ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-14274/2011 от 27.01.2012 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-14274/2011

30 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 30 января 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 30.12.2011,

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не было,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что по результатам внеплановой выездной проверки перевозочной дея­тельности индивидуального предпринимателя ФИО1 выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно: допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей (согласно регистрационному листу тахографа автобуса MERCEDES-BENZ О403 государственный регистрационный номер AH500/21RUS водитель ФИО3 с 30.10.2011 по 31.10.2011 управлял автобусом с 20 час. 00 мин. до 22 час. 03 мин. (2 час. 03 мин., отдых 26 мин.), с 22 час. 29 мин. до 02 час. 00 мин. (3 час. 31 мин., отдых 31 мин.), с 02 час. 31 мин. до 06 час. 05 мин. (3 час. 34 мин.) - общее время управления 9 час. 08 мин.; с 01.11.2011 по 02.11.2011 управлял автобусом с 20 час. 20 мин. до 22 час. 28 мин. (2 час. 08 мин., отдых 35 мин.), с 23 час. 03 мин. до 02 час. 46 мин. (3 час. 43 мин., отдых 31 мин.), с 03 час. 17 мин. до 04 час. 17 мин. (1 час., перерыв 8 мин.), с 04 час. 25 мин. до 07 час. 30 мин. (3 час. 05 мин.) - общее время управления 8 час. 56 мин.; с 03.11.2011 по 04.11.2011 управлял автобусом с 19 час. 35 мин. до 20 час. 20 мин. (0 час. 45мин., отдых 10 мин.), с 20 час. 30 мин. до 22 час. 07 мин. (1 час. 37 мин., отдых 22 мин.), с 22 час. 29 мин. до 02 час. 10 мин. (3 час. 39 мин., отдых 30 мин.), с 02 час. 40 мин. до 03 час. 45 мин. (1 час. 05 мин., перерыв 5 мин.), с 03 час. 50 мин. до 06 час. 00 мин.
 (2 час. 10 мин.) - общее время управления 9 час. 16 мин.); нарушается скоростной режим водителей при выполнении рейсов по маршруту Чебоксары-Москва-Чебоксары (при просмотре тахограмм автобуса MERCEDES-BENZ О403
государственный регистрационный номер AH500/21RUS с 30.10.2011 по 07.11.2011 установлены превышения ско­ростного режима (свыше 90 км/час) по водителю ФИО3, совершившему ДТП 09.11.2011, и другим водителям); не проводится госповерка тахографов (отсутствуют свидетельства о госповерке); допускается нарушение эксплуатации тахографов со стороны водителей (своевременно не пе­реключаются режимы записи тахограмм водителями); предпринимателем не проводится анализ и контроль за ведением тахограмм, нарушений режи­ма труда и отдыха, скоростного режима и не принимаются меры по пресечению нарушений. Тем самым допущены грубые нарушения лицензионных требований и условий, в результате чего совершено ДТП по вине водителя ФИО3 09.11.2011, в результате которого пострадало 25 человек, в том числе 8 человек получили травмы средней степени тяжести.

На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении от 27.12.2011.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.07.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212920800296.

25 августа 2004 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-009326 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, срок действия которой был продлен по 31.08.2014.

Из материалов дела следует, что на основании приказа № 1044/лиц от 09.12.2011 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом по факту ДТП 09.11.2011 с автобусом MERCEDES-BENZ О403 государственный регистрационный номер AH500/21RUS, в результате которого пострадало 25 человек, в том числе 8 человек получили травмы средней степени тяжести.

По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей (согласно регистрационному листу тахографа автобуса MERCEDES-BENZ О403 государственный регистрационный номер AH500/21RUS водитель ФИО3 с 30.10.2011 по 31.10.2011 управлял автобусом с 20 час. 00 мин. до 22 час. 03 мин. (2 час. 03 мин., отдых 26 мин.), с 22 час. 29 мин. до 02 час. 00 мин. (3 час. 31 мин., отдых 31 мин.), с 02 час. 31 мин. до 06 час. 05 мин. (3 час. 34 мин.) - общее время управления 9 час. 08 мин.; с 01.11.2011 по 02.11.2011 управлял автобусом с 20 час. 20 мин. до 22 час. 28 мин. (2 час. 08 мин., отдых 35 мин.), с 23 час. 03 мин. до 02 час. 46 мин. (3 час. 43 мин., отдых 31 мин.), с 03 час. 17 мин. до 04 час. 17 мин. (1 час., перерыв 8 мин.), с 04 час. 25 мин. до 07 час. 30 мин. (3 час. 05 мин.) - общее время управления 8 час. 56 мин.; с 03.11.2011 по 04.11.2011 управлял автобусом с 19 час. 35 мин. до 20 час. 20 мин. (0 час. 45мин., отдых 10 мин.), с 20 час. 30 мин. до 22 час. 07 мин. (1 час. 37 мин., отдых 22 мин.), с 22 час. 29 мин. до 02 час. 10 мин. (3 час. 39 мин., отдых 30 мин.), с 02 час. 40 мин. до 03 час. 45 мин.
 (1 час. 05 мин., перерыв 5 мин.), с 03 час. 50 мин. до 06 час. 00 мин. (2 час. 10 мин.) - общее время управления 9 час. 16 мин.); нарушается скоростной режим водителей при выполнении рейсов по маршруту Чебоксары-Москва-Чебоксары (при просмотре тахограмм автобуса MERCEDES-BENZ О403 государственный регистрационный номер AH500/21RUS с 30.10.2011 по 07.11.2011 установлены превышения ско­ростного режима (свыше 90 км/час) по водителю ФИО3, совершившему ДТП 09.11.2011, и другим водителям); не проводится госповерка тахографов (отсутствуют свидетельства о госповерке); допускается нарушение эксплуатации тахографов со стороны водителей (своевременно не пе­реключаются режимы записи тахограмм водителями); предпринимателем не проводится анализ и контроль за ведением тахограмм, нарушений режи­ма труда и отдыха, скоростного режима и не принимаются меры по пресечению нарушений.

По результатам проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000322 от 23.12.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 23.12.2011.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Согласно пункту 5 указанного Положения под грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленных порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что организация стажировки водителей, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей, относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 5.4 указанного Положения автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Пунктами 5, 6, 8, 9 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 07.07.1998 № 86, установлено, что каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами. Поверки тахографов осуществляются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации.

Водитель транспортного средства обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы. Владелец транспортного средства проводит анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений принимает меры по их пресечению.

Согласно пункту 19 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

Материалами дела подтверждается, что предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил грубые нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000322 от 23.12.2011.

Нарушения, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, нарушения срока привлечения к административной ответственности не допущено.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, признания вины в совершении административного правонарушения, впервые привлечения к административной ответственности, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере
 4 500 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца дер. Мочковаши, Красночетайского района Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 26.07.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212920800296, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 500 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.А. Афанасьев