АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-9902/2016
11 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объёме октября 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шакарян Г.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене решение о классификации товара № РКТ-10612000-16/000056 от 19.05.2016 несоответствующее правилу 6 ОПИ ТНВЭД.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 15.08.2015 года;
от Читинской таможни: ФИО2 - представителя по доверенности от 28.12.2015 года, ФИО3 - представителя по доверенности от 09.11.2015 года.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (далее – заявитель, ООО «Энергосберегающие технологии», общество) обратилось в арбитражный суд к Читинской таможне с заявлением о признании незаконным и отмене решение о классификации товара № РКТ-10612000-16/000056 от 19.05.2016 несоответствующее правилу 6 ОПИ ТНВЭД.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 11 час. 30 мин., 05.10.2016 года, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
В судебном заседании представитель заявителя указал, что обществом была подана декларация на товары, таможенный орган по данной декларации принял решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. По мнению заявителя, у таможни отсутствовали основания для принятия решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Представители таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении требований общества просили отказать.
В отзыве на заявленные требования таможенный орган ссылается на то, что оспариваемое решение вынесено в отношении общества законно и обоснованно.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как установлено материалами дела, ООО «Энергосберегающие технологии» была подана на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни декларация на товары (далее - ДТ) № 10612062/120116/0000189 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров:
- товар №1 «новый дисковый гидроцилиндр линейного действия ...»,
- товар № 2 «ручные инструменты для ремонта техники...»,
- товар № 3 «корпус от сетевого коммутатора...»,
- товар № 4 «приборы демонстрационные для биологических наук...»,
- товар № 5 «приборы демонстрационные при обучении техническим наукам...»,
- товар № 6 «чертежные инструменты для геометрических построений, линейных измерений и вычислений...»,
- товар № 7 «чертежные инструменты для геометрических построений, линейных измерений и вычислений...»,
- товар № 8 «весы лабораторные, предназначены для взвешивания массы вещества...»,
- товар № 9 «проволока из нержавеющей (коррозионностойкой) стали, скрученная из двух проволок...»,
- товар № 10 «проволока из нержавеющей (коррозионностойкой) стали, квадратного сечения...»,
- товар № 11 «провода телекоммутационные с фитингами на напряжение ИВ...». I
Согласно графе 33 ДТ классификация товара № 11 «Провода телекоммутационные с фитингами на напряжение 5В...» Обществом была осуществлена в товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
Получателем товаров, согласно графе 8, ДТ является ООО «Энергосберегающие технологии», декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно графам 9, 14 ДТ № 10612062/120116/0000189, является ООО «Энергосберегающие технологии».
Отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 19.05.2016 года принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10612000-16/000056, согласно которому товар, сведения о котором заявлены в ДТ № 10612062/120116/0000189, был классифицирован в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС, что не соответствует коду, заявленному декларантом.
Ссылаясь на незаконность принятого решения, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ООО «Энергосберегающие технологии» удовлетворению не подлежат.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 стать 9 АПК РФ).
В силу статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС (ЕАЭС).
Также, по правилам пункта 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утверждены и с 01.01.2010 введены в действие единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется по правилам 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6.
Таким образом, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Согласно ОПИ ТН ВЭД первоначально следует определить, к какой из товарных позиций должен быть отнесен вывезенный обществом товар.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Материалами дела установлено, что классификация товаров декларантом осуществлена в товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 (ставка ввозной таможенной пошлины 0%) – проводники электрические на напряжение не более 1 000 В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации.
Таможенный орган, принимая оспариваемое решение, классифицировал товар в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 12%) – прочие проводники электрические на напряжение не более 80 В, не используемые в телекоммуникации, не предназначенные для производства авиационных двигателей, что по мнению суда является правильным, в силу следующего.
Как указывалось выше, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены Единая ТН ВЭД и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. В составе ТН ВЭД утверждены ОНИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а в процессе описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Согласно 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил ОПИ 2-5. Согласно правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пояснения к ТН ВЭД содержат аутентичное толкование содержания позиции, номенклатуры, термины, краткое описание товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8544 ТН ВЭД (Пояснения к ТН ВЭД ТС, том 6, разделы I-XXI, группы 1-97, стр. 499) в подсубпозиции 8544 42100 0 ТН ВЭД ЕАЭС термин «используемые в телекоммуникации» включает электрические проводники, снабженные соединителями, используемыми в телекоммуникационных сетях, например, для подключения вычислительных машин к модему. Однако в данную подсубпозицию не включаются:
а) электрические проводники с соединителями, которые используются
для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеера с монитором
или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором
и т. д.);
б) электрические проводники, предназначенные для вставки в машины,
например, вычислительные машины или их блоки, для соединения различных внутренних частей машины;
в) электрические проводники, которые служат только для подачи питания
(например, силовые кабели).
При таможенном декларировании ДТ от компании Day Star Enterprises Limited (Китай) представлено письмо, из которого следует, что провода телекоммуникационные оборудованы фитингами (штекерами), рассчитаны на напряжение 5В, предназначены для подключения оборудования (видеомагнитофонов, игровая приставка, ресивер, видеокамера) к телевизору.
Согласно пункту 83 Сборника решений и разъяснений по классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного распоряжением ФТС России от 15.08.2014 № 233-р (зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2014 № 34606) (далее - Сборник), термины «телекоммуникация» и «телекоммуникационная аппаратура», применяемые в товарных позициях 8504 и 8544 ТН ВЭД ЕАЭС (ТС), означают следующее.
Телекоммуникация - передача и прием на расстоянии речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи.
Телекоммуникационная аппаратура - аппаратура, предназначенная для передачи или приема речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных на расстоянии с помощь электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи. Сигнал может быть аналоговым или цифровым.
К коммуникационным сетям относятся системы высокочастотных линий связи, систем цифровых линий связи и их комбинации. Они могут быть сконфигурированы, например, в телефонные, коммутируемые сети общего пользования, локальные, региональные и глобальные сети с частотной или открытой конфигурацией.
Таким образом, провода, предназначенные для подключения оборудования
(видеомагнитофон, игровая приставка, ресивер, видеокамера) только к
телевизору, а не к какой-либо из высокочастотных линий связи, систем цифровых
линий связи и их комбинации, не могут относиться к проводникам, используемым
в телекоммуникации, классификация которых предусмотрена в подсубпозиции
8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Из документов, представленных при таможенном декларировании, следует, что товар № 11 не отвечает характеристикам товаров, классифицируемых в подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, так как в данную подсубпозицию не включаются электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеер с монитором или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором и т.д.).
Судом отклоняется довод заявителя о неправильном применении таможенным органом правила, № 6 ОПИ ТН ВЭД, в связи со следующим.
В целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий по достижению необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной
товарной позиции,
определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции),
определение трехдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной
двухдефисной субпозиции (подсубпозиции),
и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таможенный орган, проанализировав характеристики декларируемого товара установил субпозицию 8544 42 ТН ВЭД «проводники электрические на напряжение не более 1000 В, оснащенные соединительными приспособлениями», затем определил, что провода не используются в телекоммуникации, рассчитаны на напряжение не более 80 В и не предназначены для производства авиационных двигателей, и по мнению суда правильно установил подсубпозицию 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, суд отмечает, что общество первоначально 05.07.2016 года обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган, по результатам рассмотрения которой, Федеральной таможенной службой Сибирское таможенное управление 01.08.2016 года вынесено решение, которым решение Читинской таможни от 19.05.2016 года № РКТ-10612000-16/000056 признано правомерным. В удовлетворении жалобы ООО "Энергосберегающие технологии" отказано.
Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о соответствии решения требованиям действующего законодательства.
Оценивая вышеприведенное, суд полагает, что основания для признания недействительным обжалуемого решения таможенного органа о классификации товара, отсутствуют, в заявленном требовании надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения о классификации товара № РКТ-10612000-16/000056 от 19.05.2016 года, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья Ю.В. Судакова