АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-9221/2012
07 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2012 года
Решение изготовлено в полном объёме 07 декабря 2012 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сверкуновой Т.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Панда» о признании незаконными и отмене постановлений заместителя начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, Улетовскому районам и г.Холок УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 16.10.2012 №№ 1 и 2,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Читинская природоохранная межрайонная прокуратура,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 26.11.2012,
от заинтересованного лица: не было,
от третьего лица: ФИО2, помощника прокурора, удостоверение ТО № 096726.
Общество с ограниченной ответственностью «Панда» (далее ООО «Панда», общество) обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановлений заместителя начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, Улетовскому районам и г.Холок УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (далее МЧС РФ) от 16.10.2012 №№ 1 и 2.
В судебном заседании, начатом 05.12.2012, объявлялся перерыв до 10-00 07.12.2012.
Присутствовавший в судебном заседании представитель МЧС РФ ФИО3 (доверенность от 27.11.2012), после перерыва в судебное заседание не явился, заседание проводится в его отсутствие в соответствии с ч.5 ст.163 АПК РФ. В данных пояснениях до перерыва представитель МЧС РФ требования не признал.
Представитель ООО «Панда» заявленное требование поддержал, указав, что общество не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов административных дел, по которым были вынесены обжалуемые постановления.
Присутствующий в судебном заседании прокурор заявленное требование не признал, полагая факты правонарушений установленными.
Суд, изучив материалы дела, установил.
МЧС РФ совместно с Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой 09.08.2012 была проведена проверка пункта прием и отгрузки древесины ООО "Панда" по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, п.Гыршелун, урочище Ткачева. Данный пункт приема и отгрузки древесины поставлен на учет в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края (свидетельство от 18.04.2011 № 490).
По результатам проверки установлено следующее:
- отсутствуют документы о назначении лица ответственного за пожарную безопасность и за соблюдение требований пожарной безопасности на производственном объекте - п.4 ППР РФ № 390;
- в складских, производственных, административных и общественных помещениях, :в местах открытого хранения веществ и материалов, а так же размещения технологических установок (пилорам) отсутствуют таблички с номерами телефонов для вызова пожарной охраны п.6 ППР РФ №390;
- не обеспечено выполнение требований, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ограничении курения табака», а именно не размещены знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено», отсутствуют места обозначенные знаками «Место для курения»;
- не обеспечена своевременная очистка производственной территории от горючих отходов (горбыль и опилки), мусором. Допущено сжигание отходов в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов пункта приёма и отгрузки древесины - п.77 ППР РФ № 390;
- эксплуатируются печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок
(отступок) отгорючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего
материала размером не менее 0,5 х 0,7 "метра (на деревянном или другом полу из горючихматериалов) -п. 81 ППР РФ № 390;
- на места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова; горючего мусора и отходов - п. 360 ППР РФ № 390;-при проведении сварочных работ аппаратура не убрана в специально отведенное помещение (место) - п. 423 ППР РФ № 390;
-не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности, и соответственно нет лиц отвечающих за пожарную безопасность - п.461, 462 ППР РФ № 390.
По установленным вышеприведенным нарушениям прокуратурой постановлением от 20.09.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении с квалификацией его по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Данное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также по результатам проверки установлено:
эксплуатируется электропроводка и кабели с видимыми нарушениями изоляции - п.42 (а) ППР РФ №390;
здания и помещение, где проживают и трудятся граждане КНР, не оборудованы первичными средствами пожаротушения, имеющиеся просроченные огнетушители в жилых зданиях, пожарные щиты неукомплектованы огнетушителями - п.70 ППР РФ №390 пр. №1 и 2;
- недостаточное количество оборудованных пожарных щитов, нет бочек с водой рядом с пожарными щитами - п.481, 483 ППР РФ №390.
По данным нарушениям прокуратурой постановлением от 20.09.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении с квалификацией его по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также по результатам проверки установлено:
отсутствует план эвакуации в случае пожара на пункте приёма и отгрузки древесины - п. 7 НИР РФ № 390;
не обеспечено исправное состояние системы и средств противопожарной защиты объекта - 61 НИР РФ № 390;
не обеспечена побелка дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы - п. 88 ППР РФ № 390.
По данным нарушениям прокуратурой постановлением от 20.09.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении с квалификацией его по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением от 16.10.2012 МЧС РФ привлекло ООО "Панда" к административной ответственности по постановлению № 1 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановлением от 16.10.2012 МЧС РФ привлекло ООО "Панда" к административной ответственности по постановлению № 2 по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Вместе с тем, мотивировочная часть постановления № 2 носит указание, что в рамках настоящего административного дела рассматриваются нарушения, квалифицированные как по ч.3, так и по части 4 ст.20.4 КоАП РФ. Представитель МЧС РФ в ходе судебного заседания пояснил, что санкция была применена методом сложения в соответствии с нормами ст.4.4 КоАП РФ.
Ст.4.4 КоАП РФ предусмотрено следующее:
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что обществом было совершено более одного действия, квалифицируемых раздельно, как по ч.3 так и по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Следовательно, в данном случае не могла быть применима ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, необходимо было применить ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Таким образом, несмотря на описание в мотивировочной части постановления противоправных деяний, квалифицируемых как по ч.3 так и по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, фактически привлечение к административной ответственности состоялось только по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, как указано в резолютивной части постановления от 16.10.2012 № 2.
Также в соответствии с постановлением от 16.10.2012 № 2 на общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 160 000 руб., тогда как законодателем установлен минимальный размер штрафа в размере 150 000 руб., отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. При таких обстоятельствах, наложение штрафа в размере, превышающим минимальный, представляется суду чрезмерным.
В ходе судебного разбирательства было установлено, рассмотрение материалов административных дел было назначено определением от 02.10.2012 на 16.09.2012, данное определение было передано обществу 02.10.2012 посредством факсимильной связи.
В судебном заседании было также представлено определение о назначении материалов административных дел, квалифицированных по ч.ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, возбужденных в отношении ООО "Панда", от 02.10.2012, которым рассмотрение дела было назначено на 16.10.2012. Данное определение было направлено обществу посредством почтовой связи, вручено ему 30.10.2012.
Иных доказательств надлежащего уведомления общества о месте и времени рассмотрения материалов административных дел суду представлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МЧС РФ не представлено доказательств надлежащего уведомления общества о месте и времени рассмотрения материалов административных дел.
Из анализа текста обжалуемых постановлений, пояснений представителей сторон усматривается, что рассмотрение материалов административных дел состоялось в отсутствие представителя ООО "Панда".
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
На основании вышеприведенного, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить постановления заместителя начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, Улетовскому районам и г.Хилок УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 16.10.2012 №№ 1 и 2, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Панда», зарегистрированного по адресу: Забайкальский край, г.Чита, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней.
Судья Д.С. Горкин