АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-2005/2013
21 мая 2013 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аликовым А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению закрытого акционерного общества «Телесемь в Чебоксарах», г. Чебоксары к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, г. Чебоксары о признании недействительными решения и предписания от 24.12.2012 по делу № 88-Р-2012,
при участии: представителя заявителя – ФИО1, по доверенности от 27.01.2013, представителя Управления ФАС по Чувашской Республике-Чувашии – ведущего специалиста-эксперта ФИО2, по доверенности от 17.08.2012 № 05-14/5950; представителя Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии – специалиста-эксперта ФИО3, по доверенности от 17.05.2013 № 0013-Д,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Телесемь в Чебоксарах» (далее – ЗАО «Телесемь в Чебоксарах», общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Чувашское УФАС России, Управление) о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания.
В обоснование заявленных требований указывает, что решением Чувашского УФАС России признана ненадлежащей и нарушающей пункт 2 части 2 статьи 21, пункт 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама водки «Мягков» и «Беленькая», а также сигарет «L&M», размещенная в № 47 от 07.11.2012 журнала «Антенна-Телесемь. Чебоксары».
В соответствии с названными нормами Федерального закона реклама алкогольной и табачной продукции не должна размещаться в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних.
Вывод о предназначенности издания для несовершеннолетних детей Управлением сделан на основании того, что в выходных данных издания указан знак классификации информационной продукции «12+».
Вместе с тем реклама не отнесена к информации, с целью защиты детей от которой производится классификация информационной продукции по категориям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В силу пункта 2 части 2 статьи 1 названного Закона он не распространяется на отношения в сфере рекламы.
Журнал «Антенна-Телесемь. Чебоксары» зарегистрирован в установленном порядке, в качестве тематики издания указана информационная, развлекательная и рекламная (не боле 40%) направленность. Содержание и художественное оформление издания не ориентировано специально или преимущественно на детскую аудиторию. Основное содержание издания составляет еженедельная программа телепередач, анонс культурных мероприятий, афиша, информационные и/или информационно-развлекательные материалы о событиях в городе Чебоксары, интервью с известными персонами.
В этой связи считает, что наличие знака информационной продукции «12+» указывает лишь на то, что в данном печатном издании может содержаться информация, разрешенная статьей 9 указанного выше Закона.
Кроме этого, при регистрации журнала «Антенна-Телесемь. Чебоксары» в качестве средства массовой информации (далее – СМИ) была уплачена госпошлина в размере 1 000 руб., а при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз. Это также свидетельствует о том, что издание не является средством массовой информации, предназначенным для несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель общества требование поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Чувашское УФАС России отзывом на заявление и его представитель в заседании суда требование заявителя не признает.
Указывает, что в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
В силу статьи 16 Закона информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
Указывая в выходных данных периодического печатного издания – журнала «Антенна-Телесемь. Чебоксары» знак информационной продукции «12+», ЗАО «Телесемь в Чебоксарах» позиционирует его как предназначенное для несовершеннолетних печатное издание. В этой связи считает правильным вывод Управления о том, что реклама сигарет и водки, распространенная в журнале «Антенна-Телесемь. Чебоксары» нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 21, пункта 2 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе».
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывом на заявлении и его представитель в ходе слушания дела требования общества также не признает.
Ссылается на статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которая к информации, запрещенной для распространения среди детей, относит информацию способную вызвать у детей желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (пункт 2 части 2).
При этом согласно пункту 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона обозначение категории информационной продукции, запрещенной для детей, осуществляется ее производителем и (или) распространителем в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
В пункте 9 статьи 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Пунктом 2 части 2 статьи 21 и пунктом 2 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной и табачной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 данного Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Исходя положений пункта 7 статьи 10 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в заявлении о регистрации средства массовой информации, среди прочего, должна быть указана примерная тематика и (или) специализация продукции.
В заявлении на регистрацию СМИ «Антенна-Телесемь. Чебоксары» указана следующая тематика: информационная (публикация телевизионных программ, анонсы телепередач, комментарии, новости); развлекательная. Полагает, что это свидетельствует о том, что данное СМИ по своему содержанию рассчитано на широкий круг пользователей и не ориентировано на целевую аудиторию возрастом от 18 лет и старше.
Выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалы дела свидетельствуют, что ЗАО «Телесемь в Чебоксарах» зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>.
Данное общество является учредителем СМИ «Антенна-Телесемь. Чебоксары».
В Чувашское УФАС России поступило заявление Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии о том, что в ходе мониторинга периодического печатного издания «Антенна-Телесемь. Чебоксары» от 07.11.2012 № 47, в выходных данных которого указан знак информационной продукции «12+», размещена реклама сигарет «L&M»
(стр. 5), водки «Беленька» (стр. 29) и водки «Мягков» (стр. 79).
В этой связи Управление решением от 24.12.2012 № 05-14/9550 признала ненадлежащей указанную рекламу, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 21 и пункта 2 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе». Кроме того выдано предписание от 24.12.2012 № 05-14/9551 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 2 части 2 статьи 21 и пункт 2 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» предусматривают, что реклама алкогольной и табачной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относит информацию способную вызвать у детей желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (пункт 2 части 2).
При этом согласно пункту 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона обозначение категории информационной продукции, запрещенной для детей, осуществляется ее производителем и (или) распространителем в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
В пункте 9 статьи 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» установлено, что каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 данного Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Исходя положений пункта 7 статьи 10 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в заявлении о регистрации средства массовой информации, среди прочего, должна быть указана примерная тематика и (или) специализация продукции.
В заявлении на регистрацию СМИ «Антенна-Телесемь. Чебоксары» ЗАО «Телесемь в Чебоксарах» указало следующую тематику печатного издания: информационная (публикация телевизионных программ, анонсы телепередач, комментарии, новости); развлекательная; рекламная – не более 40% от общего объема СМИ.
Таким образом суд приходит к выводу, что СМИ «Антенна-Телесемь. Чебоксары» не является печатным изданием, предназначенным для детей. Указание в выходных данных обозначения категории информационной продукции «12+» само по себе не свидетельствует о том, что целевая аудитория периодического печатного издания – это лица, достигшие двенадцатилетнего возраста (несовершеннолетние), а лишь указывает не то, что в данном периодическом печатном издании содержится информация, которая может причинить вред здоровью и развитию лиц, не достигших возраста двенадцати лет.
К тому же, исходя из содержания размещенной в выпуске СМИ «Антенна-Телесемь. Чебоксары» от 07.11.2012 № 47 рекламы сигарет «L&M» (стр. 5), водки «Беленька» (стр. 29) и водки «Мягков» (стр. 79) следует, что данная реклама не призывает к употреблению кем-либо табачных изделий или алкогольной и спиртосодержащей продукции. Напротив, названная реклама указывает на причинение вреда здоровью в случае употребления табачных изделий или алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того суд учитывает то, что пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что данный Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере рекламы.
В связи с изложенным следует признать, что ЗАО «Телесемь в Чебоксарах» не допускала нарушение пункта 2 части 2 статьи 21 и пункта 2 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе». Соответственно, решение и предписание Управления от 24.12.2012 по делу № 88-Р-2012 не соответствуют указанному Федеральному закону и нарушили права заявителя по размещению рекламы, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат взысканию с Чувашского УФАС России.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
заявление закрытого акционерного общества «Телесемь в Чебоксарах», г. Чебоксары удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание от 24.12.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по делу № 88-Р-2012.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, г. Чебоксары (ОГРН – <***>) в пользу закрытого акционерного общества «Телесемь в Чебоксарах», г. Чебоксары в возврат госпошлины 2 000 руб. (две тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов