ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10955/14 от 27.02.2015 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10955/2014

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН – 2128011031, ОГРН – 1022101151148), г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Капитонову Александру Николаевичу (ИНН – 212908552717, ОГРНИП – 306213036200080), г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Капитонова Александра Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что по результатам административного расследования выявлено несоблюдение индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Так, в ходе контрольных мероприятий было установлено нарушение порядка заполнения путевого листа от 27.11.2014 № 335. Помимо этого, индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. пассажирские перевозки осуществляются без заключения договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 79к г. Чебоксары.

По фактам выявленных нарушений 24.12.2014 был составлен протокол № 140356 об административном правонарушении.

По изложенным выше основаниям просит привлечь индивидуального предпринимателя Капитонова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Капитонов Александр Николаевич требования Управления не оспорил, отзыв на заявление не представил.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Капитонов Александр Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 306213036200080.

На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно выполнения регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, 02.09.2013 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-012093.

На основании распоряжения УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 26.11.2014 № 927-р 27.11.2014 в 09 час. 35 мин. проведена проверка осуществления индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. деятельности по перевозке пассажиров в г. Чебоксары на маршруте № 79к. По её итогам составлен рапорт № 140108/р, в котором были отражены нарушения лицензионных требований, допущенных при осуществлении перевозочной деятельности.

В этой связи 28.11.2014 определением № 140278 в отношении индивидуального предпринимателя Капитонова А.Н. было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование. В целях извещения о составления 24.12.2014 в 10 час. протокола об административном правонарушении, 19.12.2014 предпринимателю была направлена телеграмма № 01-3451, которая вручена в тот же день в 17 час. 05 мин. Таким образом индивидуальный предприниматель Капитонов А.Н. был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в порядке статьи 25.15 КоАП РФ, поскольку телеграмма была направлена по адресу, указанному в ЕГРИП.

Поскольку в назначенное время индивидуальный предприниматель Капитонов А.Н. не явился, 24.12.2014 без его участия был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).

Согласно подпункту «и» пункта 4 Положения № 280 в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152) путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (пункт 3 Приказа № 152): 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Сведения о транспортном средстве включают в себя: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункты 3 и 4 пункта 6 Приказа № 152).

Сведения о водителе включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7 Приказа № 152).

Кроме того, согласно пункту 12 Приказа № 152 в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13 Приказа № 152).

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 Приказа № 152).

Однако в ходе проведения проверки было выявлено, что при заполнении путевого листа от 27.11.2014 № 335 приведенные нормы индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. нарушены, поскольку в нем не проставлены печать или штамп предпринимателя в заголовочной части путевого листа, отсутствует дата проведения предрейсового медицинского осмотра, а также уполномочены лицом не проставлены дата и фактическое время выезда транспортного средства.

Согласно пункту 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

В нарушение указанного 27.11.2014 в ходе проверки было установлено, что над лобовым стеклом автобуса марки 3274-02, с государственным регистрационным знаком АЕ 188 21 RUS, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Капитонову А.Н., в верхней части лобового стекла отсутствует указатель маршрута с указанием начального и конечного остановочных пунктов.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. пассажирские перевозки осуществляются без заключения с организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 79к г. Чебоксары.

В этой части необходимо учитывать, что правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, сформированную в определении от 27.11.2013 № 7-АПГ13-8.

Так, в соответствии с подпунктами 11, 12, 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся вопросы установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ относится установление законами субъектов Российской Федерации административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из положений статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит к ведению Российской Федерации полномочия по регулированию основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлению единой системы технических регламентов, правил, стандартов и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 и устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, следует необходимость согласования перевозчиком маршрута и графика движения с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Одной из форм такого согласования является договор регулярных перевозок, которым определяются конкретное транспортное средство, маршрут его движения.

В соответствии с пунктом 6.7 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 № 1644 (далее – Положение № 1644), перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на городском маршруте на основании договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, заключенного с администрацией города Чебоксары.

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом на регулярном городском маршруте без договора запрещаются.

Перевозчики строят свои взаимоотношения с администрацией города Чебоксары на договорной основе с соблюдением требований, установленных законами Российской Федерации, Чувашской Республики и другими нормативными правовыми актами (пункт 10.1 Положения № 1644).

Перевозчик обязан при выпуске автомобильного транспорта на городской маршрут регулярных перевозок обеспечивать водителя, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на городском маршруте (далее - водитель), кроме документов, указанных в Правилах дорожного движения, копией договора, заключенного между администрацией города Чебоксары и перевозчиком, и карточкой разрешения (абзац седьмой пункта 12.2 Положения № 1644)

Из положений статей 1.1, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности в состав законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъектов Российской Федерации, наделив их правом своими законами устанавливать административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно пункту 4 которого лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Федеральным законодательством (статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 июля 2010 года указал, что установленные условия осуществления вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер, в связи с чем установление ответственности за нарушение таких норм может быть расценено только как дублирование федерального законодательства, следовательно, установление ответственности за нарушение лицензионного законодательства.

Аналогичные выводы Верховный Суд Российской Федерации сделал в определениях 10.07.2013 № 38-АПГ13-1 и от 27.03.2013 № 7-АПГ13-1.

В нарушение принципа состязательности судебно-арбитражного процесса индивидуальный предприниматель Капитонов А.Н. не представил в суд доказательства заключения с администрацией г. Чебоксары договора на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 79к г. Чебоксары.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что индивидуальный предприниматель Капитонов А.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Санкция названной нормы Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Капитоновым А.Н. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Вина индивидуального предпринимателя Капитонова А.Н. заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

При таких обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Капитонова А.Н. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вопрос о взыскании расходов, связанных с рассмотрением дела, не рассматривается, так как заявления о привлечении к административной ответственности, разрешаемых арбитражным судом, госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

привлечь индивидуального предпринимателя Капитонова Александра Николаевича, 07.08.1980 года рождения, уроженца г. Чебоксары Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Островского, дом 18 (212908552717, ОГРНИП – 306213036200080), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000, БИК - 049706001, КБК - 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Не позднее чем через десять дней после истечения 60-дневного срока для добровольной уплаты суммы штрафа Капитонова Александра Николаевича у Г.В. представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                А.Т. Михайлов