ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-1346/2011 от 26.04.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-1346/2011

26 апреля 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Прохорову Альберту Васильевичу

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Прохорова Альберта Васильевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Прохоровым А.В. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не ведется учет рабочего времени водителей, допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части предоставления ежедневного (междусменно­го) отдыха не менее 12 часов. Так, согласно путевым листам у водителя Курбатова Ю.Н. 03.02.2011 время выезда – 06 час. 00 мин., время возврата – 18 час. 08 мин., время работы на линии – 10 час. 08 мин.; 04.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 06 мин., время работы на линии – 10 час. 26 мин., междусменный отдых – 11 час. 32 мин.; 05.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 05 мин., время работы на линии – 10 час. 25 мин., междусменный отдых – 11 час. 34 мин.; 08.02.2011 время выезда – 05 час. 00 мин., время возврата – 18 час. 06 мин., время работы на линии – 11 час. 06 мин.; 09.02.2011 время выезда – 05 час. 50 мин., время возврата – 18 час. 02 мин., время работы на линии – 09 час. 52 мин., междусменный отдых – 11 час. 44 мин.; 10.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 04 мин., время работы на линии – 10 час. 24 мин., междусменный отдых – 11 час. 38 мин.; 11.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 10 мин., время работы на линии – 10 час. 30 мин., междусменный отдых – 11 час. 36 мин.; 13.02.2011 время выезда – 05 час. 45 мин., время возврата – 18 час. 12 мин., время работы на линии – 10 час. 27 мин.; 14.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 20 мин., время работы на линии – 10 час. 40 мин., междусменный отдых – 11 час. 28 мин.; 15.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 12 мин., время работы на линии – 10 час. 32 мин., междусменный отдых – 11 час. 20 мин.; 16.02.2011 время выезда – 05 час. 30 мин., время возврата – 18 час. 13 мин., время работы на линии – 10 час. 43 мин., междусменный отдых – 11 час. 18 мин.; у водителя Прохорова А.В. 06.02.2011 время выезда – 06 час. 55 мин., время возврата – 18 час. 24 мин., время работы на линии – 09 час. 29 мин.; 07.02.2011 время выезда – 06 час. 02 мин., время возврата – 18 час. 05 мин., время работы на линии – 10 час. 03 мин., междусменный отдых – 11 час. 38 мин.; не организовано проведение послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств (в путевом листе № 44 от 13.02.2011, водитель Иванов И.Н., отсутствует дата и время проведения послерейсового медосмотра водителя, заверенные штампом и подписью медра­ботника с указанием фамилии, имени и отчества); нарушается порядок заполнения путевых листов (от­сутствует «имя, отчество» индивидуального предпринимателя; отсутствует в заголовочной части путевых листов печать или штамп индивидуального предпринимателя; отсут­ствует в путевом листе «число, месяц, год» и время «часы, минуты» проведения послерейсового медосмотра водителя - путевой лист № 44 от 13.02.2011, водитель Иванов И.Н.); исполь­зуемые путевые листы не соответствуют требованиям приказа Министерства транспорта РФ № 152 от 18.09.2008.

На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Прохорова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

26 апреля 2011 года в арбитражный суд от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела № А79-1346/2011 без участия представителя заявителя и поддержании заявленных требований в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Прохоров Альберт Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 12.02.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304212904300328.

12 марта 2003 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-008004 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, срок действия которой был продлен до 27.02.2013.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором Управления на основании приказа № 128 лиц от 25.01.2011 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Прохоровым А.В. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.

По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Прохоровым А.В. не ведется учет рабочего времени водителей, допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части предоставления ежедневного (междусменно­го) отдыха не менее 12 часов. Так, согласно путевым листам у водителя Курбатова Ю.Н. 03.02.2011 время выезда – 06 час. 00 мин., время возврата – 18 час. 08 мин., время работы на линии – 10 час. 08 мин.; 04.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 06 мин., время работы на линии – 10 час. 26 мин., междусменный отдых – 11 час. 32 мин.; 05.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 05 мин., время работы на линии – 10 час. 25 мин., междусменный отдых – 11 час. 34 мин.; 08.02.2011 время выезда – 05 час. 00 мин., время возврата – 18 час. 06 мин., время работы на линии – 11 час. 06 мин.; 09.02.2011 время выезда – 05 час. 50 мин., время возврата – 18 час. 02 мин., время работы на линии – 09 час. 52 мин., междусменный отдых – 11 час. 44 мин.; 10.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 04 мин., время работы на линии – 10 час. 24 мин., междусменный отдых – 11 час. 38 мин.; 11.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 10 мин., время работы на линии – 10 час. 30 мин., междусменный отдых – 11 час. 36 мин.; 13.02.2011 время выезда – 05 час. 45 мин., время возврата – 18 час. 12 мин., время работы на линии – 10 час. 27 мин.; 14.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 20 мин., время работы на линии – 10 час. 40 мин., междусменный отдых – 11 час. 28 мин.; 15.02.2011 время выезда – 05 час. 40 мин., время возврата – 18 час. 12 мин., время работы на линии – 10 час. 32 мин., междусменный отдых – 11 час. 20 мин.; 16.02.2011 время выезда – 05 час. 30 мин., время возврата – 18 час. 13 мин., время работы на линии – 10 час. 43 мин., междусменный отдых – 11 час. 18 мин.; у водителя Прохорова А.В. 06.02.2011 время выезда – 06 час. 55 мин., время возврата – 18 час. 24 мин., время работы на линии – 09 час. 29 мин.; 07.02.2011 время выезда – 06 час. 02 мин., время возврата – 18 час. 05 мин., время работы на линии – 10 час. 03 мин., междусменный отдых – 11 час. 38 мин.; не организовано проведение послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств (в путевом листе № 44 от 13.02.2011, водитель Иванов И.Н., отсутствует дата и время проведения послерейсового медосмотра водителя, заверенные штампом и подписью медра­ботника с указанием фамилии, имени и отчества); нарушается порядок заполнения путевых листов (от­сутствует «имя, отчество» индивидуального предпринимателя; отсутствует в заголовочной части путевых листов печать или штамп индивидуального предпринимателя; отсут­ствует в путевом листе «число, месяц, год» и время «часы, минуты» проведения послерейсового медосмотра водителя - путевой лист № 44 от 13.02.2011, водитель Иванов И.Н.); исполь­зуемые путевые листы не соответствуют требованиям приказа Министерства транспорта РФ № 152 от 18.09.2008.

По результатам проверки 28.02.2011 в отношении индивидуального предпринимателя Прохорова А.В. составлен протокол № 000556 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 28.02.2011, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 28.02.2011.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Согласно пункту 2.3.2 указанного Положения владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

В соответствии с пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организация обязана организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008
 № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Из пунктов 3, 5, 7, 12 указанного Приказа следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона), сведения о водителе (в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя). В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000556 от 28.02.2011. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем Прохоровым А.В. согласно его письменным объяснениям в протоколе.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя Прохорова А.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, нарушения срока привлечения к административной ответственности не допущено.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного индивидуальным предпринимателем Прохоровым А.В. административного правонарушения суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Прохорова Альберта Васильевича, 10.05.1967 года рождения, уроженца дер. Сормпось – Шумшеваши Аликовского района Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 12.02.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212904300328, проживающего по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Максима Горького, д. 9, кв. 64, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.А. Афанасьев