ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10328/2011 от 09.12.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10328/2011

09 декабря 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 01-01 от 01.01.2011,

от ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии – ФИО2 по доверенности № 94 от 14.02.2011, ФИО3 по доверенности № 138 от 02.12.2011,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР «Чувашавтотранс) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что при проведении внеплановой проверки перевозочной деятельности Чебоксарского ПАТП - филиала ГУП ЧР «Чувашавтотранс выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий: шесть работников предпри­ятия занимают должности, не имея соответствующей квалификации (автотранспортного образова­ния), и не прошли курсы профессиональной подготовки (КПОПАТ) - диспетчеры ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, механики ОТК ФИО8, ФИО9; не про­шли обучение и не аттестованы по БДД 5 специалистов, должности которых связаны с обеспече­нием безопасности дорожного движения - диспетчеры ФИО5, ФИО7, ФИО10, механик ОТК ФИО11, инженер по организации движения ФИО12

Стажировка водителей проводится с нарушениями: ФИО13, не имеющей стажа водителя автобуса, после принятии на работу в качестве водителя автобуса в Чебоксарское ПАТП №3, была назначена стажировка в объеме 32 часа (8 час. предмаршрутная и 24 час. маршрутная) вместо 102 часов стажировки (30 час. предмаршрутная и 70 час. маршрутная) по окончании которой с 30.10.2007 ФИО13 допущена к самостоятельной работе на маршрутах №№ 1, 2, 22; допущены нарушения в части стажировки не более 3-х маршрутов (водителю ФИО13 по окончании 30.10.2007 стажировки на маршрутах №№ 1, 2, 22 с 31.10.2007 по 03.11.2007 была назначена дополнительная стажировка на маршрутах № 8, 7, 12, по окончании которой с 06.11.2007 ФИО13 допущена к самостоятельной работе на маршрутах №№ 8, 7, 12; водитель ФИО14 проходил стажировку на 4-х маршрутах №№ 10, 15, 23, 177); допускается проведение стажировки водителей водите­лями, не прошедшими обучение на курсах подготовки водителей-наставников и не являющимися водителями-наставниками (стажировка водителя ФИО13 по маршруту № 204 14.02.2011 под руководством водителя ФИО15 таб.№40479; стажировка водителя ФИО13 по маршруту № 102 10.04.2011 под руководством водителя ФИО16 таб.№15093; стажировка водителя ФИО14 по маршрутам №№ 10, 15, 23, 177 под руководством во­дителя ФИО17 таб.№10890; стажировка водителя ФИО14 09.06.2011 по маршруту № 249 под руководством водителя ФИО18 таб.№12748); в стажировочных листах не указывается фактическое проведение стажировки по форме, содержащей сведения о дате, номере путевого листа, номере автобуса, времени выезда и заезда, номере маршрута, количестве часов, подписи стажера, подписи водителя-наставника, что дает возможность оформления стажировочных листов без фактического проведения стажировки, в стажировочных листах отсутствует заключение водителя-наставника; допускаются случаи оформления маршрутной стажировки водителей без ее проведения (- согласно приказу ПАТП от 04.06.2009 № 339-л направляются с 31.05.2009 на прохождение стажировки по маршрутам
 № 511, 533 под руководством водителя-наставника ФИО19 таб.№11714 10 водителей автоколонны № 1 и 12 водителей автоколонны № 2. Этим же приказом с 1-2 июня все 22 водителя допущены к самостоятельной работе на междугородных маршрутах. Фактически маршрутная стажировка водителей не проводилась; - согласно приказу ПАТП от 21.06.2011 № 354-л направляются 09.06.2011 на прохождение стажировки по маршруту № 249 под руководством водителя-наставника ФИО18 таб.№12748 15 водителей автоколонны № 1 и 12 водителей автоколонны № 2. Этим же приказом с 10 июня все 27 водителей допущены к самостоятельной работе на маршруте № 249. Факти­чески маршрутная стажировка водителей не проводилась); водитель ФИО13, не имеющая
 3-хлетний стаж в качестве водителя автобуса, приказом по ПАТП от 04.06.2009
 № 339-л направлена с 31.05.2009 на стажировку по междугородным маршрутам №№ 511, 533 и этим же приказом допущена к самостоятельной работе по окончанию стажировки с 01.06.2009; допускаются случаи направления водителей по маршруту без прохождения маршрутной ста­жировки (так водитель ФИО14 11.08.2011 совершил ДТП на маршруте № 20, по которому он не проходил стажировку).

Журнал учета ДТП оформляется не в полном объеме, не заполняются графа «№ учетной карточки в МВД», отсутствует информация о других участниках ДТП и не раскрываются обстоятельства ДТП; служебные расследования по фактам ДТП проводятся не качественно, без выявлений фактов нарушений требований безопасности перевозки пассажиров и, как следствие, без соответствую­щих выводов комиссии (так, при проведении служебного расследования ДТП с автобусом ПАЗ-320402-03 гос.№ АО 410 17.08.2011 не установлены факты нарушений со стороны диспетчер­ского состава, начальника автоколонны в части несоответствия Планов-нарядов на 16 и 17 августа с месячным графиком и нарушения межсменного отдыха водителя. В отношении ДТП с автобусом ЛИАЗ 5256 гос.№ АЕ 256, произошедшего 11.08.2011 в 15 час. 10 мин. акт служебного рас­следования ДТП оформлен в отношении ДТП от 10 августа со временем 18 час. 55 мин. Также не установлены факты нарушений со стороны диспетчерского состава и начальника автоколонны в части несоответствия Планов-нарядов с месячным графиком и нарушения межсменного отдыха водителя; до­пускаются нарушения межсменного отдыха водителей автобусов (межсменный отдых водителя ФИО14 с 10 по 11 августа составил 10 час. 41 мин. вместо допустимых 12 час.; меж­сменный отдых водителя ФИО13 с 16 по 17 августа составил 08 час. 40 мин. вместо допусти­мых 12 час.)

На основании изложенного Управление просит привлечь ГУП ЧР «Чувашавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь ГУП ЧР «Чувашавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в судебном заседании просили суд освободить ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, по доводам, указанным в отзыве, пояснив при этом, что лица, допустившие нарушения лицензионных условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 10 часов 20 минут 02.12.2011 до 14 часов 15 минут 09.12.2011.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 1022101129775.

05 ноября 2002 года ГУП ЧР «Чувашавтотранс» выдана лицензия
 № АСС-21-007472 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, срок действия которой был продлен по 10.10.2012.

Из материалов дела следует, что заместителем начальника Управления на основании приказа № 720/лиц от 24.08.2011 проведена внеплановая проверка соблюдения Чебоксарским ПАП № 3 – филиалом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом по факту ДТП, произошедшего 17.08.2011 в 09 час. 00 мин. в
 <...> напротив дома № 16/1, с автобусом
 ПАЗ-320402-03, государственный регистрационный знак АО410 21rus, работавшим по маршруту № 26, под управлением водителя ФИО13

По итогам проверки установлено, что шесть работников предпри­ятия занимают должности, не имея соответствующей квалификации (автотранспортного образова­ния), и не прошли курсы профессиональной подготовки (КПОПАТ) - диспетчеры ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, механики ОТК ФИО8, ФИО9; не про­шли обучение и не аттестованы по БДД 5 специалистов, должности которых связаны с обеспече­нием безопасности дорожного движения - диспетчеры ФИО5, ФИО7, ФИО10, механик ОТК ФИО11, инженер по организации движения ФИО12

Стажировка водителей проводится с нарушениями: ФИО13, не имеющей стажа водителя автобуса, после принятии на работу в качестве водителя автобуса в Чебоксарское ПАТП №3, была назначена стажировка в объеме 32 часа (8 час. предмаршрутная и 24 час. маршрутная) вместо 102 часов стажировки (30 час. предмаршрутная и 70 час. маршрутная) по окончании которой с 30.10.2007 ФИО13 допущена к самостоятельной работе на маршрутах №№ 1, 2, 22; допущены нарушения в части стажировки не более 3-х маршрутов (водителю ФИО13 по окончании 30.10.2007 стажировки на маршрутах №№ 1, 2, 22 с 31.10.2007 по 03.11.2007 была назначена дополнительная стажировка на маршрутах № 8, 7, 12, по окончании которой с 06.11.2007 ФИО13 допущена к самостоятельной работе на маршрутах №№ 8, 7, 12; водитель ФИО14 проходил стажировку на 4-х маршрутах №№ 10, 15, 23, 177); допускается проведение стажировки водителей водите­лями, не прошедшими обучение на курсах подготовки водителей-наставников и не являющимися водителями-наставниками (стажировка водителя ФИО13 по маршруту № 204 14.02.2011 под руководством водителя ФИО15 таб.№40479; стажировка водителя ФИО13 по маршруту № 102 10.04.2011 под руководством водителя ФИО16 таб.№15093; стажировка водителя ФИО14 по маршрутам №№ 10, 15, 23, 177 под руководством во­дителя ФИО17 таб.№10890; стажировка водителя ФИО14 09.06.2011 по маршруту № 249 под руководством водителя ФИО18 таб.№12748); в стажировочных листах не указывается фактическое проведение стажировки по форме, содержащей сведения о дате, номере путевого листа, номере автобуса, времени выезда и заезда, номере маршрута, количестве часов, подписи стажера, подписи водителя-наставника, что дает возможность оформления стажировочных листов без фактического проведения стажировки, в стажировочных листах отсутствует заключение водителя-наставника; допускаются случаи оформления маршрутной стажировки водителей без ее проведения (- согласно приказу ПАТП от 04.06.2009 № 339-л направляются с 31.05.2009 на прохождение стажировки по маршрутам
 № 511, 533 под руководством водителя-наставника ФИО19 таб.№11714 10 водителей автоколонны № 1 и 12 водителей автоколонны № 2. Этим же приказом с 1-2 июня все 22 водителя допущены к самостоятельной работе на междугородных маршрутах. Фактически маршрутная стажировка водителей не проводилась; - согласно приказу ПАТП от 21.06.2011 № 354-л направляются 09.06.2011 на прохождение стажировки по маршруту № 249 под руководством водителя-наставника ФИО18 таб.№12748 15 водителей автоколонны № 1 и 12 водителей автоколонны № 2. Этим же приказом с 10 июня все 27 водителей допущены к самостоятельной работе на маршруте № 249. Факти­чески маршрутная стажировка водителей не проводилась); водитель ФИО13, не имеющая
 3-хлетний стаж в качестве водителя автобуса, приказом по ПАТП от 04.06.2009
 № 339-л направлена с 31.05.2009 на стажировку по междугородным маршрутам №№ 511, 533 и этим же приказом допущена к самостоятельной работе по окончанию стажировки с 01.06.2009; допускаются случаи направления водителей по маршруту без прохождения маршрутной ста­жировки (так водитель ФИО14 11.08.2011 совершил ДТП на маршруте № 20, по которому он не проходил стажировку).

Журнал учета ДТП оформляется не в полном объеме, не заполняются графа «№ учетной карточки в МВД», отсутствует информация о других участниках ДТП и не раскрываются обстоятельства ДТП; служебные расследования по фактам ДТП проводятся не качественно, без выявлений фактов нарушений требований безопасности перевозки пассажиров и, как следствие, без соответствую­щих выводов комиссии (так, при проведении служебного расследования ДТП с автобусом ПАЗ-320402-03 гос.№ АО 410 17.08.2011 не установлены факты нарушений со стороны диспетчер­ского состава, начальника автоколонны в части несоответствия Планов-нарядов на 16 и 17 августа с месячным графиком и нарушения межсменного отдыха водителя. В отношении ДТП с автобусом ЛИАЗ 5256 гос.№ АЕ 256, произошедшего 11.08.2011 в 15 час. 10 мин. акт служебного рас­следования ДТП оформлен в отношении ДТП от 10 августа со временем 18 час. 55 мин. Также не установлены факты нарушений со стороны диспетчерского состава и начальника автоколонны в части несоответствия Планов-нарядов с месячным графиком и нарушения межсменного отдыха водителя; до­пускаются нарушения межсменного отдыха водителей автобусов (межсменный отдых водителя ФИО14 с 10 по 11 августа составил 10 час. 41 мин. вместо допустимых 12 час.; меж­сменный отдых водителя ФИО13 с 16 по 17 августа составил 08 час. 40 мин. вместо допусти­мых 12 час.)

По результатам проверки в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» составлен протокол № 000297 от 15.09.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

С указанным протоколом законный представитель ГУП ЧР «Чувашавтотранс» ознакомлен и получил его копию 15.09.2011, ему разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 15.09.2011.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Согласно пункту 5 указанного Положения под грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленных порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Пунктом 2.3.1 указанного Положения предусмотрено, что к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.

Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. Указанный приказ устанавливает, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей. Пунктами 3.2, 3.3 предусмотрено, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Пунктами 2.3, 3.5 предусмотрено, что для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

Пунктом 6.2 предусмотрено прохождение стажировки в качестве водителей автобуса водителей, переподготовленных с категорий транспортных средств "В" и "С" на "Д". Продолжительность стажировки для них составляет: 30 час - предмаршрутная стажировка; 72 часа - маршрутная стажировка. Всего - 102 часа.

Пунктом 8.4 предусмотрено, что количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, составляет не более трех маршрутов.

Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств» предусматривает учет сведений об учетном номере карточки (МВД), информацию о других участниках ДТП, раскрытие обстоятельств ДТП, а также учет сведений внутреннего характера, подлежащих выяснению в процессе проведения служебного расследования, в том числе условия организации и осуществления перевозок, приведших к ДТП, принятые меры.

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Материалами дела подтверждается, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс» нарушило вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустило нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000297 от 15.09.2011. Указанное обстоятельство ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не отрицается.

Нарушения, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Суд отмечает, что по эпизоду, связанному с нарушением межсменного отдыха водителей автобусов с 10 по 11 августа и с 16 по 17 августа 2011 года, срок давности привлечения к административной ответственности истек. Вместе с тем по остальным фактам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 000297 от 15.09.2011 и в заявлении № 01-18/1797 от 16.09.2011, сроки давности привлечения предприятия к административной ответственности не пропущены.

При таких обстоятельствах в действиях ГУП ЧР «Чувашавтотранс» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вина ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заключается в том, что оно при необходимой степени осмотрительности и заботливости имело возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняло для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии законного представителя предприятия, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.

Доводы ГУП ЧР «Чувашавтотранс» о возможности освобождения его от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку ГУП ЧР «Чувашавтотранс» подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Следовательно, возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом в пункте 18.1 данного постановления указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным.

Принятие ГУП ЧР «Чувашавтотранс» мер по устранению допущенных нарушений не является основанием для освобождения его от административной ответственности. Приведенные обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств при назначении административного наказания.

При этом в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в силу части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного ГУП ЧР «Чувашавтотранс» административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве юридического лица 11.07.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 1022101129775, расположенного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.А. Афанасьев