ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-940/2012 от 05.04.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-940/2012

09 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 09 апреля 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУП «Тепловодосети»

к Администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченкий район» Забайкальского края

об оспаривании распоряжения

при участии:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица:

ФИО1 - руководителя администрации городского поселения;

ФИО2 - представителя по доверенности от 26.03.2012 г.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятия (МУП) «Тепловодосети» (далее – предприятие) обратилось с заявлением к Администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края (далее – Администрация) о признании недействительным распоряжения № 210 от 26 декабря 2011 г.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое распоряжение противоречит Федеральным законам: N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает право предприятия на осуществление хозяйственной деятельности.

Заявитель в судебное заседание не явился, известив арбитражный суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать.

В отзыве на заявленные требования Администрация ссылается на то, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями законодательства и является законным и обоснованным.

Дело рассматривается по правилам части 2 статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Уставу МУП «Тепловодосети» (л.д.14-16) предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения и предприятий в услугах коммунального хозяйства. Учредителем предприятия является администрация муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченкий район» Забайкальского края. Предприятие действует на основании хозяйственного ведения. Для достижения целей, установленных Уставом, предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности: техническую эксплуатацию, обслуживание и ремонт – водопроводных сетей, водоотведение, тепловых сетей, оказание услуг населению. Прочие виды деятельности, не запрещенные законом. Полномочия собственника имущества осуществляет Администрация муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченкий район» Забайкальского края.

Как установлено материалами дела, 18.06.2010 г. Администрация, являясь органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества городского поселения «Вершино-Дарасунское», заключило с МУП «Тепловодоскти» договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Тепловодосети» № 16 (л.д.25-30).

Целью данного Договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения «Вершино-Дарасунское». Администрация закрепляет за Предприятием движимое и недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения. Передача имущества оформляется актом приема-передачи.

По условиям Договора предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется, в том числе пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности, осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет предприятия.

Имущество, закрепляемое за предприятием, указано в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение № 1 к Договору).

По акту приема передачи имущества от 18.06.2010 г. по Договору № 16 от 18.06.2010 г. (л.д.31-34) Администрацией передано предприятию в хозяйственное ведение имущество, в том числе: котельная Б-2, состоящая из здания котельной, насосов, дымососов и другого имущества; котельная «Хирургия», состоящая из помещения котельной двух котлов, дымососа, насосов и другого имущества.

16.09.2011 г. и.о. главы администрации городского поселения издано постановление № 68 «О введении на территории городского поселения «Вершино-Дарасунское» режима чрезвычайной ситуации» с 19.09.2011 г. (л.д.146).

30.09.2011 г. Забайкальским управлением Ростехнадзора в процессе проводимой внеплановой проверки МУП «Тепловодосети» по подготовке к ОЗП 2011-2012 гг. предприятию выдано предписание № 162/11-10(11) (л.д.59-61), в котором предписано, в частности до 30.10.2011 г.: обеспечить расчетный режим работы теплообменников (теплообменники второго контура не выдают расчетную температуру в тепловую сеть); установить резервный котел в котельной «Хирургия» (отсутствует резервный котел).

30.11.2011 г. и.о. главы администрации городского поселения издано распоряжение № 185 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Тепловодоскти» котла водогрейного КВ-1,86-КБ (КБ-1,06-95 ШП), которым установлено: принять в казну муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» котла водогрейного КВ-1,86-КБ (КБ-1,06-95 ШП); передать вышеуказанное имущество в хозяйственное ведение МУП «Тепловодосети» с момента подписания Акта приема-передачи (приложение № 1 к настоящему распоряжению); директору предприятия обеспечить сохранность имущества.

Как видно из акта-приема передачи имущества, приложению к распоряжению № 185 от 30.11.2011 г., МУП «Тепловодосети» котел водогрейный КВ-1,86-КБ (КБ-1,06-95 ШП) в хозяйственное ведение не приняло (л.д.39-40).

01.12.2011 г. и.о. главы администрации городского поселения принято распоряжение № 190 (л.д.50), которым директору МУП «Тепловодосети» вменено, во исполнение акта проверки Ростехнадзора котельной «Хирургия» от 30.09.2011 г., разработать мероприятия по установке аварийного котла; произвести сметный расчет затрат на его установку до 12.12.2011 г.

26.12.2011 г. и.о. главы администрации городского поселения издано распоряжение № 210 (л.д.41), в котором директору МУП «Тепловодосети» вменено для устранения аварийных ситуаций по котельной «Хирургия» и повышения температурного режима по котельной «Б-1» (как пояснили в судебном заседании представители администрации, следует читать «Б-2»):

1. до 01.12.2012 г. установить котел КВ-1,86 на котельную «Хирургия»;

2. до 28.12.2011 г. установить теплообменник на котельную «Б-2»;

3. Произвести утепление теплотрассы от котельной «Б-2» до домов № 27,28 до 30.12.2011 г.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляет за собой.

Как видно из акта проверки установки элементов теплосетей котельных «Хирургия» и «Б-2» от 21.03.2012 г. (л.д.152) распоряжение и.о. главы администрации городского поселения от 26.12.2011 г. № 210 предприятием в части пунктов 1 и 2 не исполнено.

Данный факт также подтверждается актом проверки Забайкальского управления Ростехнадзора от 10.02.2012 г. (л.д.155-157).

Считая данное распоряжение незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно части 2 данной статьи местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросами местного значения - являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями, в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно статье 49 Федерального закона N 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 данной статьи муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Как следует из пункта 2 данной статьи, в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий, в том числе унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в частности, муниципальное предприятие.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения «Вершино-Дарасунское», принятом решением Совета городского поселения «Вершино-Дарасунское» от 05.12.2008 N 33 (л.д.17-24), к полномочиям администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» (пункт 6 Положения) относится, в том числе управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (часть 2 статьи 114 ГК РФ).

Материалами дела установлено, что МУП «Тепловодосети» является муниципальным унитарным предприятием. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

В статье 20 Федерального закона N 161-ФЗ определены права собственника имущества унитарного предприятия.

Так, в силу пункта 1 статьи 20 данного Федерального закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в частности:

- определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

- формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Частью 2 статьи 26 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Как установлено материалами дела, органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя МУП «Тепловодосети», является администрация муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское».

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных правовых актов, Администрация вправе осуществлять контроль за деятельностью унитарного предприятия, принимать решения о передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Как установлено материалами дела, предприятие, в лице его руководства, в рассматриваемом периоде ненадлежащим образом осуществляло деятельность, предусмотренную его Уставом, в частности по удовлетворению потребностей населения и предприятий в услугах коммунального хозяйства, в том числе по подготовке котельной «Б-2» и котельной «Хирургия», переданных предприятию в хозяйственное ведение, к отопительному периоду, что подтверждается результатами проверок деятельности предприятия, проведенных Забайкальским управлением Ростехнадзора и органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение принято Администрацией в пределах предоставленных ей полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Вершино-Дарасунское».

Утверждение заявителя о том, что передаваемый котел не подходит по техническим параметрам на котельную «Хирургия», является бездоказательным.

Напротив, как следует из письма Читинского завода котельного оборудования ООО «Каскад», водогрейный котел КВр-1,86 может быть использован для отопления помещений.

Представленное заявителем сообщение Забайкальского управления Ростехнадзора лишь указывает на то, что предприятие не может выполнять виды работ в нарушение требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Установленные в оспариваемом распоряжении сроки по установке котла, теплообменника и утепления теплотрассы, с учетом сроков, установленных в предписании Забайкальского управления Ростехнадзора, не могут рассматриваться как неразумные.

Кроме того, предприятие не лишено было возможности с приведением обоснованных доводов решить вопрос с администрацией о продлении данных сроков. Однако предприятием этого не было сделано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия «Тепловодосети» к Администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченкий район» Забайкальского края о признании недействительным распоряжения № 210 от 26 декабря 2011 г. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.