ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-16772/2005 от 09.02.2006 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-16772/2005

февраля 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.06. Полный текст решения изготовлен 13.02.06.

Арбитражный суд в составе:

судьи Велитченко Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания Велитченко Г.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

заместителя Прокурора Чувашской Республики

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары,

с участием третьего лица – закрытого акционерного общества "Центр оптимизации закупок" г. Чебоксары,

о признании действий  незаконными, 

при участии

от истца – ФИО1 по удостоверению № 56337,

от ответчика – ФИО2 по доверенности № 03-21/36965 от 30.12.05,

от третьего лица – не было,

установил:

заместитель Прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району           г. Чебоксары (далее – Инспекция) о признании незаконным решения № 1540 от 29.09.04 о государственной регистрации закрытого акционерного общества «Центр оптимизации закупок» (далее – ЗАО «Центр оптимизации закупок», Общество) на основании  статей  52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск. Пояснил, что Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Чебоксары 29.09.04 принято решение № 1540 о регистрации закрытого акционерного общества "Центр оптимизации закупок", на основании которого налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ЗАО "Центр оптимизации закупок" (ОГРН <***>).

Согласно части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из пункта 1.17. Устава Общества следует, что местом его нахождения является: <...>.

Однако в ходе осмотра места нахождения Общества Инспекцией  установлено отсутствие его по указанному адресу. Кроме того, согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике за ЗАО "Центр оптимизации закупок" не зарегистрированы права не недвижимое имущество по данному адресу.  ОАО "Чувашагроснаб"  как балансодержатель  помещений , также не представлял нежилые помещения Обществу по указанному адресу.

Истец считает, что поскольку регистрация ЗАО "Центр оптимизации закупок" на основании недостоверных сведений о месте его нахождения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности,  решение № 1540 является незаконным.

Представитель ответчика иск не признал. Пояснил, что для регистрации юридического лица были представлены все необходимые документы, поэтому оснований для отказа в регистрации не имелось.

Представитель третьего лица в суд не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и мете судебного заседания. Письменные пояснения на иск не представил.

Суд считает возможным рассмотреть спор  в отсутствие третьего лица в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

Решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики № 1540  от 29.09.04 зарегистрировано при создании закрытое акционерное общество "Центр оптимизации закупок", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за  номером <***>, выдано свидетельство серии 21 № 001659433 (л.д. 6, 7).

Согласно пункту 1.17. Устава местом нахождения Общества является:  <...> (л.д.20).

Ответчик и третье лицо данные обстоятельства не оспорили.

Оценив представленные документы, суд находит требования истца обоснованными на основании следующего.

Согласно ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  прокурор  вправе обратиться  в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными  решений  и действий государственных органов,  органом местного самоуправления,  иных органов, если он полагает, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской   и иной экономической  деятельности.

В соответствии со статьей  5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с подпунктом «а» части 1 статьи 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Наименование и место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных норм следует, что сведения о юридическом лице, в том числе о месте его нахождения, содержащиеся в учредительных документах и представляемые в регистрирующий орган, должны быть достоверными.

Сведения о месте нахождения необходимы для осуществления связи с юридическим лицом, от места нахождения юридического лица зависят многие юридические действия.

Как установлено Инспекцией 19.09.05 при осмотре помещений, расположенных   по адресу : <...>,   Общество  по указанному адресу не находится.

Согласно письму ОАО "Чувашагроснаб"  от 21.11.05 № 348, оно является  балансодержателем указанных помещений,  собственником офиса  № 50  является  Госкомимущество  Чувашской Республики, 09.08.04  данное помещение  было передано  ФИО3 по договору аренды № 319 от 09.08.04. на период с 09.08.04 по 01.07.05. ЗАО "Центр оптимизации закупок" помещения не представлялись, гарантийные письма не выдавались (л.д.21).

Факт отсутствия юридического лица по данному адресу также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним от 25.11.05 № 01/091/2005-240.1.

Из изложенного следует, что в документах представленных для регистрации ЗАО "Центр оптимизации закупок" были указаны недостоверные сведения о месте его нахождения.

Суд  считает, что  указание недостоверных сведений о месте  нахождения юридического лица  может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской  и иной  экономической деятельности.

Решение  Инспекции   Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому  району  г.Чебоксары Чувашской Республики № 1540 от 29.09.04 является незаконным, поскольку  принято с нарушением требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом,    суд  считает,   что    Инспекция  ФНС России  по Ленинскому  району г.Чебоксары как правопреемник  Инспекции Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому  району  г.Чебоксары  должна  устранить  допущенные нарушения путем вынесения   соответствующего решения, предусмотренного  Федеральным законом  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики о регистрации при создании юридического лица закрытого акционерного общества "Центр оптимизации закупок" от 29.09.04 № 1540.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                 Г.В. Велитченко