ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-12215/12 от 13.12.2012 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-12215/2012

13 декабря 2012 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Чебоксары

к индивидуальному предпринимателю Кудрявцеву Юрию Петровичу, д.Мусирмы Урмарского района

о привлечении к административной ответственности,

без вызова сторон,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кудрявцева Юрия Петровича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что при проведении проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя Кудрявцева Ю.П. выявлено нарушение лицензионных требований и условий. А именно: предпринимателем не организована и не проведена стажировка водителя Кудрявцева В.П. Самим водителем предпринимателем Кудрявцевым Ю.П. также не пройдена стажировка (отсутствуют заключения – стажировочные листы о допуске водителей к самостоятельной работе). Не организовано проведение послерейсового медосмотра водителя, работающего на автобусном маршруте Чебоксары-Урмары-Чебоксары, сам водитель также не проходит послерейсовый медицинский осмотр. Не организован ежедневный контроль за техническим состоянием автобусов, регистрационный номер АН 421 21 RUS, АЕ 522 21 RUS по возвращении к месту стоянки (в путевых листах №№ 273, 276, 285, 294, 296 отсутствуют подписи или штампы уполномоченных лиц – механиков о прохождении послерейсовых технических осмотров автобусов). Не организовано и не проводятся ежемесячно сверки с территориальным УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями. Не организовано проведение инструктажей по безопасности дорожного движения с водителем автобуса. Отсутствуют журнал учета инструктажей по безопасности дорожного движения и инструкции по безопасности дорожного движения, необходимые для проведения инструктажей по безопасности движения. Не организована и не проводятся технические обслуживания и ремонт автобусов, регистрационный знак АН 421 21 RUS, АЕ 522 21 RUS в специализированных предприятиях (отсутствует журнал учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств). Путевые листы оформляются предпринимателем с нарушениями действующего законодательства: в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, имя, отчество предпринимателя и водителя автобуса не расшифровываются, при заезде на постоянную стоянку не проставляются дата (число, месяц, год), показания спидометра. Отсутствует договор обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автобусами по маршруту Чебоксары-Урмары-Чебоксары.

Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2012 № 000447.

В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Кудрявцева Ю.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.10.2012 заявление принято к производству, установлен пятнадцатидневный срок для представления индивидуальным предпринимателем Кудрявцевым Ю.П. отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства лицами, участвующими в деле получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.

От ответчика – документально обоснованный отзыв на заявление, доказательство его направления заявителю в установленные арбитражным судом сроки не поступили. Письмом от 12.10.2012 предприниматель признает выявленные в ходе проверки правонарушения.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что Кудрявцев Юрий Петрович является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 07.09.2009 № АСС-21-011285 со сроком действия до 07.09.2014.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

В порядке статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 определено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Пунктом 5.11 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 установлено, что владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обеспечивают проведение обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) в установленном порядке.

Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №647 от 29.06.1995 предусматривает, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.

В порядке раздела 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.

Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.

Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

Пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 предусмотрено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

В силу пункта 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Пунктом 2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984, предусмотрено, что работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.

Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно пункту 3 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Пунктами 9, 17, 18 названного Приказа предусмотрено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12 приказа).

Суд считает, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Кудрявцевым Ю.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение.

Названные выше положения законодательства предпринимателем Кудрявцевым Ю.П., обязанным контролировать и организовывать работу водителей, не выполняются.

Так, материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем требований действующего законодательства, а именно: не организованы стажировка водителей, проведение послерейсового медосмотра водителей, работающих на автобусном маршруте Чебоксары-Урмары-Чебоксары, ежедневный контроль за техническим состоянием автобусов, регистрационный номер АН 421 21 RUS, АЕ 522 21 RUS по возвращении к месту стоянки, ежемесячные сверки с территориальным УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями, проведение инструктажей по безопасности дорожного движения с водителем автобуса, технические обслуживания и ремонт автобусов, регистрационный знак АН 421 21 RUS, АЕ 522 21 RUS в специализированных предприятиях. Путевые листы оформляются предпринимателем с нарушениями действующего законодательства: в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, имя, отчество предпринимателя и водителя автобуса не расшифровываются, при заезде на постоянную стоянку не проставляются дата (число, месяц, год), показания спидометра. Отсутствует договор обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автобусами по маршруту Чебоксары-Урмары-Чебоксары.

Доказательства обратного суду не представлены.

Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Содеянное индивидуальным предпринимателем Кудрявцевым Ю.П. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как допущенные им нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.

На основании изложенного суд считает, что индивидуальный предприниматель Кудрявцев Ю.П. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной нормой предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вина предпринимателя заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен. К тому же при составлении протокола об административном правонарушении от 12.10.2012 предприниматель согласился с выявленными в ходе проверки правонарушениями, о чем свидетельствует его подпись в протоколе (л.д. 7-8).

С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, суд пришёл к выводу о необходимости привлечения его к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь индивидуального предпринимателя Кудрявцева Юрия Петровича, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Урмарский район, с. Мусирмы, ул. Демидова, дом 6 (ОГРНИП 304213717600077) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ
 г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 1 16 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Доказательства уплаты административного штрафа представить в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.

Судья О.Л. Павлова