АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-972/2023
20 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2023 года
Решение изготовлено в полном объёме 20 декабря 2023 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Володиной М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Кураж» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании (до перерыва):
от административного органа: ФИО1, представитель по доверенности от 12.01.2023, представлена копия диплома о наличии высшего образовании по специальности «Юриспруденция»;
лицо, привлекаемое к административной ответственности, явку представителя не обеспечило (извещено надлежащим образом);
от третьего лица: ФИО2- представитель по доверенности №10 от 09.01.2023, диплом о высшем образовании по направлению «Юриспруденция».
Установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (далее – заявитель, орган полиции, УМВД РФ по городу Чите) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Кураж» (далее – общество, ООО «Кураж») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
К участию в деле, в деле в качестве третьего лице, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного органа заявленные требования поддержал в полном объеме. В обоснование своей позиции указал, что ООО «Кураж» осуществлялась реализация алкогольной продукции в нарушение лицензионных требований.
Представитель третьего лица полагает, что требования заявленные органом полиции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Общество явку не обеспечило, извещено надлежащим образом.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 14 час. 30 мин., 13.12.2023, до получения ответа на запрос от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
После перерыва, дело рассматривается по правилам статьи 123, частей 2, 3 статьи 156, и части 3 статьи 205 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон.
Суд, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, установил.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «Кураж» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>.
Как установлено материалами дела, 05.12.2022 в УМВД России по г. Чите по поступило обращение от депутата законодательного собрания Забайкальского края ФИО3 в Сервисе электронного документооборота Единой системы информационно-аналитического обеспечения Министерства Внутренних дел России № 3/225414772705 от 05.12.2022, с просьбой проверить законность реализации алкогольной продукции в сети баров «Кураж», а именно бар «Кураж», находящийся по адресу <...> (подвальный этаж, пом. 1), деятельность в котором осуществляет ООО «Кураж» (ИНН <***>, ОГРН <***>), являющийся объектом общественного питания, фактически осуществляет свою деятельность, как розничный, магазин.
Данный факт подтверждается тем, что в помещении отсутствуют посадочные места, не предоставляется продукция для употребления из меню в нарушение требований п. 2 и п. 5 ст. 16, п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанное обращение в установленном порядке зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях УМВД России по г. Чите (далее - КУСП) за № 29892 от 07.12.2022.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) на полицию возлагается обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В развитие названного Закона о полиции приказом МВД России от 29.08.2014 г. № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция).
Согласно пункту 5 Инструкции разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 2, 11 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию
возложена обязанность прибывать незамедлительно на место совершения
административного правонарушения, пресекать противоправные деяния,
документировать обстоятельства совершения преступления,административного правонарушения обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Полиция вправе в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации; знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к проверке заявлений об административных правонарушениях (пункт 5 части 1 статьи 13 Закона о полиции).
Таким образом, сотрудник полиции, независимо от места нахождения и времени суток, то есть и в служебное и во внеслужебное время, при получении сообщения, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, обязан незамедлительно прибыть на место совершения административного правонарушения и осуществить по нему необходимые процессуальные действия (осмотр, изъятие, составление протокола, доставление, задержание и другие) в соответствии с требованиями Инструкции, КоАП РФ и Закона о полиции.
08.12.2022 из УМВД России по г. Чите в региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края был сделан запрос № 36155 о привлечении сотрудников службы для участия в проверочных мероприятиях в вышеуказанном хозяйствующем субъекте в качестве специалиста в соответствии со ст. 25.8 КоАП РФ.
В соответствии с приведенными нормами 09.12.2022 сотрудниками ОИАЗ УМВД России по г. Чите осуществлен выезд по адресу, указанном в обращении.
По прибытию в бар «Кураж», расположенный по адресу: <...> (подвальный этаж, пом. 1), деятельность в котором осуществляет ООО «Кураж» (ИНН <***>, ОГРН <***>), указанными сотрудниками в рамках проверки сведений по КУСП № 29892 от 07.12.2022 проведен осмотр помещения бара и находящихся там вещей и документов по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 27.8 КоАП РФ.
Все проверочные мероприятия, проведенные сотрудниками полиции, проводились по основаниям и порядке, предусмотренных Законом о полиции, КоАП РФ и ведомственными нормативными актами, регламентирующими деятельность полиции.
09 декабря 2022 года в ходе осмотра установлено, что по вышеуказанному адресу фактически расположен магазин, в котором отсутствует зал обслуживания посетителей, отсутствуют столы и стулья для посетителей, что подтверждается видеозаписью к протоколу осмотра.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Согласно объяснению бармена, ФИО4 от 09 декабря 2022 года в баре «Кураж» нет порционного обслуживания, покупатели покупают алкогольную продукцию бутылками, при этом в «Уголке покупателя» имеется вывеска о том, что «Категорически запрещено распитие напитков в помещении торгового зала», блюда из меню фактически отсутствуют.
Учитывая изложенное, потребление происходит вне торгового объекта, т.е. на вынос, что является нарушением пункта 7 статьи 16 Федерального закона № 171 - ФЗ, согласно которому потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Таким образом, в ходе проверки по материалам дела выявлены следующие нарушения:
- отсутствие зала обслуживания посетителей;
- нарушения требований, изложенных в ГОСТ 30389-2013.
Следовательно, по мнению административного органа, данные факты указывают на то, что лицензиат ООО «Кураж», получив лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, фактически работает как магазин и осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности в нарушение абзаца 38 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171- ФЗ.
Результаты отражены в протоколе осмотра и видеозаписи к нему от 09.12.2022.
25.01.2023 на основании материалов проверки должностным лицом органа полиции в отношении ООО «Кураж», составлен протокол об административном правонарушении 75 № 1160702/377 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) (л.д.16).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации отдел полиции обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ООО «Кураж» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон.
Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 названного Закона.
Таким образом, оборот алкогольной продукции, в том числе ее закупка, хранение и розничная продажа без соответствующей лицензии действующим законодательством не предусматривается.
Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Из материалов дела следует, что органом полиции в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- отсутствие зала обслуживания посетителей;
- нарушения требований, изложенных в ГОСТ 30389-2013.
Указанное, по мнению административного органа, свидетельствует о том, что лицензиат ООО «Кураж», получив лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, фактически работает как магазин и осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, в нарушение абзаца 38 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171- ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании части статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из абзаца третьего пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.
Как указывалось ранее, пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ также установлено, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения начатого производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 13.1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что на момент рассмотрения в суде срок давности привлечения ООО «Кураж» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде годичный срок давности привлечения ООО «Кураж» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ истек, то в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ суд отказывает в привлечении его к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о привлечении ООО «Кураж» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Кураж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Ю.В. Судакова