся:

- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

- сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков Пункт 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам обозначены в статье 11.9 ЗК РФ, согласно которой: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).

Согласно пункту 16 названной статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

31.08.2020 между ООО «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства» и ПАО «Россети Сибирь» заключен договор подряда №10.7500.2176.20 (л.д. 28-51 т. 1), согласно которому истец принял на себя обязательство по выполнению комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для размещения электросетевых объектов (в том числе постановку на кадастровый учет земельных участков), принадлежащих ПАО «Россети Сибирь».

Согласно Приложению №1 (л.д. 39-42 т. 1) в объем работ включено линейных объектов в количестве 82 земельных участка.

Согласно техническому заданию к договору (Приложение №2, л.д. 43-49 т. 1) результатом работ является внесение сведений в государственный кадастровый учет по земельным участкам под объектами электросетевого хозяйства.

Подрядчиком во исполнение названного договора из необходимого объема работ выполнены и поставлены на государственный кадастровый учет 76 земельных участков, при этом шесть земельных участков под пунктами 53, 54, 55, 58, 62, 63 Технического задания к договору, при этом 6 земельных участков под пунктами 53, 54, 55, 58, 62, 63 Технического задания, расположенные на территории городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, не поставлены на государственный кадастровый учет.

Подрядчик 23.03.2021 направил в адрес Администрации ГП «Карымское» Забайкальского края заявление об утверждении схемы расположения земельных участков для размещения действующих объектов электросетевого хозяйства согласно техническому заданию к договору подряда № 10.7500.2176.20.

Администрацией городского поселения «Карымское» утверждены и выданы Распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении 12 земельных участков для размещения действующих объектов электросетевого хозяйства (пункты 56, 57, 59, 60, 61, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 приложения №1 к договору подряда № 10.7500.2176.20).

При этом в отношении шести земельных участков письмом Администрации ГП «Карымское» от 09.06.2021 (л.д. 88-89 т. 1), полученным подрядчиком 29.07.2021, отказано в утверждении схем земельных участков. В качестве основания для отказа администрацией указано, что согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), Главы 2.4, 2.5 (утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187) прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил (2.5.210), а также, что опоры ЛЭП находятся на земельных участках и в непосредственной близости, менее двух метров от границ земельных участков на которые зарегистрированы права собственности, при установлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по существующей линии электропередач будут нарушены интересы граждан.

В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Порядок установления таких охранных для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности высоковольтных электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации сетей и предотвращения несчастных случаев, постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила № 160).

Утвержденные названным постановлением Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу названного постановления (пункт 2 Правил №160).

Согласно пункту 5 Правил №160 охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).

При этом как следует из пункта 4 Правил №160 земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

Охранная зона считается установленной после принятия владельцем объекта электросетевого хозяйства соответствующего решения с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Как следует из пояснений третьего лица и подтверждено материалами дела, объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых истцом проводятся кадастровые работы (ВЛ-0,4 кВ КТП № 22362, ВЛ-0,4 кВ от КТП 22374, ВЛ-0,4 кВ № 22375, ВЛ-0,4 кВ ф. 2 «Поселок» от ЗТП № 22343, п. Карымское, ВЛ-0,4 кВ от КТП №22375) введены в эксплуатацию в 2009, 2010 годах (л.д. 41-71 т. 4).

Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из отказа администрации от 09.06.2021 по предложенным истцом к утверждению администрацией схемам размещения земельных участков опоры ЛЭП находятся на земельных участках и в непосредственной близости, менее двух метров, от границ земельных участков, на которые зарегистрированы права собственности, что противоречит положениям пункта 2.5.210 Приказа Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок", предусматривающего, что прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил, а также Правилам №160, предусматривающим, что вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов  при не отклоненном их положении на следующем  расстоянии напряжением до 1 кВ расстояние должно составлять не менее 2 м (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий).

Действительно согласно пункту 2.5.217 ПУЭ расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21. Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений. Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.

При этом Правилами № 160, определяющими порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, установлено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2). Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4). Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5). Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор. После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (пункт 6).

Линии электропередач возведены в 2009 и 2010 годах (л.д. 41-71 т. 4), при этом ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, что размещенная высоковольтная линия электропередач не соответствует действующим нормативам, установленным техническим нормативам и правилам, ее эксплуатация нарушает права и законные интересы третьих лиц и создает препятствия в нормальной эксплуатации земельных участков третьих лиц.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется. Сведения о границах охранных зон таких объектов электросетевого хозяйства вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании.

В свою очередь, внесение сведений об охранных зонах в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке не поставлено в зависимость от усмотрения (согласия) правообладателя земельного участка. Наличие охранных зон не лишает его правообладателя на использование такого участка с учетом ограничений.

Кроме того из отказа ответчика не следует установление обстоятельств, что объекты собственников земельных участков размещены в границах охранной зоны линии электропередачи после вступления в силу Правил №160, что в пределах спорных земельных участков в отношении которых истцом подано заявление об утверждении схем земельных участков установлены действительные границы собственников земельных участков, исключающих «самозахват» части территории, что собственникам земельных участков созданы препятствия в пользовании земельными участками и расположенными на них зданиями, сооружениями, а также что на названные объекты распространяются ограничения, предусмотренные режимом охранной зоны линии электропередачи.

Само по себе размещение ВЛ и установление охранных зон к ним не лишает собственников земельных участков возможности использовать земельные участки по назначению, поскольку, земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей не изымаются у землепользователей.

На момент обращения истца с настоящим иском решение об установлении охранных зон в отношении указанных спорных не принято, соответственно, ограничения, предусмотренные Правилами №160, на собственников земельных участков в непосредственной близости от которых располагаются линии, не распространяются.

Таким образом, расположение на земельных участках, в отношении которых истцом заявлено требование об утверждении схем земельных участков, линий электропередачи в отношении которых могут быть установлены охранные зоны, не свидетельствует о наличии оснований для отказа ответчиком истцу в установлении предложенных схем.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно пункту 19 названной статьи не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Как усматривается из отказа администрации, выраженного в письме от 09.06.2021, основанием для отказа явилось нарушение прав третьих лиц ввиду нахождения опор ЛЭП на земельных участках и в непосредственной близости, менее двух метров от границ земельных участков на которые зарегистрированы права собственности, а установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по существующей линии электропередач нарушит интересы граждан.

При этом администрацией несоответствие представленных схем требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, части 12 статьи 11,10 ЗК РФ в качестве отказа в утверждении схем в письме от 09.06.2021 не отражены.

Требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 установлены исчерпывающие сведения, которые должны содержать Схемы.

Судом установлено, что представленные истцом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (л.д. 52-61, 63-81 т. 1, л.д. 138-142 т. 5) соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, содержат условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;  проектную площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка.

В соответствии с частью 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма и формат схемы расположения земельного участка истцом соблюдены, несоответствие предложенных схем правилам землепользования и застройки не установлены.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Из представленных схем и пояснений истца с дополнительными документами (л.д. 100-137 т. 5) следует, что образование земельных участков, не приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, либо их наложение на иные земельные участки.

Согласно статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с пункт 2 постановления Правительства РФ от 11.08.2003 №486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

В соответствии с данными паспортов воздушных линий каждая воздушная линия электропередачи, входящая в состав электросетевого комплекса, имеет свое техническое наименование, свой инвентарный номер и может выступать в качестве самостоятельного объекта прав.

При этом образуемые земельные участки расположены под линейными объектами, территориально размещенными в разных кадастровых кварталах, что исключает возможность формирования единой схемы расположения земельных участков.

Суд не усматривает нарушения истцом требований статьи 11.3, пунктов 2-5 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ и пункта 2 Правил №486. в ходе судебного разбирательства не установлено.

Рассмотрев заявленное ходатайство ответчика о привлечении собственников земельных участков к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд отказал в удовлетворении указанного ходатайства.

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Предусмотренный арбитражным процессуальным законодательством институт третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.

Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий. При решении вопроса о допуске (привлечении) указанных лиц в процесс судья обязан исходить из того, какой правовой интерес имеет соответствующее лицо.

Материальный интерес у третьих лиц возникает в случае отсутствия защиты их субъективных прав и охраняемых законом интересов в данном процессе, возникшем по заявлению истца к ответчику.

То обстоятельство, что нахождение опор ЛЭП на земельных участках и в непосредственной близости, менее двух метров от границ земельных участков на которые зарегистрированы права собственности, а прохождение ВЛ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил (2.5.210), еще не означает, что принятый по результатам заявленных требований судебный акт повлияет на права и обязанности собственников земельных участков, поскольку на момент рассмотрения требований истца решения об установлении охранных зон и внесении сведений органом кадастрового учет  о внесении сведения о зонах с особыми условиями использования территории (охранная зона) не принято, соответственно, ограничения, предусмотренные Правилами №160, на собственников земельных участков в непосредственной близости от которых располагаются линии, не распространяются. Кроме того наличие охранной зоны линии электропередач само по себе не означает невозможность использовать земельный участок по назначению. Положения пунктов 2 и 4 Правил №160 указывают на то, что наличие инженерных коммуникаций не определено в качестве условий изъятия или ограничения в обороте земельных участков, занятых такими коммуникациями. Следовательно, существующие инженерные коммуникации не создают препятствий для пользования земельными участками третьими лицами на определенном праве, закон лишь определяет порядок пользования такими участками.

При этом не установлены какие-либо основания полагать, что именно по результатам рассмотрения настоящего дела до установления охранных зон у собственников земельных участков будет отчуждена часть территории под охранную зону и возникнет необходимость обращения в суд с заявлениями о защите права собственности. Согласно пунктам 12 и 29 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, при этом ограничения, установленные для зон с особыми условиями использования территории не являются препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что ответчиком не доказан факт препятствования в пользовании собственникам земельных участков и расположенными на них объектами, в связи с чем, ходатайство ответчика о привлечении собственников земельных участков согласно списку, отраженному в дополнении к отзыву от 12.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, удовлетворению не подлежит.

Таким образом, отказ администрации в утверждении схем ввиду нарушения прав третьих лиц формированием охранных зон для воздушных линий ВЛ не обоснован и не является препятствием для формирования земельных участков в виде утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, тем более, что выполнение данного этапа предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена на схеме расположения земельного участка и в соответствующем распорядительном документе.

С учетом изложенного суд считает, что основания для отказа администрацией заявителю в утверждении спорных схем расположение земельных участков на кадастровом плане не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина по делу составляет 6000 руб. При обращении в суд истец уплатил госпошлину в сумме 6000 руб.

Учитывая, что государственная пошлина была уплачена истцом при обращении в суд, исковые требования истца удовлетворены, истцу должны быть возмещены понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на последнего обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

ОбязатьАдминистрацию городского поселения «Карымское» утвердить:

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 кв.м., кадастровых кварталов 75:08:100119, 75:08:100135; 75:08:100145; 75:08:100136; 75:08:100146 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ КТП № 22362,

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100114; 75:08:100113; 75:08:100128, с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22374;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100141; 75:08:100153; 75:08:100142, 75:08:100152 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4кВ от КТП № 22375;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100326; 75:08:100325; с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1, для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф. 2 «Поселок» от ЗТП №22343, п. Карымское;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100202; 75:08:100312; 75:08:100313; 75:08:100326 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ ф.2 «Поселок» от ЗТП № 22343 п.Карымское;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 кв.м. в кадастровых кварталах 75:08:100153; 75:08:100142; 75:08:100141 с условным номером земельного участка 75:08:000000:ЗУ1 для размещения электросетевого объекта ВЛ-0,4 кВ от КТП №22375 в установленные действующим законодательством сроки.

Взыскать с администрации городского поселения «Карымское» (ОГРН 1057524017363, ИНН 7508004897) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский краевой центр межевания земель, оценки и строительства» (ОГРН 1157580010170, ИНН 8001018076) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               А.А. Курбатова