ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-12211/12 от 21.12.2012 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-12211/2012

26 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Чебоксары к Производственному кооперативу «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2», г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности,

при участии: представителей заявителя – ФИО1, по доверенности от 30.12.2011, ФИО2, по доверенности от 28.05.2012,

представителя ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» - председателя ФИО3,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением к Производственному кооперативу «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее – кооператив) о привлечении к административной ответственности.

Заявление мотивировано тем, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» выявлены нарушения лицензионных требований, а именно: технический контроль транспортных средств перед выездом на линии механиками ОТК ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» фактически не осуществляется, делаются лишь пометки о допуске транспортных средств на линию в путевых листах и журнале контроля техсостояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии не выходя из кабинета. Осмотровые канавы не дооборудованы, отсутствует необходимое освещение для проведения контроля технического состояния АТС перед выездом с территории ЧПАП № 2 и в осмотровых канавах, что не позволяет проведение контроля технического состояния АТС. В график контроля механиков ОТК включены должностные лица, в должностные обязанности которых не входят функции по осуществлению контроля технического состояния АТС – начальник РММ ФИО4

Производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не имеет на праве собственности или на ином законном основании достаточного количества автобусов, необходимых для выполнения работ по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах №№ 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45 г. Чебоксары. В соответствии с заключенным с администрацией г.Чебоксары договором на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г.Чебоксары от 23.01.2008 № 18 Производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» обязан обеспечить перевозку пассажиров на автобусных маршрутах №№ 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45 количеством автобусов – 146 единиц. По состоянию на 27.09.2012 на балансе в Чебоксарском ПАП № 2 насчитывается 32 автобуса, из них пролицензировано под свою лицензию 20 автобусов.

ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2», подменяя полномочия администрации г.Чебоксары, представляет право на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах №№ 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45 индивидуальным предпринимателям – владельцам автобусов.

Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 15.10.2012 № 000456.

В этой связи заявитель просит привлечь ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представители заявителя в судебном заседании заявленное требование поддерживают и приводят доводы, изложенные в заявлении и возражениях на отзыв.

Представитель ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в судебном заседании и отзывом на заявление просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве. В частности, указывает, что на предприятии имеются две осмотровые канавы и эстакада длиной 25 метров для проверки технического состояния транспортных средств. В летнее и осеннее время на осмотровых канавах проводился косметический ремонт и увеличение высоты осмотровых канав, замена электропроводки и плафонов. Проверка транспортных средств проводится еще при заезде в парк, когда у механика ОТК меньшая рабочая нагрузка при ведении записей в журнале выпуска.

В график работы механиков ОТК включен ФИО4 согласно штатному расписанию с 2006 года. К обязанностям исполняющего обязанности начальника РММ ФИО4 приступил с сентября 2012 года.

Просит суд учесть, что после проведения проверки осмотровые канавы отремонтированы и дооборудованы.

На балансе ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» по состоянию на 27.09.2012 насчитывается 40 автобусов и 20 автобусов по договорам лизинга, не состоящие на балансе лизингополучателя. При этом данные договоры лизинга работниками УГАДН не запрашивались.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», статьи 16 (часть 1 пункт 7) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не подменяет полномочия администрации города Чебоксары, а арендует транспортные средства без предоставления услуг по управлению.

Ходатайством от 30.11.2012 просит приостановить производство по делу до рассмотрения судом дела № А79-13193/2012.

Суд отказывает представителю ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения судом дела № А79-13193/2012, поскольку в настоящем деле имеется достаточных доказательств для его рассмотрения, и у суда имеется возможность оценить доводы и возражения участвующих в деле лиц в соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках настоящего спора.

Выслушав объяснения представителей сторон, проанализировав имеющиеся документы, судприходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» зарегистрировано администрацией Калининского района г.Чебоксары 17.01.2000 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 28.12.2002 №АСС-21-016458 со сроком действия до 31.12.2012.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»);

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).

В порядке статьи 20 Федерального закона от 10.12.96 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В силу пункта 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Пунктом 2.5 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984, установлено, что ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.

Ежедневное техническое обслуживание выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.

Согласно пунктам 36 и 37 Правил технической эксплуатации подвижного состава для проверки подвижного состава, прибывающего с линии и выпускаемого на линию, в автотранспортном предприятии (организации) должен быть создан КТП с осмотровой канавой (эстакадой, полуэстакадой, подъемником) и комплектом необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Проверка подвижного состава входит в обязанность шофера и работников отдела технического контроля (далее - ОТК) предприятия (организации). При отсутствии в данном предприятии (организации) ОТК проверка подвижного состава осуществляется механиками КТП.

Пунктом 39 указанных Правил предусмотрено, что проверка производится по определенному перечню операций, составленному в автотранспортном предприятии или организации с учетом конструкции используемого в данном предприятии подвижного состава и условий его эксплуатации.

Из материалов дела и представленной видеозаписи следует, что технический контроль транспортных средств перед выездом на линии механиками ОТК ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не осуществляется должным образом, делаются лишь отметки о допуске транспортных средств на линию в путевых листах и в журнале контроля техсостояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии без осмотра транспортного средства.

Осмотровые канавы находились в момент проверки в состоянии ремонта, в них отсутствовало необходимое освещение для проведения контроля технического состояния транспортного средства перед выездом с территории ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2». Данное обстоятельство не оспорено представителем кооператива.

В последующем в соответствии с представленными ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» фотоматериалами предприятием устранено данное нарушение, осмотровые канавы после ремонта оснащены необходимым освещением для проведения контроля технического состояния транспортного средства перед выездом.

Согласно графику работы механиков ОТК на сентябрь 2012 года в график включено должностное лицо (начальник РММ ФИО4), в должностные обязанности которого не входят функции по осуществлению контроля технического состояния транспортных средств (л.д. 21 Тома 1).

Таким образом, названные выше положения законодательства ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2», обязанным контролировать и организовывать работу водителей, в момент проведения проверки не выполнялись должным образом.

Обстоятельства дела также свидетельствуют, что 23.01.2008 между администрацией города Чебоксары (заказчиком) и производственным кооперативом «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (исполнителем) заключен договор № 18 с приложениями на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г.Чебоксары. Впоследствии заключены дополнительные соглашения к указанному договору.

В соответствии с условиями договора в целях удовлетворения потребностей населения г.Чебоксары в пассажирских перевозках заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства в период действия настоящего договора осуществлять перевозку пассажиров и багажа на автобусном маршруте, утвержденном главой города Чебоксары, в режиме маршрутного такси.

Данный договор предусматривает права и обязанности сторон, согласно которым ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» обязуется нести ответственность как за свои действия и бездействия, так и за действия и бездействия своих служащих и всех работников по найму, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозок в области оказания услуг по перевозке в соответствии с настоящим договором.

В соответствии с приложениями к названному договору № 18 и дополнительными соглашениями производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» обязан обеспечить перевозку пассажиров на автобусных маршрутах №№ 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45 количеством автобусов – 146 единиц.

Таким образом, из анализа названного договора от 23.01.2008 № 18 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г.Чебоксары следует, что исполнитель ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» несет ответственность за невыполнение обязательств по настоящему договору перед заказчиком - администрацией города Чебоксары.

Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Из анализа указанного пункта следует, что для соблюдения данного требования организация (или индивидуальный предприниматель) должны подтвердить, что транспортные средства принадлежат им на праве собственности или ином законном основании. Подтверждением в данном случае является договор (купли-продажи, лизинга, аренды и т.п.), который заявитель должен представить в составе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии.

При этом из данного пункта Положения о лицензировании не определено количество транспортных средств, находящихся у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.

Материалы дела также свидетельствуют, что ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (в качестве арендатора) заключил ряд договоров аренды транспортных средств без предоставления услуг по управлению от 21.09.2011 № 009 с индивидуальным предпринимателем ФИО5, от 04.05.2012 №104 с индивидуальным предпринимателем ФИО6, от 15.11.2011 № 083 с индивидуальным предпринимателем ФИО5, от 22.08.2012 № 008 с индивидуальным предпринимателем ФИО7, от 05.07.2012 № 38 с индивидуальным предпринимателем ФИО8, от 15.07.2012 № 40 с индивидуальным предпринимателем ФИО9.

Предметом настоящих договоров аренды транспортных средств является предоставление арендодателем арендатору транспортного средства без предоставления услуг по управлению за обусловленную сторонами договора плату во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Транспортное средство будет использовано арендатором в своих производственных целях и целях получения коммерческих результатов в соответствии с эксплуатационными данными транспортного средства, передаваемого в аренду.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (статья 642 Гражданского кодекса Российской Федерации). Передача арендодателем объекта найма порождает у арендатора встречную обязанность по внесению арендной платы.

Действующим законодательством не запрещена передача арендодателем собственных транспортных средств на основании договора аренды транспортного средства без экипажа.

В этой связи суд отказывает заявителю в удовлетворении заявления о привлечении ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» к административной ответственности за совершение иных правонарушений: отсутствия у кооператива на праве собственности или на ином законном основании достаточного количества автобусов, необходимых для выполнения работ по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах №№ 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45 г.Чебоксары; предоставления права на осуществление пассажирских перевозок на данных автобусных маршрутах, ибо в силу заключенного договора от 23.01.2008 № 18 кооператив несет ответственность за невыполнение обязательств по настоящему договору перед администрацией города Чебоксары, а не перед заявителем.

На основании вышеизложенного суд считает, что факт совершения ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение только в части: формального технического контроля транспортных средств перед выездом на линии механиками ОТК ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (делаются лишь пометки о допуске транспортных средств на линию в путевых листах и журнале контроля техсостояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии не выходя из кабинета); отсутствия необходимого освещения в осмотровых канавах для проведения контроля технического состояния АТС перед выездом с территории ЧПАП № 2; во включении в график контроля механиков ОТК должностного лица, в должностные обязанности которого не входят функции по осуществлению контроля технического состояния АТС, то есть начальника РММ ФИО4

Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает.

Содеянные ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» названные правонарушения нельзя признать малозначительными, так как допущенные им нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.

На основании изложенного суд считает, что ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной нормой предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вина кооператива заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя кооператива, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.

С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» ранее к административной ответственности не привлекался, суд пришёл к выводу о необходимости привлечения его к административной ответственности в виде предупреждения.

В данном случае предупреждение является достаточной мерой, направленной на разъяснение кооперативу противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.

Законом не предусмотрена уплата государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь Производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2», находящееся по адресу: <...> (ОГРН - <***>), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья О.Л. Павлова