ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9244/17 от 12.10.2017 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-9244/2017

16 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2017 года.

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Урюм» (ОГРН 1027500624293, ИНН 7512000863) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов от 14 июня 2017 года № 59-17 и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка № 15-22 от 6 апреля 2015 года,

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО ЗК «Урюм»: Рязанцевой О.В., доверенность от 29 апреля 2016 года (до и после перерыва);

от Министерства: Шагдарова Б.Б., доверенность № 8 от 9 января 2017 года (после перерыва);

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Урюм» (далее – ООО ЗК «Урюм», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее – Министерство) о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов от 14 июня 2017 года № 59-17 и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка № 15-22 от 6 апреля 2015 года.

Представитель заявителя требования поддержала и указала на то, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден перечень объектов, которые можно размещать на указанных участках, при этом в каждом пункте имеется оговорка: «за исключением особо защитных участков лесов». По мнению Общества, такой перечень является подзаконным нормативным правовым актом и им не установлен перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для особо защитных участков лесов, что противоречит Лесному кодексу Российской Федерации (далее – Лесной кодекс). Фактически и юридически правоотношения по использованию особо защитных участков лесов данным перечнем не урегулированы, отдельного перечня для этих участков не утверждено. Прямого запрета на размещение объектов разработки месторождения на особо защитных участках леса в таком документе также не содержится.

Кроме того, как отмечает Общество, перечисленные в данном перечне объекты имеют характеристики объектов капитального строительства, в то время как все объекты при разработке месторождения россыпного золота, указанные в проекте освоения лесов, имеют категорию временных, в связи с чем распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р на них не распространяется.

Ссылаясь на положения статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», заявитель указывает, что допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий. Учитывая, что лицензия на разработку Болышемогочинского месторождения была выдана в 1994 году (до принятия и введения в действие Лесного кодекса), а срок действия лицензии установлен до 31.12.2021 года, ООО ЗК «Урюм» как недропользователь вправе осуществлять строительство даже объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений.

Министерство с доводами Общества не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

4 октября 2017 года в суд через сервис «Мой арбитр» от Общества поступила копия заключения № 86-16 от 12 августа 2016 года на проект освоения лесов.

Названный документ приобщен к материалам дела.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 5 октября 2017 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 12 октября 2017 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

В судебном заседании 12 октября 2017 года представителем Министерства для приобщения к материалам дела представлены отзыв на заявление, копия письма № 39 от 2 июня 2017 года, копия заключения № 59-17 от 14 июня 2017 года, копия приказа Государственной лесной службы Забайкальского края от 26 ноября 2014 года № 1494 «Об утверждении акта натурного обследования лесного участка Могочинского лесничества», копия акта натурного технического обследования участка лесного фонда от 10 октября 2014 года.

Названные документы приобщены к материалам дела.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле (до и после перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражным судом установлено следующее.

6 апреля 2015 года между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодатель) и ООО ЗК «Урюм» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 15-22 (т. 1, л.д. 80-82), по условиям которого Обществу во временное пользование предоставлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота на Большемогочинском месторождении), находящийся в государственной собственности.

Согласно пункту 1.2 Договора лесной участок площадью 80,99 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Забайкальский край, муниципальный район «Могочинский район», Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество; целевое назначение лесов – эксплуатационные леса, квартал 193 выделы 28, 29, 30, 31; квартал 207 выделы 1, 2, 3, 31, 32; квартал 208 выделы 1, 2, 3, 7, 35; номер учетной записи в государственном реестре 720-2014-12.

В соответствии с подпунктом а) пункта 3.3 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, подачи в установленном порядке лесной декларации, организации и комплектации пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения.

30 апреля 2015 года договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой (т. 1, л.д. 83).

В 2016 году Обществом в Государственную лесную службу Забайкальского края был представлен проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды от 6 апреля 2015 года № 15-22.

12 августа 2016 года исполняющим обязанности руководителя Государственной лесной службой Забайкальского края утверждено отрицательное заключение № 86-16 на проект освоения лесов арендатора ООО ЗК «Урюм».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года № 80» Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, ее полномочия и функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществлению полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края.

5 июня 2017 года в Министерство поступило заявление ООО ЗК «Урюм» № 39 от 2 июня 2017 года о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов (договор аренды № 15-22 от 6 апреля 2015 года).

По результатам рассмотрения проекта освоения лесов Министерство составило отрицательное заключение № 59-17 в отношении представленного проекта, которое 14 июня 2017 года было утверждено Министром природных ресурсов Забайкальского края (т. 1, л.д. 21).

Не согласившись с названным заключением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд находит заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого заключения Министерства закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов ООО ЗК «Урюм» таким заключением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.

В соответствие с частью 2 статьи 43 Лесного кодекса для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Согласно статье 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В свою очередь, приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки, в соответствии с пунктом 3 которых проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса).

В частности, приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее – Порядок экспертизы) (действует с 12.02.2017 года).

Названным Порядком установлено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее – Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (пункт 2).

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3).

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее – Лесопользователи), для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети «Интернет», в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 5).

Экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (пункт 7).

Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1).

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).

Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10).

Повторная Экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы (пункт 12).

Как следует из материалов дела, ООО ЗК «Урюм» имеет лицензию на право пользования недрами серии ЧИТ № 01887 БЭ с целевым назначением и видами работ: добыча россыпного золота открытым раздельным способом на Большемогочинском месторождении. Срок окончания действия лицензии – 31 декабря 2021 года (т. 1, л.д. 68-70).

По договору аренды лесного участка № 15-22 от 6 апреля 2015 года (т. 1, л.д. 80-82) Обществу во временное пользование предоставлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота на Большемогочинском месторождении), находящийся в государственной собственности, площадью 80,99 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Забайкальский край, муниципальный район «Могочинский район», Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество; целевое назначение лесов – эксплуатационные леса, квартал 193 выделы 28, 29, 30, 31; квартал 207 выделы 1, 2, 3, 31, 32; квартал 208 выделы 1, 2, 3, 7, 35; номер учетной записи в государственном реестре 720-2014-12.

Согласно акту натурного технического обследования участка лесного фонда от 10 октября 2014 года (т. 1, л.д. 65 на обороте – 66) участки лесов в квартале 193 выделы 29, 30, 31, в квартале 207 выделы 1, 31, в квартале 208 выделы 1, 2, 7 являются особо защитными (берегозащитные полосы).

Изложенное Обществом по существу не оспаривается.

В 2016 году Общество представило проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды от 6 апреля 2015 года № 15-22, в Государственную лесную службу Забайкальского края.

Однако 12 августа 2016 года исполняющим обязанности руководителя Государственной лесной службой Забайкальского края утверждено отрицательное заключение № 86-16 на проект освоения лесов арендатора ООО ЗК «Урюм».

5 июня 2017 года ООО ЗК «Урюм» обратилось в Министерство с заявлением № 39 от 2 июня 2017 года о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов (договор аренды № 15-22 от 6 апреля 2015 года).

14 июня 2017 года по результатам рассмотрения проекта освоения лесов Министерство составило отрицательное заключение № 59-17 в отношении представленного проекта (т. 1, л.д. 21), поскольку содержание изменений к проекту освоения лесов противоречит лесному законодательству Российской Федерации в части размещения проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов (кв. 193 выд. 29, 30, 31, кв. 207 выд. 1, 31, кв. 208 выд. 1, 2, 7 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества), что противоречит Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р.

При этом указание Министерством в оспариваемом заключении на изменения к проекту освоения лесов, по мнению суда, является технической ошибкой (опечаткой), поскольку фактически Министерством проводилась повторная экспертиза проекта освоения лесов, что также следует из заявления ООО ЗК «Урюм» № 39 от 2 июня 2017 года и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В силу частей 1 и 4 статьи 43 Лесного кодекса использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 6-9 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 (далее – Порядок использования лесов), использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

При использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 108 Лесного кодекса к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов.

В свою очередь, особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 4 статьи 102 и часть 1 статьи 107 Лесного кодекса).

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса).

Согласно части 2.1 статьи 107 Лесного кодекса на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Так, в части 5.1 статьи 21 Лесного кодекса разъяснено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 21 Лесного кодекса предусмотрено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

В развитие указанного положения Перечень таких объектов утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р (далее – Перечень № 849-р).

Перечень № 849-р носит нормативный характер, конкретизирует положения действующего законодательства и уточняет условия возможного использования земель лесного фонда для размещения тех или иных объектов, исходя из целевого назначения соответствующих лесов, устанавливая ограничения для размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в определенных категориях защитности лесов и носит ограничительный характер, что подтверждается следующим.

Указанным актом конкретизирован как сам перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, так и то, в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть расположены.

Однако из положений Перечня № 849-р следует, что размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов вообще не предусмотрено (в Перечне № 849-р приведена оговорка «за исключением особо защитных участков лесов»).

Обществом же в проекте освоения лесов, представленном на повторную экспертизу в Министерство, в таблице № 9 раздела 4 предусмотрено строительство карьера на участках, в то числе, в квартале 193 выделы 29, 30, 31, в квартале 207 выделы 1, 31 и в квартале 208 выделы 1, 2, 7, которые согласно акту натурного технического обследования являются особо защитными (т. 1, л.д. 43 на обороте), что прямо противоречит положениям Перечня № 849-р.

Доводы ООО ЗК «Урюм» о том, что фактически и юридически правоотношения по использованию особо защитных участков лесов данным перечнем не урегулированы, а отдельного перечня для этих участков не утверждено, в связи с чем прямого запрета на размещение объектов разработки месторождения на особо защитных участках леса в таком документе также не содержится, суд признает необоснованными по следующим причинам.

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 849-р устанавливает действующий на всей территории Российской Федерации и адресованный неопределенному кругу лиц перечень объектов, допустимость размещения которых на землях лесного фонда, определяется нормами Лесного кодекса в соответствии с назначением лесов. Положения Распоряжения № 849-р носят общий характер и рассчитаны на неоднократное применение в отношении неограниченного количества таких случаев, что свидетельствует о нормативно-правовой природе названного акта.

В решении от 8 сентября 2014 года № АКПИ14-894 Верховный суд Российской Федерации указал, что системное толкование положений лесного законодательства позволяет сделать вывод о том, что, допуская в статьях 21 и 45 Лесного кодекса возможность строительства на землях лесного фонда объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, законодатель не конкретизировал перечень этих объектов и то, в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть созданы, возложив обязанность по утверждению Перечня на Правительство Российской Федерации.

При этом, принимая Перечень объектов, Правительство Российской Федерации, реализуя предписание федерального законодателя, конкретизировало положения Лесного кодекса, сформировав перечень и определив наименование объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещение которых в защитных лесах, а также в эксплуатационных лесах и в резервных лесах допускается нормами Лесного кодекса.

Исходя из изложенного, при формировании и утверждении соответствующего Перечня объектов Правительством Российской Федерации были оценены и учтены возможные ограничения и запреты, установленные положениями Лесного кодекса, как в части проведения рубок лесных насаждений, так и относительно размещения объектов в той или иной категории лесов.

Указанное позволяет констатировать исчерпывающий характер Перечня объектов, а любое несоответствие ему – нарушением лесного законодательства.

Совокупность положений части 5 статьи 102, части 7 статьи 21 Лесного кодекса и Перечня № 849-р устанавливают не запрет, а именно разрешение возведения таких, не относящихся к объектам лесной инфраструктуры, строений и сооружений на лесных участках, но лишь на участках, которые прямо поименованы в Перечне № 849-р.

Учитывая, что Перечень № 849-р содержит оговорку «за исключением особо защитных участков лесов», размещение и строительство Обществом не относящегося к объектам лесной инфраструктуры карьера на участках в квартале 193 выделы 29, 30, 31, квартале 207 выделы 1, 31 и квартале 208 выделы 1, 2, 7 не допускается.

По мнению арбитражного суда, приведенные выше положения Лесного кодекса свидетельствуют о том, что названный Кодекс относится к законодательным актам комплексного характера, содержит нормы как публичного, так и частного права, которые направлены на обеспечение баланса публичных и частных интересов, поэтому у сторон исключается возможность действовать по собственному усмотрению, исходя из гражданско-правового принципа «можно все, что прямо не запрещено».

Несостоятельной также является ссылка Общества на то, что указанные в Перечне № 849-р объекты имеют характеристики объектов капитального строительства, в то время как все объекты при разработке месторождения россыпного золота, указанные в проекте освоения лесов, являются временными, в связи с чем распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р на них не распространяется.

Так, в пункте 2.1 Перечня № 849-р предусмотрена возможность размещения карьера как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры и не являющегося объектом капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, но только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.

Следовательно, возможность размещения карьера как временного объекта на особо защитных участках лесов Перечнем № 849-р также не предусмотрена.

Относительно довода Общества, что учитывая выдачу лицензии на разработку Большемогочинского месторождения в 1994 году (до принятия и введения в действие Лесного кодекса), сроком действия до 31.12.2021 года, ООО ЗК «Урюм» как недропользователь вправе осуществлять строительство даже объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений, суд отмечает следующее.

Действительно, частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.

В тоже время Обществом не учтено, что подобное исключение установлено только для зеленых зон лесных участков, которые в силу подпункта в) пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, и имеют правовой режим защитных лесов.

В рассматриваемом же случае Обществу в аренду предоставлены эксплуатационные леса, в которых имеются особо защитные участки.

Ссылки ООО ЗК «Урюм» на судебные акты по делам № А60-45384/2013 и № А33-21026/2013 не могут быть приняты во внимание арбитражным судом, поскольку последние касаются иных обстоятельств, кроме того указанные судебные акты приняты до вступления в законную силу решения Верховного суда Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № АКПИ14-894, давшего правовую оценку положений Перечня № 849-р.

Согласно части 3 статьи 201 АПК Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что отрицательное заключение Министерства соответствует требованиям Лесного кодекса и Перечня № 849-р, права и законные интересы ООО ЗК «Урюм» не нарушает, в связи с чем заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Урюм» (ОГРН 1027500624293, ИНН 7512000863) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов от 14 июня 2017 года № 59-17 и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка № 15-22 от 6 апреля 2015 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.


Судья Е.С. Сюхунбин