АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-12206/2011
20 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 января 2012 года.
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Косолапову Александру Николаевичу
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – Ушейкиной И.А. по доверенности № 01-18/3665 от 30.12.2011,
от индивидуального предпринимателя Косолапова А.Н. – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Косолапова Александра Николаевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Косолаповым А.Н. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: путевые листы ведутся с нарушениями: не указываются сведения о собственнике транспортного средства (не указывается полностью имя, отчество, номер телефона индивидуального предпринимателя: путевые листы № 846 от 31.10.2011, № 845 от 30.10.2011, № 844 от 29.10.2011, № 843 от 28.10.2011), сведения о транспортном средстве (не указывается полностью государственный регистрационный знак автобуса - не указан регион: путевые листы № 843 от 28.10.2011, № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011; не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку: путевые листы № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011, № 825 от 09.10.2011), сведения о водителе (не указывается полностью имя, отчество водителя: путевые листы № 843 от 28.10.2011, № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011), в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя (путевые листы № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011, № 825 от 09.10.2011); не организован ежедневный контроль технического состояния автобуса по возвращении к месту стоянки (путевые листы № 832 от 17.10.2011, № 822 от 06.10.2011, № 821 от 05.10.2011, № 816 от 28.09.2011, № 803 от 15.09.2011, № 799 от 11.09.2011); не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя (путевые листы № 832 от 17.10.2011, № 803 от 15.09.2011, № 799 от 11.09.2011, № 797 от 09.09.2011); допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части представления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя Галушко А.Н. междусменный отдых с 18 на 19.10.2011 составил 09 час. 59 мин. (18.10.2011 окончание работы в 20 час. 09 мин., 19.10.2011 в 06 час. 08 мин. начало работы), с 30 на 31.10.2011 составил 10 час. 17 мин. (30.10.2011 окончание работы в 20 час. 00 мин., 31.10.2011 в 06 час. 17 мин. начало работы). У водителя Волкова В.Ю. междусменный отдых с 30.09.2011 на 01.10.2011 составил 11 час. 14 мин. (30.09.2011 окончание работы в 19 час. 06 мин., 01.10.2011 в 06 час. 20 мин. начало работы), с 08 на 09.10.2011 составил 11 час. 50 мин. (08.10.2011 окончание paботы в 20 час. 00 мин., 09.10.2011 в 07 час. 50 мин. начало работы); не организовано проведение повторного инструктажа по охране труда (в журнале проведения инструктажей отсутствует отметка о прохождении водителями Галушко А.Н. и Волковым В.Ю. повторного инструктажа); не организовано проведение стажировки водителей (документы о прохождении предмаршрутной стажировки и стажировки в условиях реального движения на маршруте № 51 г. Чебоксары отсутствуют - водительский состав: Галушко A.M., Волков В.Ю.); не представлена документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом; отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом (не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов; на установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов).
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Косолапова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании просила суд привлечь индивидуального предпринимателя Косолапова А.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении от 24.11.2011.
Индивидуальный предприниматель Косолапов А.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия.
В письме от 22.11.2011 Косолапов А.Н. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, и не откладывая дело перейти из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Косолапов Александр Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 307213034400015.
22 октября 2008 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011060 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 22.10.2013.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором Управления на основании приказа № 887-лиц от 21.10.2011 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Косолаповым А.Н. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Косолаповым А.Н. путевые листы ведутся с нарушениями: не указываются сведения о собственнике транспортного средства (не указывается полностью имя, отчество, номер телефона индивидуального предпринимателя: путевые листы
№ 846 от 31.10.2011, № 845 от 30.10.2011, № 844 от 29.10.2011, № 843 от 28.10.2011), сведения о транспортном средстве (не указывается полностью государственный регистрационный знак автобуса - не указан регион: путевые листы № 843 от 28.10.2011, № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011; не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку: путевые листы № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011, № 825 от 09.10.2011), сведения о водителе (не указывается полностью имя, отчество водителя: путевые листы № 843 от 28.10.2011, № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011), в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя (путевые листы № 840 от 25.10.2011, № 839 от 24.10.2011, № 835 от 20.10.2011, № 825 от 09.10.2011); не организован ежедневный контроль технического состояния автобуса по возвращении к месту стоянки (путевые листы № 832 от 17.10.2011, № 822 от 06.10.2011, № 821 от 05.10.2011, № 816 от 28.09.2011, № 803 от 15.09.2011, № 799 от 11.09.2011); не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя (путевые листы № 832 от 17.10.2011, № 803 от 15.09.2011, № 799 от 11.09.2011, № 797 от 09.09.2011); допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части представления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя Галушко А.Н. междусменный отдых с 18 на 19.10.2011 составил 09 час. 59 мин. (18.10.2011 окончание работы в 20 час. 09 мин., 19.10.2011 в 06 час. 08 мин. начало работы), с 30 на 31.10.2011 составил 10 час. 17 мин. (30.10.2011 окончание работы в 20 час. 00 мин., 31.10.2011 в 06 час. 17 мин. начало работы). У водителя Волкова В.Ю. междусменный отдых с 30.09.2011 на 01.10.2011 составил 11 час. 14 мин. (30.09.2011 окончание работы в 19 час. 06 мин., 01.10.2011 в 06 час. 20 мин. начало работы), с 08 на 09.10.2011 составил 11 час. 50 мин. (08.10.2011 окончание paботы в 20 час. 00 мин., 09.10.2011 в 07 час. 50 мин. начало работы); не организовано проведение повторного инструктажа по охране труда (в журнале проведения инструктажей отсутствует отметка о прохождении водителями Галушко А.Н. и Волковым В.Ю. повторного инструктажа); не организовано проведение стажировки водителей (документы о прохождении предмаршрутной стажировки и стажировки в условиях реального движения на маршруте № 51 г. Чебоксары отсутствуют - водительский состав: Галушко A.M., Волков В.Ю.); не представлена документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом; отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом (не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов; на установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов).
По результатам проверки 22.11.2011 в отношении индивидуального предпринимателя Косолапова А.Н. составлен протокол № 000332 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 22.11.2011, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 22.11.2011.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статье 23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что организация стажировки водителей, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей, относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Согласно пункту 10.10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в пункте 10.8 настоящих Правил.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок; обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Инструкцией о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, предусмотрены билетно-учетные листы.
Из пунктов 5, 6, 7, 12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона); сведения о транспортном средстве (в том числе государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе (в том числе фамилию, имя, отчество водителя). В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000332 от 22.11.2011. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем Косолаповым А.Н. согласно его письменным объяснениям в протоколе и объяснениям от 22.11.2011.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Суд отмечает, что по эпизодам, связанным с путевыми листами до 20.10.2011, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Вместе с тем по остальным фактам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 000332 от 22.11.2011 и в заявлении
№ 01-18/3208 от 24.11.2011, сроки давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущены.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя Косолапова А.Н. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного индивидуальным предпринимателем Косолаповым А.Н. административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Косолапова Александра Николаевича, 17.12.1952 года рождения, уроженца г. Ивдель Свердловской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 10.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 307213034400015, проживающего по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. А.В. Кочетова, д. 14, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев