ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-1317/08 от 17.03.2008 АС Чувашской Республики

А79-1317/2008 #

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-1317/2008

17 марта 2008 года

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Ю.П. при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

ООО «БОГАТЫРЬ», г. Чебоксары Чувашской Республики

к ИФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары

об оспаривании постановления от 20.02.2008 о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Степановой А.А.,

ответчика – специалиста 1 разряда Максимова Е.В.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БОГАТЫРЬ» (далее - «заявитель», «Организация») обратилось 01.03.2008 в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2008 инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики (далее – «ответчик», «Инспекция») о наложении административного штрафа.

В обоснование требования Организация указала, что оспариваемым пос-тановлением Инспекция признала ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - «КоАП РФ»), и наложила наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.. Заявитель не согласен с вынесенным постановлением. Считает, что ответчик неправильно квалифицировал вмененное Организации правонарушение. Отсутствие оттиска печати, подписи и даты последнего собственника алкогольной продукции в разделах Б справок к ГТД образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а не ч. 3 указанной статьи закона. Раздел Б справки к ТТН на водку «Братья Таланцевы» представлен Инспекции 14.01.2008 до составления протокола об административном правонарушении. Представленные 04.02.2008 возражения заявителя и объяснительная продавца спорного магазина ответчиком не рассмотрены, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении их наличие не отражено.

В судебном заседании представитель Организации Степанова А.А. заявление поддержала по указанным в нем и письменном пояснении основаниям. Пояснила, что заявитель не оспаривает факт отсутствия в момент проверки 13.01.2008 в 11 час. 34 мин. оттисков печатей, подписей и даты последнего собственника в разделах Б справок к ГТД на горькие настойки «Мягков лимонная» и «Украинская медовая с перцем», изготовленные на Украине, на вино «Черная кошка», изготовленное в Германии. Раздел Б справки к ТТН на водку «Братья Таланцевы» производства Ядринского спиртзавода филиала ФГУП «Росспиртпром» в момент проверки 13.01.2008 находился в спорном магазине и был представлен ответчику 14.01.2008. Однако в момент проверки продавщица магазина растерялась, не смогла сразу найти и представить ее проверяющим. Письменную объяснительную от 13.01.2008 продавец магазина написала под диктовку проверяющих, была напугана. Доказательством наличия в момент проверки в магазине спорного раздела Б справки к ТТН на водку является письменная справка ООО «Фирмы «Гулливер» от 07.02.2008 № 119. Просит суд в случае признания доводов заявителя необоснованными применить малозначительность правонарушения и освободить его от ответственности, ограничившись устным замечанием.

Инспекция письменным отзывом и пояснениями представителя Максимова Е.В. в заседании суда заявление не признала. Пояснила, что в нарушение статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пунктов 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров в магазине «Бакалея» заявителя 13.01.2008 в 11 час. 34 мин. представлены разделы Б справок к ГТД на импортные настойки «Мягков лимонная» алк. 40%, «Украинская медовая с перцем», алк. 40% и вино «»Черная кошка» алк. 9,5% , изготовленные на Украине и Германии соответственно, на которых отсутствуют подписи должностного лица и печать организации – последнего получателя, не указаны даты получения им алкогольной продукции; на водку «Братья Таланцевы» алк. 40% российского производства не представлен раздел Б справки к ТТН, указанный документ представлен заявителем Инспекции только 14.01.2008, то есть на следующий после проверки день. Считает, что ответственность за указанные нарушения предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, что подтверждается арбитражной практикой, постановлениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе определением от 06.02.2008 № 375/08. Процедура возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела ответчиком соблюдена. Организация ранее в 2007 году привлекалась к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В подтверждение приведенных доводов представила суду на обозрение подлинные материалы дела об административном правонарушении.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее:

в качестве юридического лица Организация зарегистрирована 05.06.2006 ИФНС России по городу Чебоксары Чувашской Республики, в подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ ей 05.06.2006 выдано свидетельство о государственной регистрации серии 21 № 001738296.

В ходе проверки 13.01.2008 в период с 11 час. 34 мин. до 12 час. 40 мин. сотрудники Инспекции установили, что в магазине «Бакалея» заявителя, расположенном по адресу г. Чебоксары, улица Гагарина, дом 1, осуществляется реализация алкогольной продукции в ассортименте. При этом к моменту проверки на водку «Братья Таланцевы», емк. 0,25 л, алк. 40% по цене 50 руб., дата розлива 24.12.2007, произведенную в г. Ядрине Чувашской Республики, не представлен раздел Б справки к товарно - транспортной накладной; на вино белое полусладкое «Черная кошка» емк. 0,75 л, алк. 9,5 % по цене 190 руб., дата розлива 31.01.2007, изготовленное в Германии, настойку горькую «Мягков лимонная», емк. 0,2 л, алк. 40% по цене 40 руб., дата розлива 10.10.2007, изготовленную на Украине, настойку горькую «Украинская медовая с перцем», емк. 0,1 л, алк. 40% по цене 40 руб., дата розлива 25.10.2007, изготовленную на Украине, не оформлены разделы Б справок к ГТД, а именно отсутствуют печати, подписи и даты получения последнего покупателя.

По факту обнаружения указанных нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции старший государственный налоговый инспектор Инспекции на месте в присутствии продавца-кассира магазина вынесла определение № 024 от 13.01.2008 о возбуждении в отношении Организации дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В письменном объяснении, приложенном к указанному определению, продавец-кассир магазина факты нарушения не оспорила.

По итогам административного расследования старший госналогинспектор Инспекции составил в отношении Организации протокол № 014 от 04.02.2008 об административном правонарушении, предусмот-ренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Указанный протокол составлен ответчиком 04.02.2008 в присутствии руководителя Организации.

При этом права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, законному представителю заявителя разъяснены, однако от подписей в данном протоколе руководитель Организации отказался, что подтверждается соответствующими записями и подписями присутствовавших лиц на протоколе № 014 от 04.02.2008, показаниями сторон в заседании суда.

О месте и времени рассмотрения вопроса об окончании администра-тивного расследования и составления протокола заявитель был извещен надлежащим образом определением от 14.01.2008, направленным Инспек-цией Организации и ее директору через орган связи 23.01.2008 заказными письмами №№ 63037-63039 по квитанции № 19390 и полученным адресатами 25.01.2008, что подтверждается почтовой квитанцией, почтовыми уведомлениями о вручении заказных писем и показаниями представителей сторон в судебном заседании.

В определении от 14.01.2008 содержится также письменное разъясне-ние законному представителю Организации прав и обязанностей, предусмот-ренных статьей 25.1 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении № 014 от 04.02.2008 направлены заявителю и его директору через орган связи 06.02.2008 заказными письмами № 64964 и 64964 по квитанциям № 20204 и 20205 и получены Организацией и ее директором 08.02.2008, что подтверж-дается подлинными квитанциями, почтовыми уведомлениями.

Определение от 13.02.2008 о назначении на 20.02.2008 в 11 час. 30 мин. места и времени рассмотрения дела об административном правонару-шении вручено директору заявителя 13.02.2008 лично под роспись, о чем на определении имеются соответствующая запись и подпись.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и постанов-ление о наложении на Организацию административного штрафа в размере 30 тысяч рублей по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вынесено руководителем Инспек-ции 20.02.2008 в присутствии руководителя заявителя, копия постановления о наложении штрафа вручена последнему в день вынесения, что подтверждается соответствующей записью и подписью на постановлении.

Организация не согласилась с назначением административного штрафа в размере 30 тысяч рублей и 01.03.2008 через орган связи направила в арбитражный суд заявление о признании незаконным и отмене постанов-ления от 20.02.2008.

Суд признает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процентов объема готовой продукции (ст. 2); в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается нарушение установленных правил ее продажи (п.1 ст. 26).

Согласно пунктам 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь в числе иного копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции, и копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, произведенную на территории РФ; при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателей информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям не только путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия, но и путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертифи-катом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной дер-жателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертифика-ции, выдавшим сертификат, а также товарно-сопроводительными докумен-тами.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 379 от 16.06.2006) утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и форма справки к ТТН на алкогольную продукцию.

В соответствии с указанными Правилами при получении алкогольной продукции организация-покупатель обязана указать в правой части раздела Б справки к ТТН свои реквизиты и данные, заверить их подписью уполномоченного лица организации-покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также печатью организации-покупателя.

Материалами дела подтверждается осуществление 13 января 2008 года в магазине «Бакалея» Организации в г. Чебоксары розничной торговли алкогольной продукцией в ассортименте.

Однако в нарушение вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов реализация алкогольной продукции производится с нарушением установленных правил, а именно 13.01.2008 по первому требованию контролирующего органа не представлен раздел Б справки к ТТН на водку «Братья Таланцевы», емк. 0,25 л, алк. 40% по цене 50 руб., изготовленную в г. Ядрине Чувашской Республики.

Указанный документ представлен Инспекции 14.01.2008, то есть на следующий после проверки день.

Кроме этого, в нарушение п. 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров 13.01.2008 в момент проверки Организация осуществляла розничную продажу вина белого полусладкого «Черная кошка» емк. 0,75 л, алк. 9,5 % по цене 190 руб., изготовленного в Германии, настойки горькой «Мягков лимонная», емк. 0,2 л, алк. 40% по цене 40 руб. и настойки горькой «Украинская медовая с перцем», емк. 0,1 л, алк. 40% по цене 40 руб., изготовленных на Украине, при отсутствии в разделах Б справок к ГТД записей о фамилии, имени, отчестве, подписи уполномоченного лица и печати Организации-покупателя, а также даты получения продукции.

При таких обстоятельствах суд признает, что Организация не обеспе-чила соблюдение работниками его магазина Правил продажи отдельных видов товаров, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Вина заявителя, заключающаяся в непринятии всех зависящих мер по недопущению административного правонарушения, Инспекцией определена правильно.

Административный штраф на Организацию наложен оспариваемым постановлением заявителя в размере, определенном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Определенная КоАП РФ процедура возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения административного дела Инспекцией не нарушена.

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об адми-нистративных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассмат-ривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно Федеральному закону от 07 января 1999 года № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783, Министерство Российской Федерации по нало-гам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осу-ществляющим в числе прочих государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, ут-вержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в уста-новленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (п.1).

В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои террито-риальные органы.

В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Рос-сийской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об администра-тивных правонарушениях, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 года № САЭ-3-06/354@, руководителю и должностным лицам инспекции по районам, района в городах, городам без районного деления право составления протокола об административном правонарушении предоставлено.

С учетом указанного следует признать, что постановление от 20.02.2008 о привлечении Организации к административной ответственности вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

Определением от 14.01.2008 Организация извещена Инспекцией надле-жащим образом о назначении на 04.02.2008 в 09 час. 00 мин. места и времени рассмотрения вопроса об окончании административного расследования и составления протокола об административном правонарушении. При этом указанным определением права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, заявителю разъяснены.

Протокол № 014 от 04.02.2008 об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя заявителя, при этом права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, руководителю заявителя разъяснены.

Копии протокола № 014 от 04.02.2008 об административном правонарушении направлены Организации и ее директору 06.02.2008 и вручены адресатам 08.02.2008.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и постанов-ление от 20.02.2008 вынесено в присутствии законного представителя Организации, копия постановления вручена ему в день вынесения, что подтверждается соответствующими записями и подписью на оспариваемом постановлении.

По мнению суда, положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения в данном случае неприменимы, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным интересам в сфере оборота алкогольной продукции, защиты прав потребителей; к тому же ранее постановлением от 28.02.2008 Организация привлекалась к администра-тивной ответственности за совершение в этом же магазине аналогичного нарушения.

Законность привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за ненадлежащее оформление раздела Б справки к ТТН на алкогольную продукцию подтверж-дается определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.02.2008 № 375/08 по делу № А62-4205/2007.

Таким образом, у Инспекции было основание для привлечения Организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении ответчик не нарушил.

Заявление об оспаривании постановления от 20.02.2008 подано заявителем в арбитражный суд 01.03.2008 до истечения десятидневного срока со дня получения 20.02.2008 его копии.

Доводы заявителя являются необоснованными по вышеуказанным основаниям.

Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ подтверждает, что административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, наступает в случае отсутствия у продавца справки к ГТД на импортную алкогольную продукцию или справки к ТТН на отечественную алкогольную продукцию вообще либо без надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных.

В данном случае справка к ТТН на водку отечественного производства у Организации имелась, однако 13.01.2008 проверяющим по первому требованию не была представлена; справки к ГТД на импортные настойки и вино у заявителя имелись, однако разделы Б указанных справок со стороны Организации, являющейся последним покупателем и собственником алкогольной продукции, не были заполнены.

Указанные нарушения подлежат квалификации по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, заявителем при обращении в суд госпошлина не уплачена.

Руководствуясь статьями 167- 170, 211 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «БОГАТЫРЬ», г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления от 20 февраля 2008 года инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики о наложении административного штрафа в размере 30000 руб. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Ю.П.Николаев