ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10599/16 от 26.01.2017 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10599/2016

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2017 года. Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Приволье»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – Игнатьева А.Ф. по доверенности от 10.01.2017 №2,

от ООО  «Приволье» – Карлинова А.В. по доверенности от 06.12.2016,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее – Управление или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Приволье» (далее –  ООО «Приволье» или Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель Управления в судебном заседании просил суд привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему. 

Представитель Общества в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения либо заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии с  частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом того, что Общество является малым предприятием (микропредприятием), совершило данное правонарушение впервые и находится в крайне тяжелом финансовом положении.

В представленных возражениях ООО «Приволье» указало, что, несмотря на отсутствие журналов соответствующего учета, больные животные и стельные коровы отделяются от общего стада и полученное от них молоко не поступает на реализацию, проверка на субклинический мастит проводится регулярно экспресс-тестом, доильный аппарат дезинфицируется дважды в день, молоко, хранившееся более 36 часов, не направляется на реализацию. Общество пояснило, что в настоящее время лабораторные исследования молока коровьего сырого проводятся ежемесячно, также ежемесячно закупщику молока предоставляются ветеринарно-сопроводительные документы.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

27 октября 2016 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 12.10.2016 № 02/54-ЧР проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приволье» на предмет соблюдения требований законодательства в области ветеринарии и технических регламентов.

При проведении проверки осуществлен осмотр территории и помещения молочно-товарной фермы, расположенной по адресу: 429101, Чувашская Республика, Шумерлинский район, пос. Красный Октябрь, ул. Школьная, д. 17А. По результатам проверки выявлено, что согласно отчету о движении скота и птицы на ферме в ООО «Приволье» имеется 36 голов дойного стада, одной из сфер деятельности Общества является реализация сырого молока коровьего. При этом Обществом не ведется контроль за получением молока сырого перед запуском и после отела, а также контроль за получением сырого молока от больных животных, не проводится изоляция больных животных, отсутствует родильное отделение, не проводятся исследования на субклинический мастит, не ведется регистрация животных, заболевших маститом, они не выделяются в отдельную маститную группу, не проводится подтитровка к антибиотикам, не проводится дезинфекция доильного аппарата, реализуется сырое молоко, хранившееся в течение более 36 часов. Кроме того, в сентябре и октябре 2016 года Аликовскому райпо реализовывалось молоко сырое коровье без ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарно-сопроводительных документов, что подтверждено представленными в материалы дела товарно-транспортными накладными.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.10.2016 № 02/54.

На основании акта проверки Управлением в отношении ООО «Приволье» составлен протокол от 02.11.2016 № 02/212-ЧР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43  КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области в арбитражный суд с настоящим требованием.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 (далее – Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»), установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.

Согласно пункту 7 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции» молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

При поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (пункт 11 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции»).

В силу пункта 14 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции» для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока, полученного в течение первых 7 дней после дня отела животных, в течение 5 дней до дня их запуска (перед отелом), от больных животных и находящихся на карантине животных.

Пунктом 21 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции» предусмотрено, что до начала промышленной переработки допускается хранение сырого молока, сырого обезжиренного молока (включая период хранения сырого молока, используемого для сепарирования) при температуре 4 °C  2 °C, сырых сливок - при температуре не выше 8 °C не более 36 ч. (включая время перевозки).

Согласно пункту 24 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции» сельскохозяйственные товаропроизводители при производстве сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок должны использовать оборудование и материалы, соответствующие требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией.

В соответствии с пунктами 99, 104 Технического регламента                               «О безопасности молока и молочной продукции» оценка (подтверждение) соответствия сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок требованиям данного технического регламента осуществляется в форме ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с требованиями настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза                       «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

В силу части 6 статьи 19 Технического регламента Таможенного союза              «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее – Технический регламент «О безопасности пищевой продукции»), непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, предназначенное для производства (изготовления) пищевой продукции, за исключением улова водных биологических ресурсов, должно быть получено от здоровых продуктивных животных из эпизоотически благополучных хозяйств (производственных объектов).

Частью 1 статьи 30 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» предусмотрено, что непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.

Ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (части 2 и 3 статьи 30 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции»).

Как свидетельствуют материалы дела, актом проверки от 27.10.2016                   № 02/54, протоколом об административном правонарушении от 02.11.2016 №02/212-ЧР, представленными товарно-транспортными накладными, а также пояснениями Общества подтверждается факт поставки Обществом сырого молока без предъявления ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность сырого молока. Обществом своевременно не проведена ветеринарно-санитарная экспертиза в целях подтверждения соответствия реализуемого сырого молока требованиям Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции». Материалами дела подтверждается отсутствие надлежащего контроля получения сырого молока от животных перед отелом и после дня отела, от больных животных и находящихся на карантине животных, а также контроля за соответствием оборудования (доильных аппаратов) требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией.

При таких обстоятельствах, суд усматривает в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и влекущего наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вина Общества заключается в том, что оно при необходимой степени осмотрительности и заботливости имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но не предприняло для этого достаточных мер.

Суд считает, что совершенное административное правонарушение                           не является малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение,                               от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела                            не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения.

Несоблюдение обществом с ограниченной ответственностью «Приволье» технических регламентов, устанавливающих требования безопасности к молоку и молочным продуктам, несет угрозу охраняемым общественным отношениям.  

Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество с ограниченной ответственностью «Приволье» является микропредприятием.

Из представленного в материалы дела бухгалтерского баланса Общества по состоянию на 01.10.2016 (л.д. 62) следует, что сумма кредиторской задолженности Общества составляет 3 619 000 руб. 00 коп. Согласно отчету о финансовых результатах за 9 месяцев 2016 года (л.д. 63), по результатам 9 месяцев 2016 года Обществом получен валовой убыток в размере 360 000 руб. 00 коп.

В подтверждение добровольного устранения выявленных нарушений Обществом в материалы дела представлены результаты исследований проб молока коровьего по экспертизе от 08.12.2016 № 41 (л.д. 90),  протокол испытаний молока коровьего сырого от 02.11.2016 № 2463 (л.д. 91),  журнал исследования коров на скрытый мастит от 17.11.2016 (л.д. 89 на обороте), ветеринарное свидетельство от 17.11.2016 серия 221 № 22918366 (л.д. 89), а также товарные накладные, подтверждающие приобретение Обществом средств дезинфекции (л.д. 85-88).

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, совершения Обществом административного правонарушения впервые, признания вины в совершенном правонарушении, добровольного устранения нарушений, тяжелого финансового положения Общества, суд приходит к выводу, что соразмерным совершенному правонарушению и достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ, является административное наказание в виде предупреждения.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь статьей 4.1.1, частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Приволье» (ИНН 2118002831, ОГРН 1112138000336), зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, Шумерлинский район, поселок Красный Октябрь, ул. Школьная, д.17А, к административной ответственности, предусмотренной частью 1                    статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности,                 если размер административного штрафа за административное правонарушение             не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                      А.А. Афанасьев