ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10847/13 от 17.02.2014 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10847/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики - Чувашии

к обществу с ограниченной ответственностью «Галантторг»

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 11 от 13.01.2014,

от ООО «Галантторг» - ФИО2 по доверенности № 1 от 20.01.2014,  

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Галантторг» (далее – ООО «Галантторг» или Общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано тем, что в бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки отобрана проба масла сливочного «Крестьянское» высшего сорта с массовой доле жира 72,5 % (ГОСТ 52969-2008) дата изготовления 17.10.2013. В результате лабораторных испытаний было установлено, что масло сливочное «Крестьянское» высшего сорта с массовой долей жира 72,5 % (ГОСТ 52969-2008) дата изготовления 17.10.2013 не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия», ГОСТ 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока».

Представитель Управления в судебном заседании просил суд привлечь Общество к административной  ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Общества в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указав, что ООО «Галантторг» не является изготовителем масла сливочного и не может нести ответственность за его качество. Партия масла сливочного «Крестьянское» с массовой доле жира 72,5 %, массой 200 кг. была принята от ООО «МоКо-трейд». При получении продукции от производителя вся документация свидетельствовала о соответствии продукции предъявляемым требованиям. В ходе проверки Общество представило всю документацию на указанную продукцию, то есть  не имело какого-либо умысла продавать товар ненадлежащего качества.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 17.02.2014.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 25.10.2013 № 575 проведена плановая выездная проверка деятельности бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Учреждение) в области соблюдения обязательных требований в сфере санитарного законодательства, результаты которой отражены в акте от 02.12.2013 № 575.

В процессе проведения проверки Управлением было установлено, что в реализации Учреждения допускалось сливочное масло «Крестьянское» высшего сорта с массовой долей жира 72,5 % (ГОСТ Р 52969-2008) производства
ООО «Регион-Продукт», не соответствующее ГОСТ Р 52969-2008.

В ходе проверки на пищеблоки Учреждения Управлением была отобрана проба масла сливочного, что зафиксировано в протоколе отбора образцов пищевого продукта от 06.11.2013.

Из протокола лабораторных исследований № П-1467-П-2013 № 19.11.2013 следует, что представленный образец масла сливочного «Крестьянское» высшего сорта с массовой долей жира 72,5 % (ГОСТ 52969-2008) производства ООО «Регион-Продукт» (адрес производства: Россия, <...>) дата изготовления 17.10.2013 не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия», ГОСТ 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» по жирно - кислотному составу, соотношению метиловых эфиров жирных кислот молочного жира обнаружению растительных стеринов в соотношении 91,3% от суммы стеринов, которые не должны содержаться в молочном продукте.

Управлением было установлено, что поставка сливочного масла «Крестьянское» с массовой доле жира 72,5 %, изготовитель ООО «Регион-Продукт», <...>,                не соответствующего требованиям ГОСТ Р 52969-2008, в Учреждение осуществлена ООО «Галантторг» на основании договора поставки молочной продукции от 28.10.2013 № 434.

По факту выявленного нарушения Управлением в отношении ООО «Галантторг» составлен протокол от 20.12.2013 № 1886 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц,  в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 указанной статьи)

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ                        «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) установлено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

В статье 9 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов определено, что обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее - Технический регламент на молоко и молочную продукцию) реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и Федерального закона.

До реализации продуктов переработки молока продавец обязан проверить наличие предусмотренной Федеральным законом информации об этих продуктах и соответствие такой информации документам изготовителя (пункт 3 статьи 17 «Технического регламента на молоко и молочную продукцию»).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 № 232-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации «Масло сливочное. Технические условия» (ГОСТ Р 52969-2008).

Настоящий стандарт распространяется на сливочное масло, изготовляемое из коровьего молока и/или молочных продуктов и побочных продуктов переработки молока, предназначенное для непосредственного употребления в пищу, кулинарных целей и использования в других отраслях пищевой промышленности.

Согласно пункту 4.1.8 ГОСТ Р 52969-2008 жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Жирно-кислотный состав молочного жира должен соответствовать национальному стандарту «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия. ГОСТ Р 52253-2004», утвержденному постановление Госстандарта Российской Федерации от 10.03.2004 № 165-ст. Пунктом 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 установлено, что жировая фаза в масле и масляной пасте должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Жирно-кислотный состав молочного жира определяется в соответствии с Приложением А (жирно-кислотный состав молочного жира коровьего молока).

Из материалов дела следует, что 28.10.2013 между Учреждением (заказчик) и ООО «Галантторг» (поставщик) был заключен договор поставки молочной продукции № 434.

В рамках данного договора на основании товарной накладной от 05.11.2013
№ 6001 Обществом в адрес Учреждения был отгружен товар.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 19.11.2013
№ П-1467-П-2013, масло сливочное «Крестьянское» не соответствует требованиям по жирно-кислотному составу, соотношению метиловых эфиров жирных кислот и в связи  с наличием в пробе исследованного продукта растительных стеринов.

Следовательно, факт поставки продукции Обществом с нарушением обязательных требований технических регламентов – «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» в Учреждение по товарной накладной от 05.11.2013 № 6001 подтверждается материалами дела и свидетельствует о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП.

Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований к процессам реализации молочной продукции, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.43 КоАП.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП.

Суд считает, что указанное административное правонарушение нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административное правонарушение, совершенное Обществом, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, носят существенный характер, поскольку в конечном отношении влияют на качество и безопасность пищевых продуктов, на жизнь и здоровье потребителей. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения и само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить
ООО «Галантторг» административное наказание в минимальном размере штрафа в сумме 100 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Галантторг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированного по адресу: <...>  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. (Сто тысяч руб. 00 коп.).   

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР Банка России, номер счета получателя платежа - 40101810900000010005, КПП получателя - 213001001, код ОКТМО - 97701000, БИК получателя - 049706001, код бюджетной классификации – 14111601000016000140, назначение платежа – административный штраф.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности,                 если размер административного штрафа за административное правонарушение             не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                А.А. Афанасьев