АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.ЧитаДело № А78-9310/2019
15 марта 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 15 марта 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская Угольная Энергетическая Компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене предписания № НЗАТ-043/1 от 26.04.2019,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было, уведомлен,
от заинтересованного лица: ФИО1 – представителя по доверенности от 06.10.2020 года, диплом ВСГ 1461380 (регистрационный номер 173 от 26.06.2009) (до перерыва), не явился (после перерыва).
Общество с ограниченной ответственностью "Забайкальская угольная энергетическая компания" (далее – заявитель, общество, ООО «ЗУЭК») обратилось в арбитражный суд заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее – управление, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмене предписаний № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019, № НЗАТ-043/1 от 26.04.2019. Делу присвоен № А78-9310/2019.
Суд протокольным определением от 28.08.2019 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), выделил в отдельное производство требование Общества с ограниченной ответственностью "Забайкальская угольная энергетическая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене предписаний № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019. Делу присвоен № 10721/2019.
Определением арбитражного суда от 01.10.2019 года производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А74-6644/2019.
Судом установлено, что в рамках дела №А74-6644/2019 рассматривается требование Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальская угольная энергетическая компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 27 мая 2019 года №02-028/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-6644/2019 от 08.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.07.2020 года оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2021 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.07.2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 оставлены без изменения.
Протокольным определением от 09.03.2021 производство по настоящему делу возобновлено.
Также протокольным определением от 09.03.2021 в соответствии со статьей 124 АПК РФ наименование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю заменено на Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора или Забайкальское межрегиональное управление)
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
ООО «ЗУЭК» в заявлении, дополнении к нему, указало на незаконность обжалуемого предписания.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, дополнении к нему.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и положений АПК РФ, не собирает доказательства, а лишь исследует и оценивает доказательства, представленные сторонами, либо истребует доказательства по ходатайству сторон.
ООО «ЗУЭК» поставлено на учет налоговым органом, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю (далее - Управление) проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская Угольная Энергетическая компания» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природоохранных требований. По результатам проверки составлен акт проверки № НЗАТ-043 от 26.04.2019, в котором зафиксированы следующие нарушения обязательных требований в области недропользования, допущенные ООО «ЗУЭК» при осуществлении пользования недрами на основании лицензии ЧИТ 01621 ТЭ: - не обеспечено завершение поисков, оценки и разведки в установленный срок (не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии) и до настоящего времени с минимальным годовым объёмом бурения поисковых и оценочных скважин не менее 2000 погонных метров (абзац 4 пункта 3.1.1 лицензионного соглашения).
По выявленному нарушению выдано предписание от 26.04.2019 №НЗАТ-043/1, которым установлено: «ООО «ЗУЭК» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 01621 ТЭобеспечить завершение поисков, оценки и разведки Букачачинского месторождения каменного угля в границах лицензионной площади, определенной лицензией ЧИТ 01621 ТЭ, в установленном порядке. Срок исполнения предписания установлен до 01.05.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд полагает, что требования могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 11, частью 5 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
ООО «ЗУЭК» осуществляет пользование участком недр, имеющим статус горного отвода, на основании лицензии ЧИТ 01621 ТЭ, предоставленной ему на основании распоряжения Читанедра от 06.04.2005 №68-р по результатам аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи каменного угля открытым способом на Букачачинском месторождении в Чернышёвском районе Читинской области (протокол заседания аукционной комиссии от 05.04.2005 №60). Лицензия зарегистрирована уполномоченным Читанедра регистратором 11.07.2005; срок окончания действия лицензии - 30.04.2030. Площадь предоставленного ООО «ЗУЭК» в пользование участка недр Букачачинского месторождения каменного угля составляет 19,4 кв. км; глубина изучения – 50 м. Обществу вменяется несоблюдение абзаца 4 пункта 3.1.1 соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения и добычи каменного угля открытым способом на Букачачинском месторождении в Чернышевском районе Читинской области (приложение №1 к лицензии ЧИТ 01621 ТЭ) (далее - лицензионное соглашение), согласно которому ООО «ЗУЭК» приняло на себя обязательства завершить поиск, оценку и разведку не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, при этом минимальный годовой объём бурения поисковых и оценочных скважин должен составить не менее 2000 погонных метров.
Пункт 3.1.1 относится к разделу 3 лицензионного соглашения, в котором определены основные условия пользования участком недр. Согласно пункту 1.1. лицензионного соглашения недропользователю предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи каменного угля открытым способом на Букачачинском месторождении площадью 19,4 кв.м. (участок недр). Таким образом, из взаимосвязанных положений пунктов 3.1.1 и 1.1 лицензионного соглашения следует, что в отношении всего указанного участка недр (Букачачинского месторождения площадью 19,4 кв.м) ООО «ЗУЭК» приняло на себя обязательства завершить поиск, оценку и разведку не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии с минимальным годовым объёмом бурения поисковых и оценочных скважин не менее 2000 погонных метров. Считая, что требования о завершении поиска, оценки и разведки относятся не ко всей лицензионной площади, а к участку первой очереди (наиболее перспективной части Букачачинского месторождения), общество ссылается, в том числе, на отсутствие в абзаце 4 пункта 3.1.1 лицензионного соглашения слов «участок недр». Между тем, абзац 5 пункта 3.1.1 лицензионного соглашения обязывает пользователя недр предоставить на государственную геологическую экспертизу отчёт по поискам, оценке и разведке участка недр, в связи с чем приведённый довод арбитражный суд признаёт подлежащим отклонению. Согласно абзацу 5 пункта 3.1.1 лицензионного соглашения не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии пользователь недр должен обеспечить предоставление отчёта по поискам, оценке и разведке участка недр, ТЭО кондиций и материалов подсчётов запасов угля по категориям С1 и С2 на государственную геологическую экспертизу. Распоряжением Министерства природных ресурсов от 05.07.1999 №83-р утверждено Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твёрдые полезные ископаемые) (далее – Положение №83-р).
В соответствии с пунктом 3.2.5 Положения №83-р после завершения стадии «Оценочные работы» разрабатываются кондиции и составляется технико-экономический доклад, в котором даётся экономически обоснованная предварительная оценка промышленной ценности месторождения, определяется целесообразность передачи объекта в разведку и освоение. Отчёт с результатами подсчёта запасов, включая обоснование «временных» кондиций, и технико-экономический доклад представляются на государственную геологическую, экономическую и экологическую экспертизу. Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки запасов на государственный учёт. Согласно пункту 4.1.8 Положения №83-р по результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций, производится подсчёт запасов основных и попутных полезных ископаемых и компонентов по категориям в соответствии с группировкой месторождений по сложности строения, даётся детальная экономическая оценка промышленной ценности месторождения. Технико-экономическое обоснование освоения месторождения, материалы подсчёта запасов и результаты геолого-экономической оценки, включая обоснование постоянных разведочных кондиций, подлежат государственной геологической, экономической и экологической экспертизе.
В силу статьи 31 Закона о недрах с целью учёта состояния минерально-сырьевой базы ведётся государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых составляется и ведётся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, и на основе государственной отчётности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 32 Закона о недрах).
Приказом Минприроды России от 15.05.2014 №216 утверждён Порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее – Порядок №216). Пунктом 3 Порядка №216 определено, что составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Согласно пункту 4 Порядка №216 учёт состояния и изменений запасов полезных ископаемых по месторождениям полезных ископаемых осуществляется в государственном балансе для твёрдых полезных ископаемых - после завершения соответствующей стадии геологоразведочных работ и сдачи недропользователями в федеральный и территориальный фонды геологической информации окончательного отчёта с подсчётом запасов и техникоэкономического обоснования кондиций и утверждения Роснедрами заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также на основании заключений экспертных комиссий уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в части общераспространенных полезных ископаемых.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.12.2005 №1332 утверждено Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых (далее – Положение №1332). Согласно пункту 1 Положения территориальные комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (ТКЗ) образуются территориальными органами Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) с целью исполнения возложенных на Роснедра функций по проведению государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Решение ТКЗ об утверждении заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых (пункт 4 Положения №1332). К компетенции ТКЗ относится, в том числе, принятие решений по результатам государственной экспертизы: -подсчётов запасов вновь выявленных, оцененных, разведываемых, вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений полезных ископаемых; -технико-экономических обоснований кондиций для подсчёта запасов полезных ископаемых в недрах (пункт 7 Положения №1332). Пунктом 8 Положения определено, что проведение государственной экспертизы запасов осуществляется Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») или его территориальными отделами. В соответствии с пунктом 9 Положения №1332 ТКЗ имеют право: - запрашивать и получать от территориальных отделов ФГУ «ГКЗ» необходимые для принятия решения материалы, представленные недропользователем на государственную экспертизу, а также экспертные заключения отдельных экспертов, входящих в состав экспертных групп; -отклонять или отправлять на доработку недостаточно обоснованные экспертные заключения, представленные территориальными отделами ФГУ «ГКЗ»; -давать рекомендации недропользователям, органам государственной власти, организациям по вопросам своей компетенции. 1
Решение по результатам проведения государственной экспертизы принимается на заседании ТКЗ и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами ТКЗ, принимавшими участие в заседании, и утверждается руководителем территориального агентства по недропользованию. К протоколу ТКЗ прилагается заключение государственной экспертизы, являющееся его неотъемлемой частью (пункт 11 Положения №1332).
Таким образом, решение ТКЗ об утверждении заключений государственной экспертизы, оформляемое протоколом ТКЗ, является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
В результате проведённой плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора установлено и зафиксировано в акте от 26.04.2019 №НЗАТ-043, что государственной экспертизой признаны оценёнными запасы каменного угля приповерхностной части участков «Мульда» и «Юго-западный» Букачачинского месторождения. Государственным балансом учтены запасы приповерхностной части участков «Мульда» и «Юго-западный» на площади 0,184388 кв.км., при этом площадь лицензионного участка составляет 19,4 кв.км. Геологическое изучение остальной площади лицензионного участка недропользователем не выполнено.
Данное обстоятельство подтверждается заключениями государственных экспертиз. Территориальной комиссией по запасам (далее - ТКЗ) Читанедра 20.11.2007 проведена государственная экспертиза материалов «Технико-экономическое обоснование временных кондиций и подсчёт запасов приповерхностной части Букачачинского угольного месторождения (по состоянию на 01.06.2007) (протокол от 20.11.2007 №821), по результатам которой ТКЗ Читанедра утверждены временные разведочные кондиции для подсчёта запасов участков «Мульда». Запасы участка «Мульда» Букачачинского каменноугольного месторождения приняты на государственный баланс по состоянию на 01.06.2007 в количестве 679,7 тыс. т. по категории С2. ТКЗ Читанедра постановила изученную часть месторождения считать оценённой и подготовленной к опытно-промышленной отработке и дальнейшей разведке; прогнозные ресурсы каменного угля категории Р1 в количестве 365 тыс. т. принять на учёт. 21.12.2010 ТКЗ Забайкалнедра проведена государственная экспертиза материалов «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчёт запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения (по состоянию на 01.12.2010), представленных ООО «ЗУЭК» (протокол от 21.12.2010 №876), по результатам которой ТКЗ Забайкалнедра постановила: - отклонить от утверждения постоянные разведочные кондиции для подсчёта запасов открытого способа отработки приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения, как недостаточно обоснованные (пункт 3.2 протокола); - утвердить временные разведочные кондиции для подсчёта запасов приповерхностной части участков «Мульда» и «Юго-Западный» Букачачинского каменноугольного месторождения (пункт 3.3 протокола); -утвердить и принять на государственный учёт по состоянию на 01.12.2010 запасы товарного угля приповерхностной части участков «Мульда» и «Юго-Западный» Букачачинского каменноугольного месторождения для открытого способа отработки в следующем количестве: -балансовые категории С1 – 1579,5 тыс. т.; -забалансовые категории С2 – 75,6 тыс. т. (пункт 3.4 протокола); -участки «Мульда» и «Юго-Западный» Букачачинского каменноугольного месторождения считать оценёнными и подготовленными к дальнейшей разведке с опытнопромышленными работами в течение 1 года (пункт 3.7 протокола); -рекомендовать ООО «ЗУЭК» завершить оценку и разведку приповерхностной части месторождения, при этом доизучить промышленные перспективы приповерхностной части всего участка недр, доизучить инженерно-геологические условия приповерхностной части месторождения (пункт 3.9 протокола).
Согласно заключению экспертной комиссии Читинского филиала ФГУ «ГКЗ», являющемуся приложением №1 к протоколу ТКЗ Забайкалнедра от 21.12.2010 №876, площадь оценённых запасов участков «Мульда» и «Юго-Западный» составляет 0,184388 кв.км, при этом площадь лицензионного участка, подлежащая геологическому изучению, составляет 19,4 кв.км. Геологическое изучение остальной площади лицензионного участка недропользователем не выполнено, что подтверждается заключением экспертной комиссии, установившей: запасы участков № 2 и № 4, как и других пластов, залегающих в пределах лицензионного участки, экономической оценкой проигнорированы.
Государственной комиссией по запасам (далее - ГКЗ) Роснедра 24.08.2012 проведена государственная экспертиза материалов технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций и подсчёта запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения (протокол от 24.08.2012 №2836), по результатам которой ГКЗ Роснедра принято решение воздержаться от утверждения постоянных разведочных кондиций для подсчёта запасов угля приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения (лицензия ЧИТ 01621 ТЭ) из-за недостаточного геологического, горнотехнического, гидрогеологического и экономического обоснования (пункт 2.2 протокола); воздержаться от утверждения запасов угля приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения (лицензия ЧИТ 01621 ТЭ) в связи с невозможностью проверки правильности выполненного подсчёта (пункт 2.3); рекомендовать недропользователю разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций и составить геологический отчёт с подсчётом запасов и представить их на государственную экспертизу в установленном порядке (пункт 2.4). Территориальной комиссией по запасам (ТКЗ) Центрсибнедра 16.03.2016 утверждено заключение государственной экспертизы по материалам «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчёт запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения по состоянию на 10.12.2015, ООО «ЗУЭК» (протокол №1291 от 16.03.2016). ТКЗ Центрсибнедра принято решение воздержаться от утверждения ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчёта запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения в связи с недостаточным геологическим, горнотехническим, гидрогеологическим, инженерногеологическим и экономическим обоснованием (пункт 2.2 протокола); воздержаться от утверждения запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения в связи с отсутствием обоснованных кондиций для их подсчёта (пункт 2.3 протокола); рекомендовать недропользователю выполнить геологическое изучение на всей лицензионной площади с получением необходимой дополнительной геологической информации об угленосности приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения (в границах лицензии ЧИТ 01621 ТЭ), выполнить полновесные геологическое, горнотехническое, гидрогеологическое, инженерно-геологическое и экономическое обоснование ТЭО разведочных кондиций; переработать материалы ТЭО постоянных разведочных кондиций и подсчёта запасов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, после чего материалы представить на повторную экспертизу (пункт 2.4 протокола).
В последующий период материалы, обосновывающие постоянные или временные разведочные кондиции для подсчёта запасов каменного угля Букачачинского месторождения и отчёт с подсчётом оценённых запасов на государственную экспертизу в установленном порядке недропользователем не представлялись. В проверяемый период (2 квартал 2016 года – 1 квартал 2019 года) геологическое изучение лицензионного участка с бурением поисковых и оценочных скважин недропользователем не проводилось. Таким образом, геологическое изучение участка недр пользователем недр не завершено.
Как следует из заключения экспертной комиссии Читинского филиала федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (приложение №1 к протоколу ТКЗ Забайкалнедра от 21.12.2010 №876), на месторождении остаются недоизученными инженерно-геологические условия, объёмная масса углей, попутные ценные компоненты и вредные примеси. Экономической оценке подвергнуты только запасы участков «Мульда» и «Юго-Западный», а запасы участков №2 и №4, равно как и других пластов, залегающих в пределах лицензионного участка, экономической оценкой проигнорированы. Доказательства того, что на момент проведения Управлением Росприроднадзора проверки общество завершило геологическое изучение на всей лицензионной площади с минимальным годовым объёмом бурения поисковых и оценочных скважин не менее 2000 погонных метров, не представлены. Изменения в лицензионное соглашение с момента регистрации лицензии не вносились. Протокол ТКЗ Забайкалнедра от 21.12.2010 №876, протокол ГКЗ Роснедра от 24.08.2012 №2836, протокол ТКЗ Центрсибнедра от 16.03.2016 №1291 с заключением государственной экспертизы обществом в установленном порядке не оспаривались.
Приведенные выше обстоятельства установлены в рамках дела № А74-6644/2019, рассмотренным Арбитражным судом республики Хакасия (решение от 08.07.2020) и оставленного без изменения Третьим арбитражным апелляционным судом (постановление от 29.09.2020) и Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.02.2021).
На основании вышеприведенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что предусмотренная абзацем 4 пункта 3.1.1 лицензионного соглашения обязанность завершить поиски, оценку и разведку участка недр не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии с минимальным годовым объёмом бурения поисковых и оценочных скважин не менее 2000 погонных метров не выполнена обществом ни в установленный лицензионным соглашением срок, ни на момент проверки. Следовательно, общество осуществляло недропользование с нарушением условий лицензионного соглашения и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах
В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое обществом предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований ООО "ЗУЭК" надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская угольная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене предписания № НЗАТ-043/1 от 26.04.2019, как несоответствующего Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Д.С. Горкин