АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-9589/2012
28 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2012 года
Решение изготовлено в полном объёме 28 декабря 2012 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведевой М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда расположенного по адресу: 672000 <...> дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному автономному учреждению социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 210873,71 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2011 год в размере 191858 руб., задолженность по пени по НДС в размере 6224,71 руб., задолженность по штрафу по НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 12791 руб.,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: ФИО1 - представителя по доверенности от 16.08.2012 года; ФИО2 - представителя по доверенности от 16.08.2012 года; ФИО3 – представителя по доверенности от 12.12.2012 года;
от заинтересованного лица: ФИО4 - представителя по доверенности от 10.01.2012 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю обратилась в суд с требованиями к Государственному автономному учреждению социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Забайкальского края (далее – учреждение, налогоплательщик) о взыскании 210873,71 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2011 год в размере 191858 руб., задолженность по пени по НДС в размере 6224,71 руб., задолженность по штрафу по НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 12791 руб.
Представители налогового органа поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просили взыскать с заинтересованного лица доначисленные суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пени и штрафам по налогу на добавленную стоимость.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласился и заявил, в ходе судебного разбирательства, ходатайство о снижении размера взыскиваемых штрафных санкции и размера государственной пошлины.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Забайкальского края зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2000 Администрацией муниципального образования “Читинский район” Читинской области, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2002 за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 672530, Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Целинная, дом 26а.
18.01.2012 года учреждением в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, согласно которой сумма налога исчисленного к уплате в бюджет составила 1161368 руб.
13.02.2012 года учреждением в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, согласно которой сумма налога исчисленного к уплате в бюджет составила 950768 руб.
В отношении уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлена неуплата НДС за 4 квартал 2011 года в размере 191 858 руб., составлен акт камеральной налоговой проверки №2.6-17/593 от 21.05.2012 года.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки при участии представителя проверяемого лица, заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №2.6-18/556 от 20.06.2012 года, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм НДС в размере 12 791 руб., начислены пени в размере 6224,71 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 191 858 руб., в том числе: 63 954 руб. – по сроку уплаты 20.03.2012 года; 63 952 руб. – по сроку уплаты 20.01.2012 года; 63 952 руб. – по сроку уплаты 20.02.2012 года.
Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа №805 по состоянию на 18.07.2012 года налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в размере в размере 191 858 руб., в том числе: 63 954 руб. – по сроку уплаты 20.03.2012 года; 63 952 руб. – по сроку уплаты 20.01.2012 года; 63 952 руб. – по сроку уплаты 20.02.2012 года, пени по НДС в размере 6224,71 руб., штраф по НДС в размере 12791 руб. в срок до 07.08.2012 года.
В связи с невыполнением налогоплательщиком в установленный срок требования №805 по состоянию на 18.07.2012 года налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 210873,71 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2011г. в размере 191858 руб., задолженность по пени по НДС в размере 6224,71 руб., задолженность по штрафу по НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 12791 руб.
Суд по обстоятельствам дела приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно материалам дела, а также положениям статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
На основании пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В силу пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
На основании статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, для осуществления производственной деятельности, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что учреждение оказывало платные услуги в проверяемом периоде по договорам о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в связи с чем, на счет учреждения зачислялись денежные средства в размере 75 % пенсии граждан. Налогоплательщик не отразил указанные суммы в налоговой декларации в разделе «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения…» в размере 8142835 руб. и не учел их и при расчете налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" установлено что, платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку и условиям оплаты социальных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам на дому, в полустационарных и стационарных государственных учреждениях социального обслуживания, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.05.2009 года N 213 (в редакции спорного периода), социальные услуги предоставляются в стационарных государственных учреждениях социального обслуживания на условиях частичной оплаты одиноким гражданам, гражданам, имеющим родственников, обязанных содержать их в соответствии с действующим законодательством, при условии, что размер среднедушевого дохода, получаемого этими гражданами, не превышает 200 процентов прожиточного минимума. Социальные услуги предоставляются в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях полной оплаты:
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, обязанных содержать их в соответствии с действующим законодательством, - при условии, что размер среднедушевого дохода, получаемого этими гражданами, свыше 200 процентов прожиточного минимума;
- гражданам пожилого возраста и инвалидам из других регионов Российской Федерации - по договору с соответствующим учреждением социального обслуживания.
Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных в Забайкальском крае.
Предоставление услуг, входящих в Перечень гарантированных государством социальных услуг, сверх норм социального обслуживания, а также иных социальных услуг осуществляется на условиях полной оплаты по тарифам, установленным на территории Забайкальского края.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется исходя из утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем клиентов учреждения и сложившегося в Забайкальском крае уровня потребительских цен, норматива площади спальных помещений в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и тарифов на оплату коммунальных услуг, а также расходов на содержание и текущий ремонт помещений в домах-интернатах. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75% от размера получаемой этими гражданами пенсии. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг в виде платы за стационарное обслуживание, используются по целевому назначению в соответствии с условиями их формирования.
Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между гражданами пожилого возраста, инвалидами и учреждением в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35.
Следовательно, налогоплательщик осуществляет реализацию услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты и ритуальных услуг, которые согласно пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению.
Услуги за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидам, учреждение оказывает платно, и соответственно денежные средства, поступившие за услуги, подлежат включению в сумму выручки.
На основании пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма должна быть учтена пропорционально к сумме общего дохода при заявлении налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету из бюджета.
Таким образом, налоговым органом обоснованно установлено, что в результате неправомерных действий налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость без учета пропорции, предусмотренной в абзаце 4 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года установлено, что общий размер налоговой базы по НДС составил 10082930 руб., размер стоимости реализованных товаров без НДС составил 8259248 руб., в связи с чем, доля суммы налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету равна 0,5497 (10082930: (10082930+8259248)).
Из материалов дела установлено, что первоначальная сумма, заявленных налогоплательщиком, налоговых вычетов за 4 квартал 2011 года равна 432158 руб., сумма НДС по приобретенным товарам, не подлежащая вычету равна 4989 руб., следовательно, сумма обоснованных вычетов составляет 240 300 руб. (0,5497 x (432158+4989)).
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается обоснованность выводов камеральной налоговой проверки, согласно которым налогоплательщиком завышена сумма налоговых вычетов на 191 858 руб. (432158 – 240 300), в связи с чем, допущена неполная уплата НДС за 4 квартал 2011 года в размере 191 858 руб.
На основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с обоснованностью доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года в размере 191 858 руб., начисление пени по налогу на добавленную стоимость в размере 6224,71 руб. также является обоснованным.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим, исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым суд или налоговый орган вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при применении налоговых санкций.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статьей 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, поэтому суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В обоснование своего ходатайства о снижении штрафных санкций учреждение ссылается на осложнение финансового положения учреждения из-за его недофинансирования. В доказательство указанного факта представлен Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.10.2012 года, а также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, учитывая тяжелое финансовое положение учреждения, ведущего социально значимую деятельность и финансируемого за счет краевого бюджета, суд полагает возможным учесть указанные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность, а потому приходит к выводу о снижении размера предъявленных к взысканию штрафов в два раза, в связи с чем, размер обоснованно начисленного штрафа составил 6 395,50 руб. (12791 руб. : 2), из расчета данной суммы как 1/2 части начисленного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Суд приходит к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований в части взыскания суммы в размере 204478,21 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2011 года в размере 191858 руб., задолженность по пени в размере 6224,71 руб., задолженность штрафу по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6395,50 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что взыскиваемые на основании решения №2.6-18/556 от 20.06.2012 года суммы задолженности налогоплательщиком не уплачены (выписка из лицевого счета налогоплательщика).
Таким образом, сумма в размере 204478,21 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2011 года в размере 191858 руб.; задолженность по пени в размере 6224,71 руб., задолженность штрафу по НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 6395,50 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица.
Государственная пошлина подлежит взысканию в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ, учитывая положения пункта 19 Информационного письма ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», суд, исходя из имущественного положения налогоплательщика, считает возможным подлежащую взысканию государственную пошлину уменьшить до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, зарегистрированного в качестве юридического лица 11.04.2000 года Администрацией муниципального образования «Читинский район» Читинской области, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 672530, Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Целинная, дом 26а в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю, с зачислением в соответствующий бюджет, задолженность в размере 204 478,21 руб., в том числе: налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года в сумме 191 858 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 224,71 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года в размере 6 395,50 руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, зарегистрированного в качестве юридического лица 11.04.2000 года Администрацией муниципального образования «Читинский район» Читинской области, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 672530, Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Целинная, дом 26а в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 100 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Н.В. Ломако