11
А79-1176/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-1176/2009
27 апреля 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Щетинкиным А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ТАЙФУН", Нижегородская обл., г. Павлово,
к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
о признании действий и бездействия незаконными
при участии:
от заявителя –ФИО1 (дов. от 16.03.2009);
от Министерства внутренних дел по Чувашской Республике –ФИО2 (дов. от 11.01.2009);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тайфун» (далее –ООО «ТАЙФУН», общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее –министерство, административный орган) о признании незаконным всего комплекса действий МВД по Чувашской Республике, направленный на возбуждение в отношении ООО «Тайфун» дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), а именно: изъятие двадцати игровых автоматов; проведение осмотра помещения казино и составления протокола осмотра; опросы сотрудников ООО «Тайфун» и вызовы их для дачи показаний; вынесение определения о проведения административного расследования; составление протокола об административном правонарушении; направление заявления о привлечении ООО «Тайфун» к административной ответственности в Арбитражный суд.
Также заявитель просил суд обязать ответчика вернуть ООО «Тайфун» незаконно изъятое имущество, признать незаконным бездействие органов внутренних дел по установлению достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Заявление мотивировано тем, что 06 февраля 2009 года инспектором Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Чувашской Республике ФИО3 проведен осмотр игорного заведения ООО «Тайфун», расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки изъято 20 игровых автоматов. 07 февраля 2009 года органом внутренних дел вынесено определение о назначении административного расследования по делу об административном правонарушении, из которого усматривается, что обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель считает, что действия органа внутренних дел являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как полагает заявитель, в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, так как в отношении осуществляемой обществом деятельности по организации игорного заведения в виде казино отсутствуют какие-либо установленные в предусмотренном законом порядке лицензионные требования и условия.
По мнению общества в настоящее время сотрудники органов внутренних дел не имеют правовых оснований на проведение проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, и фактическое осуществление такой проверки является нарушением федерального закона.
Часть третья статьи 28.1 КоАП РФ обуславливает возможность возбуждения дела об административном правонарушении наличием достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
По мнению общества, административный орган не проводил никакой проверки на предмет выявления соответствия допущенных обществом нарушений составу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть не выполнил возложенную на него законом обязанность.
Заявитель полагает, что определение о проведении административного расследования является незаконным, так как проведение административного расследования по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не допускается, фактически административное расследование не приводилось. Административным органом было необоснованно и незаконно возбуждено дело об административном правонарушении, ввиду чего и все последующие действия, совершенные им в рамках возбужденного дела, также являются незаконными.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель Министерства внутренних дел по Чувашской Республике заявленные требования не признал. Суду пояснил, что 05 февраля 2009 года в Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Чувашской Республике поступило заявление от гражданина ФИО4 о том, что в казино «Тайфун», расположенного на территории <...>, в помещениях, арендуемых у ООО «НИЦ Орион» организована деятельность в сфере игорного бизнеса с нарушением требований
законодательства.
На основании статьями 2 и 11 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 № 1026 сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ МВД по Чувашии, в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов данное заявление было рассмотрено с выездом по вышеуказанному адресу.
6февраля 2009 года, в присутствии менеджера казино ФИО5, работающей в данной должности на основании трудового договора от 01 января 2009 года, двух понятых и иных участвующих лиц составлен протокол осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов. Копия протокола вручена ФИО5
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в казино «Тайфун» в присутствии двух понятых и менеджера казино «Тайфун» ФИО5, произведено изъятие 20 игровых автоматов, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов. В соответствии с п. 4 ст. 27.10 КоАП РФ при изъятии вещей и документов применялась фотосъемка. В ходе составления протокола менеджер ФИО5 от подписи отказалась, в связи с чем в протоколе сделана соответствующая запись. Копия протокола вручена ФИО5
Также, на основании ст. 29.4 КоАП РФ в присутствии менеджера ФИО5 вынесено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении, а именно: копии устава ООО «Тайфун»; копии трудового договора на главного менеджера ФИО6; копии должностных инструкций на ФИО7; копии заключения о постановке на учет игровых автоматов в налоговом органе; копии договора на охрану.
В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что в данном казино осуществляется деятельность в сфере игорного бизнеса в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением, а именно, организация игровой деятельности после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 года, в нарушении ст. 16 ФЗ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и ст. 1 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики».
Поскольку в действиях ООО «Тайфун» усматриваются признаки административного правонарушения, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ 07 февраля 2009 года вынесено определение о назначении и проведении административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тайфун» по признакам правонарушения предусмотренным ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Основаниями для привлечения ООО «Тайфун» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ являются: оказание услуг населению в сфере игорного бизнеса на территории Чувашской Республики, которая в игорную зону не входит, в нарушении гл. 2 «Игорные зоны» Федерального закона № 244 от 29.12.2006; осуществление деятельности с января 2009 года не имея права продолжить до 30.06.2009 года свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального Закона № 244-ФЗ, которое возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 года игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Деятельность организована без регистрации в налоговом органе объектов игорного бизнеса (20 игровых автоматов и 3 игровых столов).
Нарушены требования ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 244 от 29.12.2006 года, в соответствии с которой в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Нижегородской области сообщила (исх. 11-05/4254 от 10.03.2009 года), что в настоящее время у ООО «Тайфун» отсутствуют объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированные на территории, подведомственной Межрайонной инспекций ФНС РФ № 7 по Нижегородской области. Игровые автоматы в количестве 95 штук, принадлежащие данной организации, были сняты с учета 28.06.2007 года, в связи с прекращением организацией деятельности в сфере игорного бизнеса, как не соответствующей требованиям Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006.
Как указал представитель министерства, в производстве Новочебоксарского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Чувашии находятся уголовные дела, возбужденные в отношении директора обособленного подразделения ООО «Тайфун» ФИО6 12 февраля 2009 года по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», а также 20 февраля 2009 года по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Тайфун» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.01.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Нижегородской области.
Обществу с ограниченной ответственностью «Тайфун» выдана лицензия № 004448 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и горных заведений сроком действия с 24 мая 2004 года по 24 мая 2009 года.
06 февраля 2009 года должностным лицом Центра по борьбе с правонарушениями с сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Чувашской Республике проведен осмотр казино «Тайфун», расположенного в <...>. 48. По результатам осмотра с участием двух понятых в соответствии со ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов.
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в казино «Тайфун» в присутствии двух понятых и менеджера казино «Тайфун» ФИО5, произведено изъятие 20 игровых автоматов, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов. В ходе составления протокола, менеджер ФИО5 от подписи отказалась.
07 февраля 2009 года должностным лицом Центра по борьбе с правонарушениями с сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Чувашской Республике вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
февраля 2009 года инспектором Центра по борьбе с правонарушениями с сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Чувашской Республике составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Тайфун» по. ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в присутствии представителя ООО «Тайфун» ФИО1
В протоколе указано, что 06 февраля 2009 года в 11 часов 00 минут в помещении, расположенном по адресу: <...> ООО «Тайфун» организовало оказание услуг населению в сфере игорного бизнеса на территории Чувашской Республики, которая в игорную зону не входит. В нарушение гл. 2 Федерального закона № 244 от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», общество осуществляло свою деятельность с января 2009 года не имея права продолжить до 30.06.2009 года свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, которое возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 года игорных заведений, то есть в местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась, и в случае, если данные игорные заведения отвечают всем требованиям действующего законодательства о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушении ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 244 –ФЗ от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 1 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 г. № 1 «О запрещении деятельности о организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики. Общество осуществляло деятельность также без регистрации в налоговом органе объектов игорного бизнеса (20 игровых автоматов и 3 игровых столов).
22 февраля 2009 года дело об административном правонарушении в отношении ООО «Тайфун» направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Чувашской Республики.
16 марта 2009 года дело А79-1555/2009 по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Чувашской Республике к ООО «Тайфун» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ передано на рассмотрение в подсудности в Арбитражный суд Нижегородской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и регулировании азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 244-ФЗ) определено, что имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Согласно статье 20 Федерального закона N 244-ФЗ данный Закон вступил в силу с 01.01.2007.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО "Тайфун" до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: <...>.
В ходе проверки деятельности ООО «Тайфун» должностными Министерства внутренних дел по Чувашской Республике установлено, что общество осуществляло деятельность без регистрации в налоговом органе объектов игорного бизнеса (20 игровых автоматов и 3 игровых столов).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс), дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Кодекса, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе, в пределах своих полномочий применять меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, и предусмотренную пунктом 4 части 1 названной статьи - изъятие вещей и документов.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых (часть 2 статья 27.10 Кодекса).
На основании пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (милиции), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1 - 14.5 Кодекса.
Пунктом 26 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» предусмотрено, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при составлении протокола изъятия вещей и документов от 06.02.2009, должностные лица Министерства действовали в соответствии с имеющимися у них полномочиями.
Изъятие вещей и документов, представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования предметов административного правонарушения в противоправных целях, поэтому в целях пресечения административного правонарушения были правомерно изъяты сотрудниками Министерства.
Материалами дела подтверждается, что протокол изъятия игровых автоматов от 06.02.2009 составлен в полном соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса: протокол составлен в присутствии двух понятых в присутствии представителя ООО «Тайфун». В соответствии с пунктом 6 статьи 27.10 Кодекса в протоколе содержатся сведения о номерах изъятых игровых автоматов, позволяющих их идентифицировать.
Исходя и изложенного, суд пришел к выводу о соответствии протокола изъятия требованиям законодательства, при вынесении которого не установлено нарушений прав и охраняемых законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О милиции» от 18.04.1991 милиции представляется право вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях.
Как указано в ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
На основании ч. 3 ст. 28.1 дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В связи с этим вопросы о возврате игровых автоматов и о наличии достаточных данных о наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения должны быть разрешены судом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ООО «Тайфун».
На основании вышеизложенного заявленные требования в части признания действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по опросу сотрудников ООО «ТАЙФУН» и вызову их для дачи показаний, в части обязания ответчика вернуть ООО «ТАЙФУН» незаконно изъятое имущество, в части признания бездействия административного органа незаконным, выразившееся в неустановлении достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения подлежат отказу.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении данной категории дел судом не проверяется наличие состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1 - 14.5 Кодекса.
Органы внутренних дел в процессе производства по делу об административном правонарушении также вправе производить Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (статья 27.8 КоАП РФ), выносить определение о проведении административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ), составлять протокол об административном правонарушении (статья 28.3 КоАП РФ), направлять заявление о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд (часть 2 статьи 202 КоАП РФ).
На этой стадии производства по делу об административном правонарушении правонарушитель не привлекается к административной ответственности.
Наличие либо отсутствие состава административного правонарушения устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения административного дела, по итогам которого судом принимается соответствующее решение.
В данном случае, оспариваемые действия органа внутренних дел получили свое документальное оформление в виде протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, вынесению определения о проведении административного расследования, по составлению протокола об административном правонарушении, по направлению заявления о привлечении ООО «ТАЙФУН» к административной ответственности в Арбитражный суд.
Упомянутые акты Министерства внутренних дел по Чувашской Республике не могут быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку они являются процессуальными документами, принятыми в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному по признакам части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что не исключает возможности для заявителя впоследствии их оспаривать при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде.
На основании изложенного, производство по делу в части требований о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по проведению осмотра помещения казино и составления протокола осмотра, по вынесению определения о проведении административного расследования, по составлению протокола об административном правонарушении, по направлению заявления о привлечении ООО «ТАЙФУН» к административной ответственности в Арбитражный суд подлежит прекращению на основании п.1 ,ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на общество.
Руководствуясь статьями 150, 167 –, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ТАЙФУН», г. Павлово в удовлетворении заявления в части требований о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по изъятию двадцати игровых автоматов, по опросу сотрудников ООО «ТАЙФУН» и вызову их для дачи показаний, в части обязания ответчика вернуть ООО «ТАЙФУН» незаконно изъятое имущество, в части признания бездействия административного органа незаконным, выразившееся в неустановлении достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
Прекратить производство по делу № А79-1176/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТАЙФУН» г. Павлово в части требований о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по проведению осмотра помещения казино и составления протокола осмотра, по вынесению определения о проведении административного расследования, по составлению протокола об административном правонарушении, по направлению заявления о привлечении ООО «ТАЙФУН» к административной ответственности в Арбитражный суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
С. Щетинкин