ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10072/07 от 28.03.2008 АС Чувашской Республики

13

А79-10072/2007 #

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10072/2007

04 апреля 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2008 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи Лазаревой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лазаревой Т.Ю.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

государственного предприятия учреждение ЮЛ-34/1 ГУИН Минюста России по Чувашской Республике

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары

с участием третьего лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики

о признании действий налогового органа недействительными,

при участии:

от заявителя - представителя Алексеева А.А. по доверенности от 06.12.2007 г.,

от налогового органа - специалиста 1 разряда юридического отдела Фоминой Л.В. по доверенности от 15.01.2007 № 05-22/27, заместителя начальника юридического отдела Борисова Д.В. по доверенности от 15.01.2008 г. № 05-22/029,

от третьего лица – начальника юридического отдела Семеновой О.А. по доверенности от 25.01.2007 г. № 09-20/357,

установил:

Государственное предприятие учреждение ЮЛ-34/1 ГУИН Минюста России по Чувашской Республике (далее учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании действия Инспекции ФНС России по г. Чебоксары, выразившиеся в выдаче справки № 45849 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 29.11.2007 г. с включением в нее задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп., образовавшихся по состоянию на 15.03.2005 г., обязании Инспекции ФНС России по г. Чебоксары исключить у учреждения задолженность пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп., а так же обязании Инспекции ФНС России по г. Чебоксары выдать справку о состоянии расчетов без указания задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что основанием для признания действий налогового органа недействительным послужило, то обстоятельство, что в справку о состоянии расчетов включена сумма пени, образовавшаяся по состоянию на 15.03.2005 года и не взысканная территориальными органами Пенсионного фонда РФ в порядке, установленном законодательством. Полагают, что поскольку трех летний срок взыскания пени, начисленных по состоянию на 15.03.2005 г. на страховую часть в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на накопительную часть в сумме 58 518 руб. 94 коп. истек данная сумма необоснованно включается налоговым органом в справку о состоянии расчетов с бюджетом и должна быть исключена из общей суммы задолженности по пени.

Так же считают, что поскольку порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам был установлен постановлением Правительства от 25.11.2004 г. № 678 и вступил в действие с 07.12.2004 г., до этого времени порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам определен не был. Тем самым незаконно применение к правоотношениям, возникшим до 07.12.2004 г. Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100.

На основании изложенного просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители налогового органа, заявленные требования не признали, по существу суду пояснили, что справка № 45849 выданная по состоянию на 29.11.2007 года не отвечает критериям ненормативного акта, не содержит каких либо властных предписаний и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Указывают, что в соответствии с действующим законодательством, отсутствие возможности принудительного взыскания сумм пени по страховым взносам территориальными органами Пенсионного фонда РФ в силу пропуска срока исковой давности, не является основанием исключения указанной задолженности из внутриведомственных информационных средств контроля за уплатой страховых взносов.

Меры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и пени налоговым органом не применялись.

Представители третьего лица заявленные требования не признали, по существу суду пояснили, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Администраторами поступлений в бюджет ПФР являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Согласно данных Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары задолженность учреждения по пени составляет 668 руб. на накопительную часть трудовой пенсии. До 01.01.2006 г требования на уплату страховых взносов и пени учреждению органом Пенсионного фонда не направлялись, меры по принудительному взысканию недоимки не применялись.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав имеющиеся в материалах дела документы суд установил следующее.

3 декабря 2007 года Учреждение обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении справки формы № 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 29 ноября 2007 года.

Согласно представленной справки № 48549 по состоянию на 29 ноября 2007 года за учреждением числится задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых на выплату страховой части в сумме 677 689 руб., на выплату накопительной части в сумме 101 905 руб. 17 коп.

Не согласившись с действиями налогового органа по указанию в справке суммы задолженности по пени в размере 389 539 руб. 05 коп. на страховую часть и 58 518 руб. 94 коп. на накопительную часть учреждение обжаловало действия налогового органа в судебном порядке.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению" утверждена "Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам" форма 39-1.

В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем КБК.

В справке в графе 1 указывается наименование налога, сбора, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование (далее - налог), в графе 2 указывается код бюджетной классификации, в графе 3 указывается код по ОКАТО, в графе 4 отражается итоговое сальдо расчетов по налогу (переплата "+" или недоимка "-"), в графе 7 справки указывается итоговое сальдо расчетов по пени (переплата "+" или задолженность "-").

Кроме того, в целях надлежащего первичного учета и контроля за поступлениеv налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ налоговые органы обязаны вести карточки РСБ по каждому плательщику налога или сбора, установленному законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды администрируемые налоговыми органами.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Как следует из материалов дела, в справку № 48549 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2007 г., действия по выдаче которой оспариваются, налоговым органом включены суммы пени по страховым взносам в размере 677 689 руб. на страховую часть пенсии и 101 905 руб. 17 коп. на накопительную часть пенсии.

В ходе судебного заседания представители налогового органа представили расшифровку (расчет) сумм пени, включенных в справку, из которого следует, что пени включенные в справку № 48549 начислены на недоимку по страховым взносам за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 года. Из представленного налоговым органом расчета следует, что за период с 06.05.2002 г. по 15.03.2005 года налоговым органом начислено пени по страховым взносам на страховую часть в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на накопительную часть в сумме 58 518 руб. 94 коп. на недоимку 2002 года, 2003 года и 9 месяцев 2004 года.

Так же представителями налогового органа представлены документы, обосновывающие размер недоимки по страховым взносам на которую произведено начисление пени.

Представитель заявителя в ходе судебного заседания не оспорил правильность расчета сумм пени. Однако полагая, незаконность действий налогового органа по указанию в справке сумм пени, образовавшихся по состоянию на 15.03.2005 г., возможность принудительного взыскания которых налоговым органом утрачена оспорил действия налогового органа.

Поскольку предметом заявленных требований является законность действий налогового органа по указанию в справке суммы пени начисленных до 15.03.2005 г. суд проверяет законность и обоснованность действий налогового органа по начислению пени только в оспариваемый период и не выходит за пределы заявленных требований.

Как следует из представленного расчета налоговый орган за период с 06.05.2002 года по 15.03.2005 года начислил пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 389 539 руб. 05 коп. на страховую часть пенсии и в сумме 58 518 руб. 94 коп. на накопительную часть пенсии. Начисление пени произведено в связи с несвоевременной уплатой учреждением начисленных сумм страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых вносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (статья 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, принятого в целях единообразия толкования и применения арбитражными судами норм права.

В ходе судебного заседания представители налогового органа и органа пенсионного фонда пояснили, что до 2006 года меры принудительного взыскания сумм страховых взносов налоговом органом и органом пенсионного фонда не применялись. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ни налоговым органом, ни органом Пенсионного фонда не представлено доказательство свидетельствующих о принятии мер принудительного взыскания страховых взносов. Определениями суда налоговому органу неоднократно указывалось на необходимость представления указанных документов.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента не подлежат начислению.

В связи с тем, что доказательств применения мер принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за 2002-2004 год суду предоставлено не было суд приходит к выводу о правомерности начисления пени за несвоевременную уплату только в пределах срока принудительного взыскания страховых взносов.

Как указано в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

При определении предельных сроков принудительного взыскания недоимки необходимо учитывать в совокупности сроки, установленные статьями 70 и 46 Кодекса, а также статьей 47 Кодекса, подлежащей применению в отношении организаций в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии со статьей 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).

Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

По смыслу статьи 70 и пункта 3 статьи 48 Кодекса срок на принудительное взыскание с предпринимателя задолженности по страховым взносам состоит из трехмесячного срока на направление требования с момента возникновения обязанности по уплате соответствующих взносов, срока добровольной ликвидации задолженности (в данном случае 10 дней) и шестимесячного срока на обращение в суд.

Таким образом, в рассматриваемом случае в связи с непринятием налоговым органом мер по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам правомерно начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2002 года начиная со срока уплаты (06.05.2002) и с учетом срока для предъявления требования (06.08.2002) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 16.08.2002 и заканчивается 17.02.2003 (16.02.2003- нерабочий день), тем самым правомерно начисление пени за период с 06.05.2002 года по 17.02.2003 г.,

за полугодие 2002 года начиная со срока уплаты (05.08.2002) и с учетом срока для предъявления требования (05.11.2002) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 15.11.2002 и заканчивается 15.05.2003, тем самым правомерно начисление пени за период с 05.08.2002 года по 15.05.2003 г.,

за 9 месяцев 2002 года начиная со срока уплаты (05.11.2002) и с учетом срока для предъявления требования (05.02.2003) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 17.02.2003 (15, 16 нерабочие дни) и заканчивается 18.08.2003 (17 нерабочий день), тем самым правомерно начисление пени за период с 05.11.2002 года по 18.08.2003 г.,

за 2002 год начиная со срока уплаты (15.04.2003) и с учетом срока для предъявления требования (15.07.2003) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 25.07.2003 и заканчивается 26.01.2004 (25 нерабочий день), тем самым правомерно начисление пени за период с 15.04.2003 года по 26.01.2004 г.,

за 1 квартал 2003 года начиная со срока уплаты (06.05.2003) и с учетом срока для предъявления требования (06.08.2003) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 18.08.2003 (16,17 нерабочие дни) и заканчивается 18.02.2004, тем самым правомерно начисление пени за период с 06.05.2003 года по 18.02.2004 г.,

за полугодие 2003 года начиная со срока уплаты (05.08.2003) и с учетом срока для предъявления требования (05.11.2003) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 17.11.2003 (15, 16 нерабочие дни) и заканчивается 15.05.2004, тем самым правомерно начисление пени за период с 05.08.2003 года по 15.05.2004 г.,

за 9 месяцев 2003 года начиная со срока уплаты (05.11.2003) и с учетом срока для предъявления требования (05.02.2004) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 16.02.2004 (15 нерабочий день) и заканчивается 16.08.2004, тем самым правомерно начисление пени за период с 05.11.2003 года по 16.08.2004 г.,

за 2003 год начиная со срока уплаты (15.04.2004) и с учетом срока для предъявления требования (15.07.2004) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 26.07.2004 (25 нерабочий день), а заканчивается 26.01.2005, тем самым правомерно начисление пени за период с 15.04.2004 года по 26.01.2005 г.,

за 1 квартал 2004 года начиная со срока уплаты (06.05.2004) и с учетом срока для предъявления требования (06.08.2004) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 16.08.2004, а заканчивается 16.02.2005, тем самым правомерно начисление пени за период с 06.05.2004 года по 16.02.2005 г.,

за полугодие 2004 года начиная со срока уплаты (05.08.2004) и с учетом срока для предъявления требования (05.11.2004) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 15.11.2004, а заканчивается 15.05.2005, поскольку предметом заявленных требований являлась правомерность начисления пени по 15.03.05, суд определяет размер подлежащих начислению пени лишь до указанной заявителем даты и не выходит за предмет заявленных требований, тем самым определяется правомерность начисления пени за период с 05.08.2004 г. по 15.03.2005 г.,

за 9 месяцев 2004 года начиная со срока уплаты (05.11.2004) и с учетом срока для предъявления требования (05.02.2004) и установленного периода добровольной уплаты (10 дней) течение срока на обращение в суд начинается с 16.02.2004 (15 нерабочий день), а заканчивается 16.08.2004, поскольку предметом заявленных требований являлась правомерность начисления пени по 15.03.05, суд определяет размер подлежащих начислению пени лишь до указанной заявителем даты и не выходит за предмет заявленных требований, тем самым определяется правомерность начисления пени за период с 05.11.2004 г. по 15.03.2005 г.,

правомерность начисления пени на недоимку по страховым взносам за 2004 год и далее судом не оценивается. поскольку сроки уплаты начисленных сумм страховых взносов по данным отчетным (расчетным) периодам находятся за пределами 15.03.2005 года. Факта начисления сумм пени на данные страховые взносы до наступления периода их уплаты судом в ходе судебного заседания установлено не было и заявителем представлено не было.

Исходя из вышеизложенного, учитывая позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенную в постановлении от 06.11.2007 N 8241/07 суд приходит к выводу о правомерности начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии:

- за 1 квартал 2002 года в сумме 24 360 руб. 99 коп.,

- за полугодие 2002 года в сумме 21 528 руб. 82 коп.,

- за 9 месяцев 2002 года в сумме 22 320 руб. 88 коп.,

- за 2002 год в сумме в сумме 26 190 руб. 21 коп.,

- за 1 квартал 2003 года в сумме 18 274 руб. 40 коп.,

- за полугодие 2003 года в сумме 18 952 руб. 19 коп. (при расчете пени на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ учтена в счет ранее возникшей задолженности срок взыскания которой не истек произведенная 31.03.2004 г. уплата страховых взносов в сумме 46 357 руб. без указания назначения платежа); в ходе судебного заседания сторонами в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ документов, свидетельствующих о периоде за который производится уплата представлено не было,

- за 9 месяцев 2003 года в сумме 17 907 руб. 97 коп. (при расчете пени на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ учтена в счет ранее возникшей задолженности срок взыскания которой не истек, произведенная 01.06.2004 г. уплата страховых взносов в сумме 28 653 руб. без указания назначения платежа),

- за 2003 год в сумме 27 778 руб. 40 коп. (при расчете пени на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ учтен излишек в сумме 4 224 руб., возникший в связи с уплатой в большем размере страховых взносов за ноябрь 2004 года),

- за 1 квартал 2004 года в сумме 13 997 руб. 31 коп. (при расчете пени учтена произведенная 04.03.2004 г. уплата страховых взносов в сумме 25 028 руб. за февраль 2004 года платежное поручение с указанием назначения платежа представлено заявителем и обозревалось в судебном заседании),

- за полугодие 2004 года в сумме 4 945 руб. 52 коп. (при расчете пени учтены произведенные уплаты 04.06.2004 года в сумме 48 500 руб. и 30.06.2004 г. в сумме 47 305 руб. основание назначение платежа указано в данных налогового обязательства представленных налоговым органом),

-за 9 месяцев 2004 года в сумме 4 164 руб. 88 коп. (при расчете пени учтена произведенная уплата 31.08.2004 года в сумме 49 081 руб.)

и о правомерности начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть пенсии:

- за 1 квартал 2002 года в сумме 3 865 руб. 02 коп.,

- за полугодие 2002 года в сумме 3 427 руб. 90 коп.,

- за 9 месяцев 2002 года в сумме 2 945 руб. 29 коп.,

- за 2002 год в сумме в сумме 4 124 руб. 28 коп.,

- за 1 квартал 2003 года в сумме 2 857 руб. 59 коп.,

-за полугодие 2003 года в сумме 2 706 руб. 29 коп. (при расчете пени на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ учтены, в счет ранее возникшей задолженности срок взыскания которой не истек, произведенные 04.03.2004 г. и 31.03.2004 г. уплаты, страховых взносов в сумме 3 382 руб. и 6 264 руб. соответственно, без указания назначения платежа),

-за 9 месяцев 2003 года в сумме 2 767 руб. 86 коп. ( при расчете пени на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ учтена, в счет ранее возникшей задолженности срок взыскания которой не истек, произведенная 01.06.2004 г. уплата страховых взносов в сумме 3 870 руб. без назначения платежа),

- за 2003 год в сумме 3 743 руб. 31 коп. (при расчете пени учтен излишек возникший в результате уплаты в большем размере страховых взносов в сумме 407 руб. - 25.11.2004 г. и в сумме 25 000 руб. - 16.12.2004 г.),

- за 1 квартал 2004 года в сумме 2 992 руб. 88 коп.,

- за полугодие 2004 года в сумме 2 432 руб. 63 коп.,

- за 9 месяцев 2004 года в сумме 1 248 руб. 15 коп. (при расчете пени учтена произведенная 31.08.2004 г. уплата в сумме 6 389 руб.).

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности начисления учреждению пени за период с 06.05.2002 года по 15.03.2005 года на страховую часть пенсии в сумме 200 421 руб. 57 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 33 111 руб. 20 коп.

Поскольку в ходе судебного заседания представитель налогового органа в обоснование сумм пени указанных в справке № 48549, представил расчет пени по страховым взносам из которого следует, что в справку включены пени начисленные по состоянию на 15.03.2005 г. в сумме 389 539 руб. 05 коп. на страховую часть пенсии и в сумме 58 518 руб. 94 коп. на накопительную часть пенсии суд приходит к выводу о неправомерности начисления и включения в справку сумм пени по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 189 117 руб. 48 коп. (389 539 руб. 05 коп. - 200 421 руб. 57 коп.) и на накопительную часть пенсии в сумме 25 407 руб. 74 коп. (58 518 руб. 94 коп. -33 111 руб. 20 коп.).

В связи с тем, что в справку № 48549 руб. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2007 г. включены необоснованно начисленные суммы пени суд приходит к выводу о неправомерности действий налогового органа выразившихся в включении в указанную справку задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 189 117 руб. 48 коп. и на выплату накопительной части в сумме 25 407 руб. 74 коп., образовавшихся по состоянию на 15.03.2005 г.

Суд находит необоснованным довод заявителя о неправомерном включении налоговым органом в справку № 48549 суммы задолженности по пени, срок принудительного взыскания которой пропущен и возможность взыскания которой утрачена исходя из следующего.

Согласно статье 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В статье 59 Кодекса, предусматривающей возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам, определено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;

по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам в случае:

ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Таким образом, единственным основанием для списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам юридических лиц является ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.

Должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы. У налогового органа нет оснований для списания сумм долга, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании. Суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, безнадежные ко взысканию.

В связи с тем, что обязанность учреждения по уплате сумм пени правомерно начисленных налоговым органом не исполнена и оснований для списания указанных сумм не имеется суд находит требования заявителя в части признания незаконными действий налогового органа выразившихся в включении в справку № 45849 задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 200 421 руб. 57 коп. и на выплату накопительной части в сумме 33 111 руб. 20 коп., образовавшихся по состоянию на 15.03.2005 г. подлежащими отказу.

Требование учреждения в части исключения у учреждения задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп. суд расценивает как вытекающее из первоначального требования о признании незаконными действий по выдаче справки направленное на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Данное требование не рассматривается судом как самостоятельное, поскольку ходатайство об уточнении заявленных требований от 30.03.2008 г. не содержит ссылки на исключение сумм задолженности по пени из конкретного объекта. Тем самым суд расценивает его как исключение сумм пени из выданной налоговым органом справки № 45849.

Исходя из изложенного суд обязывает Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары исключить из справки № 45849 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемые на выплату страховой части в сумме 189 117 руб. 48 коп. и на выплату накопительной части в сумме 25 407 руб. 74 коп.

Производство по делу в части заявления учреждения об обязании Инспекции ФНС по г. Чебоксары выдавать справки о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп. подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ не относит к подведомственности арбитражных судов споры о понуждении налоговых органов совершать определенные действия тем или иным способом в будущем.

Налоговый кодекс РФ также не содержит положений о подведомственности указанных дел арбитражным судам.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит на налоговый орган пропорционально удовлетворенным требованиям, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты по данному делу, при этом суд учитывает, что учреждение уплатило государственную пошлину в размере 235 руб. 78 коп. по платежному ордеру № 1 от 03.12.2007 г., в размере 1 764 руб. 22 коп. по платежному ордеру № 1 от 04.12.2007 г., в размере 4 000 руб. платежному поручению № 1 от 17.01.2008 г.

Руководствуясь статьями 49, 110, 150 пункт 1, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, выразившиеся в выдаче справки № 45849 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 29.11.2007 г. с включением в нее задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемых на выплату страховой части в сумме 179 745 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 29 316 руб. 14 коп., образовавшихся по состоянию на 15.03.2005 г., обязав Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары исключить указанные суммы пени из справки № 45849 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 29.11.2007 г.

Производство по делу в части обязания Инспекции ФНС по г. Чебоксары выдавать справки о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ зачисляемых на выплату страховой части в сумме 389 539 руб. 05 коп. и на выплату накопительной части в сумме 58 518 руб. 94 коп. прекратить.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в пользу государственного предприятия учреждение ЮЛ-34/1 ГУИН Минюста России по Чувашской Республике расходы по государственной пошлине в сумме 1 028 руб. 75 коп.

Возвратить государственному предприятию учреждение ЮЛ-34/1 ГУИН Минюста России по Чувашской Республике из федерального бюджета 4 000 руб. государственную пошлину уплаченную по платежному поручению № 1 от 17.01.2008 г.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

СудьяТ.Ю. Лазарева