АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-9587/2012
01 февраля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2013 года
Решение изготовлено в полном объёме 01 февраля 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фуртовой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю к Государственному автономному учреждению социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в размере 313225 рублей, пени в размере 33692,56 рублей, штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 62646 рублей, всего – 409563,56 рублей, при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 16.08.2012 № 2.2, ФИО2, представителя по доверенности от 30.01.2013,
от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2013.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю обратилась в суд к Государственному автономному учреждению социального обслуживания «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края с заявлением о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в размере 313225 рублей, пени в размере 33692,56 рублей, штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 62646 рублей, всего – 409563,56 рублей.
Представители налогового органа в судебном заседании заявленные требования поддержали полностью.
Представитель заинтересованного лица заявил, что не оспаривает факт завышения сумм налоговых вычетов, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, но не согласен с требованием о взыскании денежных средств, поскольку налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 г. был оплачен в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю (далее налоговый орган) зарегистрирована в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047550035202, место нахождения: 672000, Забайкальский край, Читинский р-н, А/я 801, ИНН <***>.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края (далее налогоплательщик, учреждение) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027500848165, место нахождения: 672530, <...>, ИНН <***>.
Учреждением в налоговый орган 19.04.2011 была представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате, составила 839917 руб.
Налог на добавленную стоимость за первый квартал 2011 г. был уплачен в размере 839969 руб. по платежным поручениям № 497 от 22.04.2011, № 600 от 18.05.2011, № 726 от 20.06.2011, № 1594 от 16.12.2011 по назначению платежа – налог на добавленную стоимость за первый квартал 2011 г. (т. 1 л.д. 61-70).
Учреждением в налоговый орган 13.02.2012 была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате, составила 524194 руб.
По результатам проверки указанной декларации должностным лицом налогового органа составлен Акт № 2.6-17/568 камеральной налоговой проверки от 21.05.2012, в котором отражены обстоятельства выявленных в результате налоговой проверки нарушений.
Рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 18.06.2012 на 11.00, о чем налогоплательщик извещен уведомлением N 568 от 21.05.2012, врученным представителю 24.05.2012.
По результатам рассмотрения акта, материалов проверки заместителем начальника налогового органа 20.06.2012 принято решение N 2.6-18/553 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 62646 руб. Пунктом 2 указанного решения налоговым органом начислены пени по состоянию на 20.06.2012 за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 33692,56 руб. Пунктом 3 решения налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 313225 руб. Решение о привлечении к ответственности с приложением расчетов пеней получено представителем учреждения по доверенности 25.06.2012.
Требованием № 803 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.07.2012 учреждению было предложено в срок до 07.08.2012 уплатить вышеуказанные суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени и штраф.
Поскольку требование налогоплательщиком не исполнено в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности.
Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Налогоплательщик является организацией, которой открыт лицевой счет, и, следовательно, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в судебном порядке. Согласно абзацу 2 п. 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Как следует из материалов камеральной налоговой проверки, в 1 квартале 2011 г. согласно уточненной налоговой декларации налогоплательщиком завышены суммы налоговых вычетов на 313225 рублей. Суд соглашается с указанными выводами налогового органа исходя из следующего.
На основании пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В силу пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
На основании статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, для осуществления производственной деятельности, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что учреждение оказывало платные услуги в проверяемом периоде по договорам о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в связи с чем на счет учреждения зачислялись денежные средства в размере 75 % пенсии граждан. Налогоплательщик не отразил указанные суммы в налоговой декларации в разделе «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения…» в размере 8468664 руб., не учел их при расчете налоговых вычетов.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" установлено что, платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку и условиям оплаты социальных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам на дому, в полустационарных и стационарных государственных учреждениях социального обслуживания, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.05.2009 года N 213 (в редакции спорного периода), социальные услуги предоставляются в стационарных государственных учреждениях социального обслуживания на условиях частичной оплаты одиноким гражданам, гражданам, имеющим родственников, обязанных содержать их в соответствии с действующим законодательством, при условии, что размер среднедушевого дохода, получаемого этими гражданами, не превышает 200 процентов прожиточного минимума. Социальные услуги предоставляются в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях полной оплаты:
гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, обязанных содержать их в соответствии с действующим законодательством, - при условии, что размер среднедушевого дохода, получаемого этими гражданами, свыше 200 процентов прожиточного минимума;
гражданам пожилого возраста и инвалидам из других регионов Российской Федерации - по договору с соответствующим учреждением социального обслуживания.
Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных в Забайкальском крае.
Предоставление услуг, входящих в Перечень гарантированных государством социальных услуг, сверх норм социального обслуживания, а также иных социальных услуг осуществляется на условиях полной оплаты по тарифам, установленным в Забайкальском крае.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется исходя из утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем клиентов учреждения и сложившегося в Забайкальском крае уровня потребительских цен, норматива площади спальных помещений в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и тарифов на оплату коммунальных услуг, а также расходов на содержание и текущий ремонт помещений в домах-интернатах. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75% от размера получаемой этими гражданами пенсии. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг в виде платы за стационарное обслуживание, используются по целевому назначению в соответствии с условиями их формирования.
Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между гражданами пожилого возраста, инвалидами и учреждением в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35.
Таким образом, налогоплательщик осуществляет реализацию услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты и ритуальных услуг, которые согласно пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению.
Услуги за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидам, учреждение оказывает платно, и соответственно денежные средства, поступившие за услуги, подлежат включению в сумму выручки.
На основании пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма должна быть учтена пропорционально к сумме общего дохода при заявлении налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету из бюджета.
Таким образом, налоговым органом обоснованно установлено, что в уточненной налоговой декларации налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость без учета пропорции, предусмотренной в абзаце 4 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, с учетом установленных судом обстоятельств уплаты налога на добавленную стоимость по первоначальной декларации за первый квартал 2011 год, суд полагает не подлежащими удовлетворению требования налогового органа исходя из следующего.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ основанием для привлечения к налоговой ответственности является неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
По смыслу статьи 113 НК РФ моментом совершения правонарушения по статье 122 НК РФ признается следующий день после окончания срока, установленного для уплаты налога за соответствующий период.
Статья 11 НК РФ содержит понятие "недоимка" - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Арбитражным судом установлено, что на момент подачи уточненной налоговой декларации учреждением фактически уплачен по первичной декларации налог на добавленную стоимость в полном объеме, что подтверждается соответствующими платежными поручениями, письменными и устными пояснениями представителей налогового органа (т. 2 л.д. 27, аудиозапись судебного заседания).
При подаче уточненной декларации налогоплательщиком сумма налога к уплате была уменьшена. Вместе с тем, решений о зачете или возврате в счет предстоящих платежей сумм налога излишне уплаченных налогоплательщиком налоговым органом не производилось. Налогоплательщик письменных заявлений о зачете или возврате излишне уплаченного налога не подавал.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Таким образом, без заявления налогоплательщика не допускается производить зачет переплат по налогу в счет предстоящих платежей по налогу, а самостоятельное погашение недоимки за счет наличествующей у налогоплательщика переплаты возможно только в отношении иных налогов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что зачет либо возврат излишне уплаченного налога производится только по заявлению налогоплательщика, суд не принимает доводы налогового органа, согласно которым переплата была автоматически отражена в лицевом счете налогоплательщика при подаче уточненной налоговой декларации, поскольку ведение в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», а равно ввод данных в автоматизированную информационную систему налоговых органов является формой внутреннего контроля, осуществляемого ими во исполнение ведомственных документов, которым являлся в спорный период приказ ФНС России от 16.03.2010 N ММ-7-6/120@ "Об утверждении Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками (их представителями) налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов", а в настоящее время Приказ Федеральной налоговой службы от 18 июля 2012 г. N ММВ-7-1/505@ "Об утверждении новой редакции Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками (их представителями) налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов".
Отражение в документах внутриведомственного учета (карточке «Расчеты с бюджетом», лицевом счете налогоплательщика, автоматизированной информационной системе налоговых органов) сведений о налоговых платежах при подаче уточненных налоговых деклараций не может быть само по себе основанием для выявления недоимки и переплаты по налогам, что подтверждается правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 25, Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 № 16507/04.
Таким образом, на момент окончания вмененного налогоплательщику правонарушения его состав в действиях налогоплательщика отсутствовал.
Кроме того, представление налоговому органу уточненных налоговых деклараций к уменьшению налога, подлежащего к уплате, является правом налогоплательщика, предусмотренным налоговым законодательством, и при условии уплаты налога в полном объеме по первоначальной декларации не является неправомерным действием налогоплательщика, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения, и не может являться основанием для вывода налогового органа о виновно совершенном правонарушении.
Так, в силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. В пункте 4 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, факт неуплаты (неполной уплаты) налога должен устанавливаться на дату окончания каждого налогового периода, по итогам которого подлежит уплате налог, а при подаче уточненной налоговой декларации – на дату представления такой декларации.
Норма статьи 75 НК РФ предусматривает начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, то есть право начисления пеней также связано с неуплатой или неполной уплатой налога.
Поскольку налогоплательщиком указанных налоговых правонарушений на момент подачи уточненной налоговой декларации не допущено, у налогового органа не имелось правовых оснований для выявления недоимки, начисления пеней, привлечения налогоплательщика к ответственности.
Уточненная декларация, содержащая суммы налога, заниженные по сравнению с первоначальной декларацией, не влечет возникновения недоимки, а следовательно, оснований для начисления пени и штрафа. По результатам проверки такой декларации налоговый орган, сообщив о допущенной ошибке, вправе отказать ему учесть переплату налога. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006 № 5957/06, от 06.09.2005 № 2157\05.
Доводы налогового органа, приведенные в письменных пояснениях, о том, что на момент представления уточненной налоговой декларации и принятия решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика по данным лицевого счета образовалась недоимка по налогу за 1 квартал 2011 г. отклоняются ввиду отсутствия надлежащих доказательств указанным фактам.
Вместе с тем, с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума N 4050/12 от 25.09.2012, согласно которой само по себе указание в решении инспекции на предложение налогоплательщику уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения по лицевому счету налогоплательщика переплаты по этому или иным налогам не является нарушением прав налогоплательщика и не может служить основанием для признания решения инспекции недействительным, определениями суда от 17.12.2012, 16.01.2012 налоговому органу предлагалось представить акт сверки расчетов по НДС за 1 квартал 2011 г. по состоянию на 21.06.2001 (с учетом платежей по платежным поручениям № 497, 600, 726) , на 31.12.2011 (с учетом платежного поручения № 1594 от 16.12.2011), на момент вынесения решения о привлечении к ответственности и на момент рассмотрения дела в суде. Указанные документы не представлены.
Согласно пояснений представителя налогового органа, представленных в предварительное судебное заседание 17.12.2012, в соответствии со статьей 78 НК РФ 13.02.2011 были произведены зачеты образовавшейся переплаты: 140158 руб. зачислены в счет погашения задолженности по НДС за 2 квартал 2011 г. со сроком уплаты 20.09.2011, 175565 руб. – в счет погашения задолженности по НДС за 3 квартал 2011 г. со сроком уплаты 20.10.2011.
Согласно пояснений представителя налогового органа, представленных в судебное заседание 16.01.2013, зачеты производились в автоматизированном режиме в программном комплексе ЭОД, а не в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ, для которого предусмотрено обязательное вынесение решения о зачете, поэтому доказательством о произведенных зачетах является выписка из карточки расчетов с бюджетом (КРБС), а именно распечатка «Зачеты платежей» из КРБС.
Кроме того, из представленных заинтересованным лицом пояснений налогового органа по делу № А78-9646/2012, находящемуся в производстве Арбитражного суда Забайкальского края, следует, что налоговым органом 20.06.2011 зачтены денежные средства в размере 122105 руб. в счет платежей за первый квартал 2011 г. по сроку уплаты 20.06.2011, что исключает существование недоимки по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2011 года по первичной налоговой декларации с учетом произведенных платежей самостоятельно налогоплательщиком.
Определением суда от 16.01.2012 налоговому органу предложено представить доказательства наличия недоимки по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 г. Указанные документы налоговым органом не представлены.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи с учетом того, что каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами, он полагает, что сумма НДС за 1 квартал 2011 года в предъявленном к взысканию размере внесена учреждением, а потому наличие у него спорной недоимки к моменту её предъявления в суде налоговым органом не подтверждено с учетом вышеизложенных выводов суда о недостаточности данных налогового обязательства учреждения из автоматизированной информационной системы налоговых органов (выписка из лицевого счета с 01.04.2011 по виду платежа «налог» без учета начисленных сумм по результатам камеральных проверок, данные налогового обязательства по состоянию на 16.01.2013, 30.01.2013, сальдо по налогу по состоянию на 31.01.2013), в качестве основания для подтверждения недоимки.
Из материалов дела не следует и налоговым органом документально не подтверждено, что учреждение инициировало подачу заявлений о зачете переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по нему, либо у налогоплательщика имелась недоимка по иным налогам, в счет уплаты которой могли быть направлены суммы НДС, внесенные соответствующими платежными поручениями, тем более, что основанием зачисления по платежным поручениям значилась именно уплата НДС за 1 квартал 2011 года.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В соответствии с частью 2 статьи 9, частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ, сторона несет риск наступления последствий совершения или несовершения ею процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах налоговый орган не доказал наличие обстоятельств для взыскания задолженности по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2011 г., пени и штрафа, начисленных по итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации. Заявленные налоговым органом требования не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-171, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья О.В. Новиченко