ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10091/04-СК1-9465 от 30.12.2004 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10091/04-СК1-9465

декабря 2004 года

Арбитражный суд в составе: судьи Антоновой М.К.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

муниципального унитарного предприятия "ПО ЖКХ администрации Цивильского района"

к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Чувашской Республике

о признании незаконными действий налогового органа и не подлежащим исполнению инкассового поручения № 2707 от 26 ноября 2004 года

при участии:

от истца ФИО1 по пост.довер. № 3 от 24.09.2004 г.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение  жилищно-коммунального хозяйства администрации Цивильского района" обратилось в суд с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Чувашской Республике о признании незаконными действий налогового органа и не подлежащим исполнению инкассового поручения № 2707 от 26 ноября 2004 года.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, суду пояснив следующее.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06 января 2004 года  предприятие  признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. В силу  пункта 4 статьи 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требования кредиторов. В том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. В связи с чем, решением арбитражного суда от 16.09.2004 г. признаны не подлежащими к исполнению ряд инкассовых поручений, выставленных налоговым органом, а также недействительным признано решение от 15 июля 2004 года № 89 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Однако, несмотря на это, налоговый орган выставил 26 ноября 2004 года инкассовое поручение на расчетный счет предприятия для списания земельного налога. Считает, что своими действия налоговый орган нарушает законные права и интересы налогоплательщика. По изложенным основаниям просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик на заседание суда не явился, будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле документам.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением  Арбитражного суда Чувашской Республики от 06 января 2004 года Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение  жилищно-коммунального хозяйства администрации Цивильского района"  признано несостоятельным (банкротом) и в отношении имущества должника открыто конкурсное производство.

Истец,  не согласившись с бесспорным взысканием налога, обратился в суд с заявлением о признании   инкассового поручения не подлежащим исполнению и  незаконным действий налогового органа

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования необходимо удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации основания признания судом юридического лица банкротом, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии со статьей 233 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данный Закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. По делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу указанного Федерального закона до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения), введенной до вступления этого Федерального закона в силу, применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со статьей 98 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998  № 6-ФЗ  с момента принятия  арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства,

Пунктом 4 статьи 114 Закона предусмотрено. Что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требования кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Таким образом, настоящий Закон устанавливает особый порядок удовлетворения требований кредиторов, в том числе и по уплате обязательных платежей.

Как следует из материалов дела, реестр требований кредиторов МУП «ЖКХ администрации Цивильского района» был закрыт 13 июня 2004 года.

Следовательно, требования налогового органа, возникшие до открытия конкурсного производства и заявленные до закрытия реестра кредиторов, удовлетворяются по четвертой группе очередности (пункт 2 статьи 106, пункты 1, 2 статьи 110 названного закона).

В случае же, если требования по обязательным платежам заявлены после  закрытия реестра требований кредиторов, в том числе возникшие после открытия конкурсного производства, они удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Вне очереди удовлетворяются требования. возникшие после открытия конкурсного производства и заявленные до закрытия реестра требований кредиторов. Бесспорный порядок взыскания денежных средств с предприятия, объявленного несостоятельным (банкротом), действующим законодательством не предусмотрен.

Действие налогового органа по предъявлению на расчетный счет предприятия инкассового поручения для бесспорного списания денежных средств в счет погашения задолженности по налогу и пени,   представляет собой способ погашения задолженности, направленный на исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (сборов) и пени. Однако, такой способ исполнения обязанности по уплате налогов, пени не может быть применен к предприятиям, находящимся в стадии  несостоятельности (банкротства), поскольку противоречит  нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть установленному порядку удовлетворения требований кредиторов по обязательствам.

Названным законом предусмотрено, что в процессе конкурсного производства  расчеты с кредиторами производит конкурсный управляющий, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Денежные средства, вырученные от реализации имущества, зачисляются на основной счет должника, и распределяются между кредиторами.

Следовательно, действия налогового органа, направленные на бесспорное взыскание земельного налога, ограничивают действия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом, приводят к нарушению порядка расчетов с кредиторами в процессе конкурсного производства, а также  могут нарушить законные права и интересы кредиторов,  включенных в реестр требований кредиторов должника.

В силу изложенных обстоятельств  действия налогового органа по предъявлению инкассового поручения № 2707 от 26 ноября 2004 года на сумму 82 516 руб. 50 коп. являются незаконными, а, следовательно, инкассовое поручение не подлежащими исполнению.

Суд не рассматривает вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, поскольку налоговые органы освобождены от ее уплаты  на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине».

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Чувашской Республике по списанию денежных средств со счета МУП «ПО ЖКХ администрации Цивильского района»

Признать неподлежащим исполнению инкассовое поручение  № 2707 от 26 ноября 2004 года, предъявленное Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Чувашской Республике на списание земельного налога в сумме 82 516 руб. 50 коп.

МУП «Производственное объединение ЖКХ администрации Цивильского района» г.Цивильск выдать справку на возврат  из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1 000  рублей.

Судья                                                                                          М.К. Антонова

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Вставте текс.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                 М.К. Антонова