ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-931/11 от 27.04.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-931/2011

03 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 03 мая 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамедовой С.Ш.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Водоканал – Чита»»

к Управлению Росприроднадзора по Забайкальскому краю

об оспаривании предписания № В-279-в от 29.12.2010 г.

при участии

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 01.11.2010 г.;

от заинтересованного лица:

ФИО2 - представителя по доверенности от 14.12.2010 г.,

ФИО3 - представителя по доверенности от 17.11.2010 г.,

установил:

Открытое акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (ОАО «Водоканал – Чита») (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания № В-279-в об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования от 29.12.2010 г., выданного Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю (далее - Управление Росприроднадзора).

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оспариваемое предписание не соответствует закону, так как нарушения положений нормативных правовых актов, указанных в предписании, обществом допущено не было, и нарушает права и законные интересы ОАО «Водоканал – Чита» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители административного органа в судебном заседании в удовлетворении требований общества просили отказать.

В отзыве на заявленные требования Управление Росприроднадзора дает подробный анализ обстоятельствам выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования, и утверждает, что оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как установлено материалами дела, в период с 08.12.2009 г. по 22.12.2009 г. Управлением Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя Управления от 04.12.2009 г. № 228-р по поручению Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры по факту угрозы разрыва канализационного коллектора в русле реки Чита проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Водоканал – Чита».

По результатам проверки составлен Акт № В-376-в от 22.12.2009 г.

В ходе проверки было установлено, что в районе ул. 3-я Малая 22 в русле р. Чита пролегает напорный канализационный коллектор, транспортирующий сточные воды от КНС «Главная, расположенной по ул. Генерала Белика 44, до канализационных очистных сооружений г. Читы. Напорный канализационный коллектор представляет собой металлическую трубу наружным диаметром 920 мм. В ходе осмотра остановлено, что часть данного коллектора ориентировочной длинной 37 м не защищена (находится в открытом состоянии) и проходит по правой стороне русла р. Чита, чем нарушен п.4.4 СНиП 2.04.03-85.

Данный коллектор является собственностью ОАО «Водокал – Чита».

К акту осмотра от 08.12.2009 г. приложены схема расположения коллектора и фтототаблицы (л.д.78-82).

По результатам проверки Управлением Росприроднадзора ОАО «Водоканал – Чита» было выдано предписание № В-376-в от 22.12.2009 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренных п.4.4 СНиП 2.04.03-85 и п.16 ст.65 Водного кодекса РФ.

В предписании ОАО «Водоканал – Чита» предписано в срок до 20.12.2010 г. разработать план мероприятий по переносу напорного канализационного коллектора от КНС «Главная» за пределы водоохраной зоны р. Чита и приступить к его реализации.

В период с 22.12.2010 г. по 29.12.2010 г. Управлением Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя Управления от 20.12.2010 г. № 211-р проведена внеплановая документальная проверка в отношении ОАО «Водоканал – Чита» по исполнению предписания № В-376-в об устранении нарушений от 22.12.2009 г.

Согласно Акту проверки № В-279-в от 29.12.2010 г., предписание № В-376-в от 22.12.2009 г. не выполнено.

За неисполнение предписания № В-376-в от 22.12.2009 г. ОАО «Водоканал – Чита» постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Читы от 08.02.2011 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 07.04.2011 г., было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании акта проверки от 29.12.2010 г. Управлением Росприроднадзора ОАО «Водоканал – Чита» 29.12.2010 г. выдано предписание № В-279-в об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренных п.4.4 СНиП 2.04.03-85 и п.16 ст.65 Водного кодекса РФ.

В предписании ОАО «Водоканал – Чита» вновь предписано разработать план мероприятий по переносу напорного канализационного коллектора от КНС «Главная» за пределы водоохраной зоны р. Чита и приступить к его реализации. Срок исполнения предписания установлен – 20.11.2011 г.

Считая данное предписания незаконным, общество обратилось в суд с указанным заявлением.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 данной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В соответствии с постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в том числе за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

Согласно пункту 29 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 26.08.2008 N 192, должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа на основании акта проверки, в случае выявления в ходе мероприятия по контролю нарушений, выдает уполномоченному представителю юридического или физического лица предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта.

Таким образом, оспариваемое предписание ОАО «Водоканал – Чита» выдано уполномоченным органом.

Оспариваемое предписание содержит все необходимые сведения, перечисленные в вышеназванном пункте Административного регламента.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются, в частности сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4.4 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения, утвержденных постановлением ГК СССР по делам строительства от 21.05.1985 г. N 71, надземная и наземная прокладка канализационных трубопроводов на территории населенных пунктов не допускается.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что указанные в оспариваемом предписании положения нормативных правовых актов ОАО «Водоканал – Чита» не были нарушены, является несостоятельным.

В соответствии с ГОСТ 19185-73 – Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения – напорные канализационный коллектор входит в комплекс гидротехнических сооружений (Гидроузел), то есть является гидротехническим сооружением.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с Уставом ОАО «Водоканал – Чита» (л.д.22-44) основным предметом деятельности общества является: бесперебойное снабжение водой физических и юридических лиц города Читы; плановое развитие централизованного водоснабжения потребителей; очистка сточной жидкости; повышение надежности работы водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений (пункт 2.2 Устава). Основными видами деятельности общества являются: сбор и очистка воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод; производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, включая взаимосвязанные вспомогательные работы.

Таким образом, именно ОАО «Водоканал – Чита» является организацией осуществляющей эксплуатацию вышеуказанного напорного канализационного коллектора, и, следовательно, обязано соблюдать требования в области охраны окружающей среды при его эксплуатации.

Поскольку расположение эксплуатируемого обществом напорного канализационного коллектора в районе ул. 3-я Малая 22 в русле р. Чита нарушает требования в области охраны окружающей среды, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Доказательства того, что обществом были приняты какие-либо меры по исполнению предписания № В-376-в от 22.12.2009 г., заявителем суду представлены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ОАО «Водоканал – Чита» о признании недействительным предписания № В-279-в об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29.12.2010 г., выданного Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.