ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9224/2021 от 07.02.2022 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-9224/2021

10 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 10 февраля 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кручина В.А., рассмотрел в открытом судебном заседании по адресу: г. Чита, ул. Выставочная, д. 6, дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) к Администрации городского поселения «город Балей» о взыскании финансовых санкций в размере 6000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю– Никифоровой К.А., представителя по доверенности от 01.10.2021;

от заинтересованного лица явка представителя не обеспечена, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.

Определением суда от 13.10.2021 произведена замена заявителя по делу в порядке правопреемства на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.

Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо представило отзыв о несогласии с заявленными требованиями в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – территориальный орган Пенсионного фонда РФ, заявитель) зарегистрировано 20.12.1994 Администрацией муниципального образования 'Читинский район' Читинской области, 06.09.2002 в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, адрес: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д. 160б, является правопреемником Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное).

Администрация городского поселения «город Балей» (далее – страхователь, заинтересованное лицо) зарегистрирована 17.05.2004 в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027500988151, ИНН 7528001372, адрес: 673450, Забайкальский край, Балейский район, город Балей, ул. Советская, 24.

Сведения по исходной форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года представлены страхователем в установленный срок (т. 1 л.д. 34, 35, 41, 42, 51, 52, 69, 70, 76, 90, 91, 97, 98, 104, 105).

26.04.2019 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за январь 2019 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 36, 37).

21.05.2019 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за февраль 2019 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 43, 44).

01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за август 2020 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 71, 72).

01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 78, 79).

25.12.2020, 01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющим формам СЗВ-М за октябрь 2020 года, в которых указаны 2 застрахованных лица, ранее не вошедшие в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 53, 54, 85, 86).

01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 92, 93).

01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 99, 100).

01.03.2021 страхователем представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М за январь 2021 года, в которой указано 1 застрахованное лицо, ранее не вошедшее в исходную форму отчетности (т. 1 л.д. 106, 107).

Территориальным органом Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года представлены с нарушением установленного срока (т. 1 л.д. 38, 49, 55, 73, 80, 87, 94, 101, 108).

Страхователь приглашен на рассмотрение актов.

По результатам проверки руководителем территориального органа Пенсионного фонда РФ приняты решения от 09.08.2019 №207S19190004866, № №207S19190004865, от 11.03.2021 №207S19210001682, от 13.05.2021 №207S19210003358, №207S19210003359, №207S19210003361, №207S19210003362, №207S19210003360, №207S19210003363 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 г., август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., январь 2021 года в размере 500 руб. за каждое нарушение (т. 1 л.д. 39, 46, 57, 74, 81, 88, 102, 109).

Требованиями об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 207S01190008147, № 207S01190008146 от 10.09.2019, № 207S01210001807 от 12.04.2021, № 207S01210002974, № 207S01210002975, № 207S01210002976, № 207S01210002977, № 207S01210002978, № 207S012100029789 от 15.06.2021, страхователю предложено уплатить финансовые санкции в размере 4500 руб. (т. 1 л.д. 40, 47, 61, 73, 82, 96, 103, 110).

Страхователем 26.02.2018 в установленный срок представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2017 год на 42 человека (т. 1 л.д. 16-19).

По результатам проверки 17.09.2020 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя уведомление об устранении ошибок, согласно которому имеются расхождения в отчетности ПФР и ФНС (т. 1 л.д. 130-132). Уведомление доставлено страхователю 17.09.2020. Несоответствия устранены страхователем 28.09.2020 путем представления сведений по типу «дополняющая» на 2 застрахованных лиц Шокирева С.А. и Мищенко А.А. (т. 1 л.д. 20, 27-28).

Территориальным органом Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2017 год, представлены с нарушением установленного срока (т. 1 л.д. 22-23, 29-30).

Страхователь приглашен на рассмотрение актов.

По результатам проверки территориального органа Пенсионного фонда РФ приняты решения от 03.12.2020 №207S19200005889, № 207S19200005890 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2017 календарный год в виде финансовых санкций в размере 500 руб. за каждое нарушение (т. 1 л.д. 24, 25, 31, 32).

Требованиями об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№ 207S01210001664, 207S01210001665 от 12.01.2021 страхователю предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 1 000 руб. (т. 1 л.д. 26, 33).

Страхователем 28.02.2020 в установленный срок представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2019 год на 46 человек (т. 1 л.д. 125-129).

По результатам проверки 17.09.2020 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя уведомление об устранении ошибок, согласно которому имеются расхождения в отчетности ПФР и ФНС (т. 1 л.д. 130-132). Уведомление доставлено страхователю 17.09.2020. Несоответствия устранены страхователем 06.10.2020 путем представления полных и достоверных сведений по типу «корректирующая» на 1 застрахованное лицо Елдулова С.А.(т. 1 л.д. 133-134).

Территориальным органом Пенсионного фонда были составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актом установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-Стаж за 2019 год за Елдулова С.А. по графам сентябрь, октябрь 2019 года представлены недостоверные (т. 1 л.д. 135-136).

Страхователь приглашен на рассмотрение акта.

По результатам проверки территориального органа Пенсионного фонда РФ принято решение от 03.12.2020 №207S19200005893 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-Стаж за 2019 календарный год в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (т. 1 л.д. 137-138).

Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №207S01210000005 от 12.01.2021 страхователю предложено уплатить финансовые санкции в размере 500 руб. (т. 1 л.д. 139).

Учитывая, что требования исполнены не были, территориальный орган Пенсионного фонда направил заявление о взыскании задолженности в арбитражный суд.

Оценив установленные обстоятельства и доводы сторон по существу заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М) и действовавшая в спорный период.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Предоставление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ в спорные периоды было предусмотрено Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".

На основании статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Таким образом, законодательством предусмотрено ежемесячное предоставление сведений о застрахованных лицах как отдельной отчетности по форме СЗВ-М, ежегодное предоставление сведений по форме СЗВ-Стаж в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений за 2017 год, неполное и (или) недостоверное представление сведений за 2019 год по форме СЗВ-Стаж суд приходит к следующим выводам.

В сведениях о застрахованных лицах, представленных своевременно по форме СЗВ-Стаж за 2017, 2019 годы с типом "исходная" органом контроля выявлены ошибки, о чем в адрес страхователя направлено уведомление об устранении ошибок и (или несоответствий) между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пунктам 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее – Инструкция № 211н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь дополняющие формы за 2017 год и корректирующую форму за 2019 год с исправлением ошибок представил по истечении пяти рабочих дней после получения уведомления об устранении ошибок.

Суд полагает достаточным отправку уведомления об исправлении ошибок по телекоммуникационным каналам связи с учетом соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР, заключенного с Администрацией городского поселения «Город Балей» от 01.12.2017, а также заявления на подключение страхователя к электронному документообороту ПФР от 11.02.2020 (т. 1 л.д. 160-162).

При этом суд обращает внимание, что под моментом получения уведомления об устранении ошибок следует понимать момент, когда страхователю стало доступно для прочтения направленное по телекоммуникационным каналам уведомление.

Из материалов дела следует, что уведомление об устранении ошибок было получено страхователем и было возможно к просмотру 17.09.2020, вместе с тем отметка о прочтении не проставлена. Указанные обстоятельства зависят от страхователя, являются его организационными вопросами и не влияют на факт выявления заявителем ошибок и доведение информации об этом до страхователя именно 17.09.2020.

Для установления указанных обстоятельств судом неоднократно откладывались судебные заседания (определения от 30.11.2021, 03.12.2021), сторонам предлагалось подтвердить свои доводы соответствующими доказательствами.

Факт направления уведомления подтверждается данными транзакций в рамках электронного документооборота со страхователем (т. 1 л.д. 163, т. 2 л.д. 3, 4), ответом СКБ Контур от 16.10.2020 (т. 1 л.д. 132), ответом СКБ Контур на судебный запрос от 21.12.2021.

Более того, из содержания реестра транзакций (т. 2 л.д. 4) следует, что страхователь активно применяет электронный документооборот, спорное уведомление ему направлено, могло быть прочитано, вместе с тем кнопка «подтвердить получение» не нажималась.

Определением суда от 23.12.2021 заинтересованного лицу предложено представить данные программы, отражающие поступление документов страхователю 17.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи, представить позицию по делу с учетом дополнительных документов, представленных в материалы дела.

Указанные предложения суда не выполнены.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, несмотря на отсутствие в настоящее время в рамках разработанного и применяемого программного обеспечения транспортного протокола передачи по телекоммуникационным каналам документов, суд с учетом иных достаточных доказательств, не опровергнутых страхователем, полагает доказанным факт выявления заявителем ошибок и доведение его до сведения страхователя.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица нарушения статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, и, как следствие, о наличии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 1500 руб. на основании решений от 03.12.2020 №207S19200005889, № 207S19200005890, № 207S19200005893.

Страхователем устранены выявленные территориальным органом Пенсионного фонда за пределами пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

При этом довод заинтересованного лица о смешении заявителем составов правонарушения является ошибочным, поскольку заявителем верно квалифицировано правонарушение как непредставление в установленный срок по форме СЗВ-Стаж за 2017 год на застрахованных лиц Шокирева С.А., Мищенко А.А., поскольку в отношении указанных лиц в исходных формах отчетности информация отсутствовала.

В отношении Елдулова С.А. в исходной форме отчетности по форме СЗВ-Стаж за 2019 год заявителем зафиксировано неполное и (или) недостоверное представление сведений, а именно неотражение его работы в сентябре и октябре 2019 года.

Указанные обстоятельства зафиксированы в актах, решениях и следуют из содержания уведомления об устранении ошибок (т.1 л.д. 130-131), сформированных на основании анализа информации, поступившей от налогового органа по данным расчетов по страховым взносам (т. 2 л.д. 7-24), и по существу подтверждены действиями заинтересованного лица по представлению сведений на Шокирева С.А., Мищенко А.А. по дополняющей форме СЗВ-Стаж за 2017 год и корректирующей форме в отношении Елдулова С.А. по форме СЗВ-Стаж за 2019 год.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем с учетом вышеуказанных норм и установленных обстоятельств суд не может согласиться с подходом заинтересованного лица в части взыскания финансовых санкций в размере 4500 руб. за январь, февраль 2019 г., август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., январь 2021 года и наличии объективной стороны правонарушения по следующим причинам.

Из материалов дела следует, что сведения за январь, февраль 2019 г., август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., январь 2021 года страхователем представлены в орган Пенсионного фонда по форме с типом формы «исходная» с соблюдением установленного законом срока.

В последующем страхователь, выявив факт неуказания сведений о застрахованных лицах, самостоятельно инициировал представление сведений по типу формы «дополняющая».

Территориальный орган Пенсионного фонда РФ, восприняв данное обстоятельство как непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действовавшей до 26.07.2020 (далее - Инструкции № 766н), согласно которому при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н предусмотрено, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа Пенсионного фонда Российской Федерации вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах).

Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Аналогичные правила закреплены в п. 40 Инструкции № 211н.

Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователь дополняющие формы СЗВ-М за январь, февраль 2019 г., август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., январь 2021 года с исправлением ошибок представил самостоятельно.

При таких обстоятельствах отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него финансовой санкции является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Изложенная правовая позиция подтверждается сформировавшейся судебной практикой, а именно определениями Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № А04-5751/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702.

Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).

Вместе с тем право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом № 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.

При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.

Принимая во внимание, что установленное законом регулирование по вопросу наложения финансовых санкций не изменилось, приведенные правовые позиции сохраняют свое практикообразующее значение.

С учетом вышеизложенных выводов, основания для удовлетворения требований в указанной части отсутствуют.

Суд обращает внимание на то, что основания для освобождения страхователя от ответственности с учетом вышеуказанных правовых позиций по нарушениям сроков, полноты и достоверности отчетности по форме СЗВ-Стаж за 2017, 2019 годы отсутствуют, поскольку в настоящем споре страхователь уклонился от фиксации факта получения извещения о выявленных ошибках, доставленного посредством электронного документооборота, что исключает добросовестность страхователя и его правомерное поведение в части исполнения обязанности по своевременному устранению допущенных ошибок. При ином правовом подходе допустимо создание страхователем искусственной ситуации для избежания наступления ответственности.

Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине взысканию не подлежат, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации городского поселения «город Балей» в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в размере 1500 руб., с зачислением указанной суммы в соответствующий бюджет.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Новиченко